Авто Город Как это работает: рассказываем о системе пермских светофоров

Как это работает: рассказываем о системе пермских светофоров

Портал 59.ru выяснил принципы работы городских светофоров.

В Перми работают 334 светофора

Светофоры регулируют движение транспорта в Перми более 60 лет. Эти объекты давно стали частью дорожной инфраструктуры и обеспечивают безопасность водителей и пешеходов. О том, как устроена современная система управления городским движением, – в материале 59.ru.

Первый светофор появился в нашем городе в далеком 1956 году на перекрестке улиц Карла Маркса (сейчас – Сибирской) и Ленина. Постепенно с увеличением количества автомобилей и общественного транспорта потребность в регулировании движения все возрастала, и светофоры стали устанавливать на всех перекрестках.

Первый пермский светофор

Сейчас в городе 334 светофорных объекта – они установлены на всех крупных перекрестках, на выездах и въездах в Пермь. 94 светофора подключены к автоматизированной системе управления дорожным движением, позволяющей контролировать их работу удаленно.

– Подключенные к системе светофоры позволяют нам управлять дорожным движением в местах, где они располагаются, – рассказывает начальник отдела контроля дорожного движения Пермской дирекции дорожного движения Екатерина Васькина. – Находятся они в основном на въездных магистралях в город: шоссе Космонавтов, Героев Хасана и основных улицах города – улице Попова, Ленина, Комсомольском проспекте. За счет этого проблемы затрудненного движения в центре города легче решаются при возникновении непредвиденных ситуаций, таких как дорожно-транспортные происшествия, дорожные работы, эвакуация автомобилей.

В Перми к автоматизированной системе управления подключены 94 светофора

Подключенные к системе светофоры управляются с помощью специально разработанных программ или в ручном режиме. Им можно задать стандартный режим, который рассчитывается из среднего потока транспорта, проходящего через перекресток в утреннее, дневное и вечернее время суток.

В центре управления дорожным движением следят за работой светофоров

Во время непредвиденных ситуаций на дороге, например, в случае ДТП или дорожных работ светофор переводят в адаптивный или интеллектуальный режим. В таком случае время переключения сигналов светофора зависит от плотности и интенсивности транспортного потока. Данные об автомобильном трафика светофор получает от специальных детекторов, установленных над дорогой.

– В местах подключения светофоров установлены детекторы транспорта. Они считывают количество автомобилей, проезжающих через перекресток, что позволяет в зависимости от интенсивности и плотности движения рассчитывать время, которое необходимо дать для проезда по каждому направлению. Это происходит в автоматическом режиме, и нам не нужно вмешиваться. Получается, что система сама решает проблему затрудненного движения, – объясняет Екатерина Васькина.

Оператор контролирует дорожные объекты на крупных городских магистралях

Но и адаптивное управление – не последний вариант работы «умного» светофора. Оператор всегда может переключить его в ручной режим. При этом ручное управление светофором может быть разным. Так, оператор может задавать светофору заранее разработанную программу для типичной ситуации, например, для вечера пятницы, когда на выездах из центра образуются пробки. Или на утро понедельника, когда заторы образуются на въезде в город. И так далее.

– По вечерам очень часто стоит движение по Коммунальному мосту в направлении из центра города, и обычная программа не всегда справляется. Поэтому у нас есть дополнительная программа, которую мы можем включать и быстрее разгружать мост и центр города. Если мы этого не сделаем, то движение будет парализовано и блокировано. Но вот перекресток Попова–Монастырская мы стараемся не трогать, только в чрезвычайных ситуациях. Делаем так потому, что весь Коммунальный мост в итоге упирается в перекресток Спешилова и Борцов Революции, и по вечерам мы стараемся управлять им, – говорит Екатерина Васькина.

В светофор могут быть загружены разные программы его работы

В редких случаях требуется и чисто ручное управление светофором, но мануальный режим опасен тем, что оператор может не заметить влияние его работы на другие перекрестки, где камер нет. Когда оператор все-таки берет в свои руки контроль над переключением сигналов светофора, он на глаз оценивает поток транспорта на той или иной улице.

– Ручное управление используется, когда нет стандартной программы, которую мы можем включить. Это бывает не очень часто, потому что такое управление светофорами очень опасно. Когда оператор самостоятельно управляет светофорным объектом, он может не заметить, как это влияет на другие перекрестки, где у нас камер нет. Из-за этого может нарушиться движение транспортных средств в каких-то других местах, – поясняет Екатерина Васькина.

Ручное управление светофорами используется крайне редко

Также контролировать переключение сигналов можно непосредственно рядом со светофором с помощью специального пульта. К примеру, сотрудники ДПС в столице останавливают движение транспорта на улицах во время проезда вип-кортежей, но в Перми у полиции таких пультов нет. Ранее возможность контролировать светофор была на стационарных постах ГИБДД, но сейчас они закрыты.

По сути, ушла в прошлое и так называемая «зеленая волна» – режим работы, при котором автомобиль, движущийся с разрешенной скоростью, может проехать несколько перекрестков на разрешающий сигнал светофора. Сейчас она есть только на шоссе Космонавтов. А вот «волну» на Компросе специально убрали из-за большого количества серьезных ДТП. Зато в центре есть «зеленая волна» для трамваев – таким образом они могут проехать по улице Ленина от Куйбышева до Островского.

Екатерина Васькина рассказывает о работе автоматизированной системы управления дорожным движением

– «Зеленая волна» возможна только на тех перекрестках, которые подключены к нашей системе. Она обеспечивается путем сдвига начала работы зеленого сигнала светофора относительно предыдущего светофора. Также она зависит от расстояния между светофорами, от того, сколько перестроений должен сделать автомобиль, чтобы подъехать к следующему светофору, – рассказала Екатерина Васькина.

В таких ящиках на перекрестках находится контроллер светофора

Главный мозг «умного» светофора – дорожный контроллер. Это устройство позволяет контролировать дорожный объект и задавать ему различные программы работы. С помощью оптоволоконного кабеля или сети интернет контроллер соединяется с компьютерными серверами центра управления дорожным движением города Перми. Построить один светофорный объект и подключить его к автоматизированной системе управления стоит порядка полутора миллионов рублей.

Данные о количестве автомобильного трафика светофор получает от специальных детекторов, расположенных над дорогой

Кроме светофоров, датчиков движения транспорта и контроллеров важный элемент всей системы – видеокамеры. Всего их насчитывается 85. Они расположены рядом со светофорами на крупных перекрестках. Оператор использует их для контроля дорожного движения и реагирования на различные внештатные ситуации, например, аварии. Помимо этого, операторы используют общегородскую систему видеонаблюдения, в которой порядка 300 видеокамер. Они стоят на дорогах, перекрестках и местах массового пребывания граждан, например, на городской эспланаде, вокзалах, стадионе «Звезда».

– У нас есть замечательный сервис, которым мы часто пользуемся – это «Яндекс.Пробки», и когда там появляется отметка о ДТП, то мы благодарим всех водителей, что они поставили эту отметку. Мы сразу смотрим и проверяем актуальность информации. Если это соответствует правде, то мы принимаем решение по управлению светофором, – рассказывает Екатерина Васькина.

Операторы контролируют дорожное движение в городе круглые сутки

Работают операторы в круглосуточном режиме. В дневную смену, кроме оператора, в центре управления дорожным движением дежурят инженеры, которые следят за работой автоматизированной системы управления. В ночную смену заступает только один оператор. Работать оператором может любой человек с высшим техническим образованием и стажем работы по технической специальности.

Сейчас специалисты центра дорожного движения готовятся к перекрытию Северной дамбы, которое произойдет 17 июня. Они уже разработали специальные режимы для работы светофоров на бульваре Гагарина и других улицах Мотовилихи.

Особое внимание уделяется выездам из города в часы пик

Автоматизированная система управления светофорами заработала в Перми в 2006–2007 годах после Санкт-Петербурга и Москвы. Сейчас она внедрена во многих российских городах и позволяет контролировать дорожную ситуацию в крупных мегаполисах. Пермская система, спустя десять лет работы, продолжает развиваться. В планах у Пермской дирекции дорожного движения подключить к ней еще порядка 100 светофорных объектов. «Умные» светофоры должны появиться на Уральской, Героев Хасана, Уинской и шоссе Космонавтов.

– Установка этой системы предполагает, что пропускная способность дорог повышается на 40%. Таким образом, мы можем улучшить движение в центре города. С каждым годом автомобильный трафик у нас увеличивается, поэтому установка дополнительных объектов в систему становится актуальной. Может быть, это не очень заметно для обычного обывателя, потому что люди уже привыкли и не замечают нашего вмешательства. На самом деле, если мы перестанем работать, то в городе станет гораздо хуже,– резюмирует Екатерина Васькина.

Фото: Фото Виктора Михалева
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем