Бизнес

Ольга Котельникова, директор Школы бизнеса «ЛИНКама»: «Хороший менеджер – тот, который ошибается по правилам»

" src=

Настоящий менеджер в современных условиях должен находиться в непрерывном поиске эффективного пути развития своей управленческой компетенции. В Перми пройти этот путь стало возможным благодаря получению квалификации международного уровня в Школе бизнеса «ЛИНКама». С 1993 года «ЛИНКама» является партнером Международного института менеджмента «ЛИНК» – крупнейшей школы бизнеса в России, предоставляющей дистанционное образование Открытого университета Великобритании. За 15 лет обучение в 92 региональных центрах МИМ ЛИНК прошли более 60 тысяч менеджеров. Школа бизнеса «ЛИНКама» предлагает широкий выбор бизнес-программ для менеджеров различного уровня – от отдельных курсов до престижной программы MBA (мастер делового администрирования). Директор Школы бизнеса «ЛИНКама» Ольга Котельникова рассказала Kapital59.ru о нюансах делового образования, средствах достижения эффективности в управлении и подвигах студентов и преподавателей.

– Ольга Геннадьевна, какие бы вы отметили особо значимые события для школы за время существования на рынке образовательных услуг?

–Во-первых, само возникновение нашей школы связано с октябрем 1993 года. Это было время, когда обстреливали Белый дом... Набрав группу, мне нужно было везти документы в Москву, а там – стрельба. Таким было наше «боевое крещение». Затем был дефолт 1998 года – тогда мы выжили не только благодаря институту менеджмента ЛИНК, но и Открытому Университету Великобритании (ОУВ), который пошел нам навстречу, снизив стоимость обучения для российских студентов. Сейчас для нас было важно открытие новых бизнес-программ, их продвижение на пермский рынок.

Вначале мы работали только с программами Профессионального сертификата. Так, в 1993 году действовали курсы «Эффективный менеджер», «Практический маркетинг» и «Финансовый менеджмент». В 1996 году мы вышли на дипломную программу – международное высшее образование. В 2002 году появилась программа MBA «Стратегия», которая ведется как на английском, так и на русском языке. Буквально в этом году ОУВ совместно с МИМ ЛИНК подготовил программу «Бакалавр бизнес-администрирования» для студентов-очников. Весной следующего года в Великобритании поменяются программы Профессионального диплома, осенью 2009 года – новые программы будут работать и на территории России. Мы постоянно учимся сами, для того, чтобы учить других.

– Насколько легко было заходить на пермский рынок? Ведь в Перми, насколько я знаю, программу MBA с успехом преподают в нескольких вузах. В чем специфика продукта школы «ЛИНКама»?

– Если говорить о вхождении в рынок, то в 1993 году это было несложно, существовал только один учебный центр, занимающийся образованием менеджеров. О программах МВА тогда мы не могли и подумать. Никто не знал, в том числе и мы, что это такое. В то время нужно было доказать необходимость элементарного бизнес-образования как необходимого условия ведения успешного бизнеса.

Если говорить о программе МВА «Стратегия», то нашим самым большим преимуществом является наличие аккредитации трех международных аккредитующих бизнес-образование центров – это Английская Ассоциация MBA – образования (AMBA), Европейский фонд развития менеджмента (EFMD) и Американская ассоциация университетских бизнес-программ (AACSB). Такую тройную аккретитацию – подтверждение высокого качества программ МВА – имеют только 20 университетов мира, ну, а в Перми у нас конкурентов нет.

Важнейшим преимуществом является и дистанционная форма обучения: как правило, все управленцы очень занятые люди, у них нет времени на то, чтобы посещать вечерние занятия или краткие очные семинары. Мы предоставляем комплект литературы, доступ в интернет-конференции, и это позволяет слушателям самостоятельно заниматься в свободное время, строить свой график обучения. А очные занятия проводятся один-два раза в месяц в нерабочее время.

Большой успех обеспечивает практикоориентированность обучения: теоретический материал дается с той целью, чтобы уметь применять его на практике. Все контрольные работы, которые пишут наши студенты, – это анализ своей управленческой деятельности и предложение рекомендаций по повышению ее эффективности как в рамках подразделения, так и всей организации в целом.

– Расскажите, пожалуйста, о клиентах школы. Я так понимаю, что это топ-менеджмент с отличным знанием английского языка?

– Не совсем. Это, прежде всего, топ-менеджеры, но на английском языке программу МВА Открытого университета Великобритании проходят единицы. И, как правило, это обучение проводится только в Москве. А на русском языке программу, аналогичную британской, изучают менеджеры высшего и среднего звена, имеющие высокие амбиции – те, которые настроены на карьеру, на изменение своей жизни. Как правило, это успешные работники достаточно известных предприятий.

– Можете привести примеры организаций?

– У нас получили MBA сотрудники таких организаций, как «Новомет», «Камтэкс-Химпром», Сбербанк, «Уралкалий», министерство образования Пермского края, «Березниковский содовый завод». Сейчас на программе МВА обучается 50 человек из самых разных организаций – от небольших консалтинговых и рекламных компаний до ведущих банков и предприятий не только российского, ни международного уровня.

– Женщины, мужчины? Или карьера от пола уже не зависит?

– Не зависит. Сейчас даже наблюдается рост женской активности в достижении карьеры. Первое время, в 90-е годы, женщин было очень мало, треть в лучшем случае. Сейчас соотношение изменилось – 50 на 50 или 60% мужчин, 40% – женщин. Должна отметить, что женщины более ответственно подходят к своему обучению и более целеустремленны.

– В чем заключается специфика дистанционного обучения, на ваш взгляд, его плюсы и минусы?

– Руководителям, желающим повысить свою квалификацию, сейчас предоставляются все условия для этого. Это, прежде всего, удобство. Если у нас была достаточно развита заочная форма обучения, когда студенты приезжали в вуз сдавать экзамены, то сейчас уже не студенты едут к преподавателю, а наоборот – тьютор (преподаватель-консультант) к студенту. Доступность тьютора – одна из основных особенностей обучения. Это его очные занятия, консультации по телефону и активная работа в интернет-конференции. Мне понравились замечательные слова профессора Кембриджского университета сэра Джона Даниэля: «Для меня дистанционное обучение (то есть обучение на расстоянии) – это когда я читаю лекции в Кембридже 300 студентам и не вижу лиц студентов последнего ряда... Дистанционное обучение – любое обучение, когда нет возможности пообщаться с каждым индивидуально и лично. Наша цель – индивидуальное обучение».

В основу дистанционного образования положен принцип андрогогики – обучение взрослых людей. Цель учебных материалов ОУВ – не столько дать знания, сколько сформировать навыки применения полученных знаний. От осознанной некомпетентности к неосознанной компетентности! Хороший менеджер – тот, который ошибается по правилам!

Существующие программы вузов дают великолепные знания по отдельным дисциплинам. Но для того, чтобы сложить из этих разрозненных знаний картинку, образ, необходимо много работать дополнительно. Образование – это видение мира. В школе бизнеса «ЛИНКама» специалистам дается системное видение – пазлы сами укладываются в картинку. Ведь лучше самому прочитать «Евгения Онегина», чем слушать, как его перескажет учитель. Мы предоставляем первоисточники – причем, в сжатом виде. Для тех, кто захочет расширить свои познания, есть список литературы, который также разрабатывается и предлагается методистами.

– Методисты из Великобритании?

– Да, большей частью из Кембриджа. Надо сказать, что в ведущих британских университетах, в Кембридже и Оксфорде, есть региональные центры Открытого Университета Великобритании. И когда англичане приезжали к нам в Пермь в начале девяностых, они не могли поверить, что где-то далеко на Урале, среди медведей, есть региональный центр ОУ Великобритании.

– Я читала, что полный курс MBA стоит около 600 с лишним тысяч рублей. Покупают ли у вас полный пакет образовательных услуг или пользуются точечно?

– Наш полный пакет стоит гораздо дешевле – около 400 тысяч рублей. МИМ «ЛИНК» не любит участвовать в различных рейтингах, проводимых среди вузов, но в последнем топе, который представил журнал «Секрет фирмы», он занял восьмое место – первый среди негосударственных вузов. Практически все семь первых мест заняли государственные образовательные учреждения, созданные при Академии народного хозяйства. Причем, по качеству и практикоориентированности обучения ЛИНК обогнал все вузы. Единственное, что его поставило на восьмую позицию, это доступная цена программы МВА и несложность поступления. Открытость образования почему-то поставлена в минус, хотя ОУ и был создан для того, чтобы сделать качественное образование доступным.

Но легкость и открытость поступления не гарантирует легкость получения диплома, она компенсируется ответственным подходом к обучению. Здесь все зависит от человеческих амбиций: кто-то сходит с дистанции, кто-то возвращается к нам затем через год – через два, через пять лет, потому что модульное построение программы позволяет студентам прервать обучение и возобновить его позже. Поступая на программу Профессионального сертификата, не все четко ставят цель получить диплом MBA. Но в дальнейшем это возможно, поэтому сначала мы заключаем договор на год, на программу «Менеджер-профессионал» – это снижает риски и увеличивает доверие наших студентов. Никаких требований обязательного поступления на MBA нет, но в последнее время наблюдается тенденция, что большинство наших слушателей четко нацелено на данную программу МВА «Стратегия».

– Расскажите, пожалуйста, о ваших тьюторах.

– Во-первых, подготовка тьюторов – это, действительно серьезный процесс. Прежде всего, они должны закончить специальные курсы подготовки тьюторов МИМ ЛИНК и иметь как минимум Профессиональный диплом по менеджменту Открытого университета Великобритании (высшее международное образование). Второе условие – прохождение полугодовой стажировки в своем учебном центре у тьютора-наставника. Как правило, наши тьюторы – не педагоги, а представители бизнес-среды, поэтому для того, чтобы человек имел преподавательские навыки, дается еще учебно-методическая литература (педагогика, психология, методика дистанционного обучения). Затем тьютор пишет контрольные работы, сценарии тьюториалов (семинаров), которые он проводит, работает в интернет-конференции в качестве ведущего… По окончании стажировки тьютор-стажер сдает экзамен и пишет отчет о стажировке, а тьютор-наставник дает ему рекомендацию для работы в качестве тьютора при успешном выполнении всех необходимых требований.

В настоящее время у нас работают такие великолепные тьюторы: заканчивает обучение по программе МВА директор «Независимой консалтинговой компании», обладательница Профессионального диплома по менеджменту ОУВ Елена Митюшкина; продолжает обучение по программе Профессионального диплома ОУВ управляющий Пермским филиалом «Камкомбанка», Сергей Пьянков; в ноябре будет защищать диплом МВА главный специалист министерства образования Пермского края, обладатель Профессионального диплома ОУВ Вячеслав Аспидов; продолжает обучение по программе Профессионального диплома ОУВ директор по развитию ИД «Пермские новости» Светлана Медведева; я обладаю Профессиональным диплом ОУВ и продолжаю обучение по программе МВА; проректор по науке МИМ ЛИНК, доктор технических наук, обладатель диплома МВА ОУВ Валерий Голубкин.

Наше преимущество по сравнению с другими вузами – это привлечение к процессу обучения на все 100% тьюторов-практиков. Обучать бизнесу может только тот человек, который сам занят этим бизнесом. Занят не в отдельных консультационных или аудиторских мероприятиях, а имеет основное место работы в любой организации города и знает проблемы менеджмента изнутри.

– Что из себя представляет тьюториал?

– Активное взаимообучение. Святое правило – никаких лекций. Это отработка концепций на учебных ситуациях, это ролевые игры, групповые тренинги – это активные формы работы. Бывает, что мы прорабатываем практическую ситуацию наших студентов. Так, на одном из семинаров, посвященных найму персонала, отрабатывалась схема собеседования и мы принимали на работу главного энергетика на одно из пермских предприятий. Семинар может длиться от четырех до шести часов и проводится в нерабочее время. Усталости у наших студентов не наблюдается благодаря активным формам работы.

В Англии, к примеру, обучение действительно дистанционное – там общаются в основном через Интернет. У наших русских студентов «без общения нет обучения». И все-таки навыки работы с ИТ необходимы, для этого существует интернет-конференция. В конференции заранее размещаются планы семинаров, учебные ситуации для работы на тьюториале, проводится обсуждение прочитанного, предлагаются новинки по изучаемым вопросам. Главное – во время обучения идет комплексное формирование менеджера: кроме знаний, мы предлагаем развитие навыков менеджера – активного слушания, работы в группе, публичных выступлений, делового письма, постановки целей и другое. Наши выпускники выходят готовыми менеджерами от владения самыми современными знаниями менеджмента на международном уровне до умения красиво говорить и жестикулировать.

– Кого из пермских персон вы бы смело назвали образцом мастерства делового администрирования?

– Наверное, всех дипломников степени MBA. В Открытом университете и МИМ ЛИНК это непросто. Сейчас образцовым студентом я бы назвала студента курса «Менеджер и персонал» Алексея Третьякова. Всегда все работы сдает в срок и посещает все семинары. Написать работу –ТМА – четко к определенному сроку, с жестко ограниченным количеством слов достаточно тяжело – должна присутствовать серьезная самодисциплина. Я бы сравнила ТМА с курсовыми работами. Это достаточно серьезный исследовательский проект. При помощи изученных концепций надо проанализировать свою ситуацию и дать рекомендации по ее дальнейшему улучшению – повышению эффективности работы. Поэтому в процессе подготовки проекта приходится расставлять приоритеты: здесь будет работа, здесь – учеба. А есть еще семья, друзья, хобби. Вот так легкость поступления компенсируется сложностью обучения. Но нередко написанную контрольную работу студенты претворяют в жизнь. Это победа.

– А как проходят экзамены?

– Все экзамены проводятся один раз в год в письменной форме, причем приезжает экзаменатор из МИМ ЛИНК. Он привозит письменные учебные ситуации, которые в течение трех часов необходимо проанализировать с точки зрения менеджмента, маркетинга, финансов и предложить рекомендации по разрешению сложившейся ситуации. Экзаменационные работы увозятся экзаменатором и в течение месяца проверяются экзаменационным советом МИМ ЛИНК. После этого ОУВ проводит мониторинг отдельных экзаменационных работ и только тогда оценка утверждается. Такой экзамен гарантирует качество, которое определено тремя аккредитующими международными центрами.

– Не припоминаете какие-нибудь нестандартные рабочие ситуации?

– У нас очень жесткие сроки сдачи всех работ и итоговых экзаменов, которые определены ОУВ и являются едиными во всех странах. И если студент не может сдавать экзамен сейчас, то следующий раз сдачи экзамена – только через полгода. Поэтому наши слушатели стараются не пропустить это время. Помню, одна студентка пришла на экзамен со сломанной ногой и писала три часа, положив ногу рядом на стул. Были случаи, когда студентам ставили уколы перед экзаменом – радикулит... С температурой пишут. Желание достичь цели дает новые силы. Иногда я просто восхищаюсь своими студентами, их целеустремленностью и работоспособностью, умением все успеть и всего достичь, их способностями и четкой жизненной позицией.

– Каковы, на ваш взгляд, наиболее яркие отличительные черты пермского менеджмента? Если сравнить с другими регионами... В образовательном процессе это как-то проявляется?

– Я бы обозначила отличие региональных центров – периферийных – от московских. У нас более теплая, почти домашняя обстановка. Каждый студент на виду, с каждым находим много тем для разговоров, не только учебных. Сейчас многие наши студенты работают в Москве. Одна из выпускниц как-то пришла и сказала: «Я вообще-то сравнивала ваш центр с другими, в частности, со Стокгольмской школой бизнеса, другими московскими вузами... Вы же с нами со всеми возитесь!» Мы не возимся, конечно, но практикуем подход содружества, ведь учатся не только мои студенты, учусь и я вместе с ними и у них. Поэтому и обстановка у нас очень доброжелательная, и даже контрольные работы (по требованию ОУВ) пишутся с учетом мнений минимум двух студентов – это взаимопомощь и взаимообучение.

В Москве такого нет – достаточная отстраненность и тьюторов, и студентов, но там и количество обучающихся другое.

– Расскажите, пожалуйста, свою деловую биографию.

– Я закончила филологический факультет Пермского государственного университета. Работала в комитете ВЛКСМ, потом в школе. Когда я работала методистом Центра информационных технологий Профессионального лицея №1, к нам приехали представители МИМ ЛИНК с предложением создать региональный центр Открытого Университета Великобритании. В 1993 году было непонятно, что такое дистанционное обучение. На свой страх и риск мы начали этим заниматься.

Я съездила в Москву, получила чемоданчик из Открытого Университета с учебными материалами на английском языке. И с этим чемоданчиком, опережая всякие канадские компании, обходящие квартиры, я начала обходить знакомые организации. Для того, чтобы знать свой продукт, вместе со своими первыми студентами обучалась на программе Профессионального сертификата в 1993 году, потом стала тьютором курса «Практический маркетинг». В 1997 году опять же среди первых студентов закончила программу Профессионального диплома по менеджменту. Сейчас продолжаю обучение по программе МВА и работаю тьютором по курсам менеджмента «Менеджер и организация» и «Менеджер и персонал».

– Вы коренная пермячка?

– Да. Я родилась и выросла в Перми. Мне очень нравится наш город, люблю смотреть, как он растет, хорошеет, преображается на глазах. Рада его успехам, горда его достижениями, горько видеть грязь и убогость.

– В чем для вас состоит удовлетворение от работы?

– Чем мне нравится моя работа – это общением. Только самые умные и талантливые люди понимают необходимость постоянного обучения и приходят к нам. Мы делимся с ними секретами образования, они – бизнеса, и нам интересно вместе. Особое удовлетворение я получаю, когда бизнес наших студентов развивается, процветает и они говорят слова благодарности за знания, полученные в Школе бизнеса, за годы, проведенные вместе.

– Как вам удается совмещать работу и отдых?

– Самое удачное совмещение работы и отдыха в буквальном смысле слова – это совещания директоров региональных центров МИМ ЛИНК, которые проводятся в разных странах. Это увлекательная работа и замечательный отдых одновременно. В этому году мы ездили в Открытый Университет Великобритании в честь 15-летия сотрудничества. Обменивались опытом и новостями, побывали в гостях у нашего первого тьютора по России – Эдис Торн, которая живет в Шотландии. Когда она начинала вести проект английских программ в России, ей было 65 лет. Сейчас ей 82 года, но она все также энергична и бодра. Все вспоминают случай, когда она, выходя из электрички, упала на железнодорожной платформе и сломала шейку бедра. С этим переломом она час пешком добиралась до офиса ЛИНКа... Вот она, настоящая английская леди!

В выходные, когда нет тьюториалов, я стараюсь выезжать на дачу, чтобы отдохнуть на природе. Очень люблю лес. Кроме того, стараюсь больше путешествовать, узнавать разные страны. Но, как правило, путешествия недолгие.

– Есть ли у вас авторитеты среди преподавателей?

– Эдис Торн, о которой я рассказывала, является образцом не только для меня. На таких людях держится жизнь.

– Как вы относитесь к Интернету как источнику информации?

– Даже не знаю, как сказать. Точно так же, как можно сейчас относиться к цивилизации, к телефону, к еде – никуда без него уже не денешься. Уже нельзя представить жизнь без Интернета. Та же Эдис Торн сейчас очень активно сидит в Интернете. Здесь нет возрастных ограничений.

– Любите английский язык, культуру?

– Да. У меня есть подруга в Англии, я очень люблю ездить к ней в гости, английский язык постоянно изучаю. Англия – одна из ведущих и самых интересных стран мира. Там живут люди со своей культурой, своими традициями, которые они очень тщательно оберегают и хранят, в отличие от нас.

– Чем увлекаетесь помимо работы?

– Честно говоря, уже ни на что нет времени, но когда удается, с удовольствием хожу на фитнес, отдаю предпочтение плаванию, лыжам, конькам. Люблю фотографию. Ну, и все-таки чтение – филологическое образование дает о себе знать.

– Что предпочитаете из литературы?

– Классику. А любимое произведение – «Поющие в терновнике».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем