Бизнес Дмитрий Харькин, директор пермского филиала национальной сети кинотеатров «Синема-парк»: «Нам есть куда развиваться, дело в другом: сейчас в кинобизнес вкладывать деньги тяжело»

Дмитрий Харькин, директор пермского филиала национальной сети кинотеатров «Синема-парк»: «Нам есть куда развиваться, дело в другом: сейчас в кинобизнес вкладывать деньги тяжело»

" src=

Пятьдесят один процент россиян практически не посещают кинотеатры, а 13% и вовсе никогда там не были. К таким неутешительным для отрасли выводам пришли эксперты ВЦИОМ. Эксперты связывают это с неразвитой сетью кинотеатров в стране и влиянием финансового неблагополучия, заявляя о том, что кино попало под каток кризиса. О том, как развивается на сегодняшний день пермский кинорынок, о влиянии кризиса, о перспективах 3D, о самых популярных киноновинках года, о пермском зрителе и пиратах рассказывает директор пермского филиала «Синема-парк» Дмитрий Харькин.


Так ли страшен кинокризис, как его малюют?

Как в кризис ведет себя зритель?

– Во-первых, по данным исследовательской компании КОМКОН 60% россиян стали реже посещать театры, шоу, мюзиклы и другие развлекательные мероприятия, население стало экономить на развлечениях. Кризис заставляет россиян становиться рачительными и рациональными. А по данным журнала «Кинобизнес сегодня», за первые три месяца прокатного года (декабрь-февраль) посещаемость российских кинотеатров упала на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это довольно тревожные показатели.

Во-вторых, что касается «Синема-парк» – мы молодой кинотеатр. В этом году планируем привлечь зрителей на 30% больше по отношению к 2008 году. Несмотря на то что мы находимся на стадии развития – у нас сформировалась своя зрительская аудитория, и мы считаем успехом, что удержали посещаемость на прежней планке и не потеряли зрителя.

В «Синема-парке» одни из самых дорогих билетов по городу. Цены на билеты будут падать?

– Киносеть «Синема-парк» инвестирует большие средства в инновации. За качество надо платить. Мы коммерческая организация, и вложенные деньги необходимо возвращать, также платить налоги, выдавать заработную плату и оплачивать коммунальные услуги, помимо прочего, есть расходы и на кинопрокатные организации. Все перечисленные составляющие входят в цену билета. Министерство культуры, с апреля, ввело единый электронный билет для кинотеатров, и поэтому я считаю, что цены в кинотеатрах будут примерно одинаковые. Каждая киносеть борется за зрителя, то есть за завоевания его симпатий. Например, у нас по вторникам и средам для студентов и школьников стоимость билета равна 60 рублям на фильмы, на которые не распространяется меморандум производителя. И в эти дни идет резкий всплеск посещаемости. Также мы принимаем коллективные заявки от школ, вузов (образовательных учреждений и трудовых коллективов). На коллективные заявки делаем скидки. Отвечая на ваш второй вопрос, сообщаю, что цена билета вряд ли будет расти в этом году.

Несколько лет подряд рынок кинопроката Перми развивался взрывными темпами. Сейчас он достиг насыщения? Чтобы насытиться, Перми нужно больше кинозалов?

– Я отвечу в цифрах. Сейчас у нас в стране 1840 экранов, а в Америке 30 тысяч кинозалов. Но следует учитывать и численность населения. У нас около 150 миллионов человек, в США 280 миллионов человек. Из приведенных выше цифр видно – нам есть куда развиваться. Следует учитывать, что развитие рынка кинопроката сейчас во многом сдерживает кризис. В развитие этого бизнеса необходимо вкладывать длинные деньги. Окупаемость кинотеатра, в целом, составляет около восьми лет. В связи с кризисом этот срок, скорее всего, увеличится.

Количество новых кинозалов будет расти?

– Уже в этом году рост числа новых экранов, скорее всего, замедлится. По данным компании «Невафильм», в 2009–2010 годах ежегодно будет открываться только 150 залов. Основной рост экранов обеспечивали экспансия в регионы федеральных сетей и открытие новых мультиплексов в торговых центрах. Сейчас многие стройки заморожены. Как признался глава «Невафильма», если рынок вырастет, хотя бы на 100 экранов в этом году, это будет удачей. Сейчас завершаются только те проекты строительства торговых центров, которые начались в 2007–2008 годах. Проекты на 2010–2011 годы, на которые рассчитывали кинотеатры, практически все заморожены. Высокие ставки кредитов не позволяют девелоперам реализовывать новые проекты. Поэтому рост будет незначительным, но будет. Например, «Синема-парк» в этом году в мае откроет в Москве новый 10-зальный мультиплекс.

Из-за кризиса, не сокращали ли вы сотрудников?

– Все-таки мы стараемся сохранить штат и оставить все льготы работникам. Когда сотрудник имеет комфортные условия, к работе он относится с душой.

Цифровая киноэра

Вопрос о 3D хватает ли здесь контента?

– На сегодня 80% всех мировых фильмов выходит в цифровом формате, а не на пленке. Также планируется увеличение выпуска фильмов в 3D формате. Так в 2007 году был первый полномасштабный фильм в 3D «Беовульф», в прошлом году появились «Мухнём на Луну», «Путешествие к центру Земли» и мультфильм «Вольт». В этом году выйдет сразу 11 фильмов в 3D-формате. Кстати, первые из них уже вышли: «Монстры против пришельцев» и «Каролина в стране кошмаров», были неплохие сборы. В мае выходит 3D-мультфильм студий Pixar и Disney – «Вверх».

К 1 июля планируется выпустить в прокат «Ледниковый период – 3». После 1 июля каждый месяц будет демонстрироваться по новому фильму в формате 3D. К концу года выйдет ожидаемый кинопроект – это фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона. Его бюджет уже превышает 300 миллионов долларов. На сегодня он считается самым дорогим в истории кинопроектом. Релиз фильма запланирован на декабрь, но уже сейчас эксперты прогнозируют коммерческий успех ленты.

Интерес к фильмам в формате 3D растет с каждым днем. Об этом можно судить по тому, что билеты в кассах заканчиваются за 10-15 минут до начала сеанса.

В чем преимущества 3D и вообще цифрового формата кинопоказа?

– Начну с обращения президента России. В своем видеоблоге Дмитрий Медведев прямо сказал, что «необходимо использовать сегодняшнюю ситуацию для модернизации в тех сферах, где мы действовали слишком медленно: это касается и перехода на «цифру» – на цифровые технологии».

Понятно, что будущее за электронным кинематографом. В условиях рынка это значительная экономия средств и защита авторских прав. «Цифра» – это инновационное развитие, ее преимущество в том, что она дешевле и компактнее. Но сначала все равно надо вложить в развитие кинопоказа огромные средства.

Такой переход выгоден киносетям?

– Переход на «цифру» – это реальная модель финансирования и возврата инвестиций на техническое переоснащение российских кинотеатров. Весь мир переходит на «цифру» – в мире уже более семи тысяч цифровых кинозалов. А в России их около 80, и это кинотеатры – энтузиасты.

Стоимость кинокопии пленки в 35 миллиметров составляет 32 тысячи рублей. А стоимость цифровой кинокопии – всего две тысячи рублей. Сейчас пока дорогое цифровое оборудование, в стране его мало, но в масштабе «цифра» гораздо дешевле. Кстати, с переходом на цифру, мы столкнулись с такой проблемой, как нехватка квалифицированных кадров по киномеханике. У нас их практически сейчас не готовят, а надо работать с новейшим оборудованием.

" src=

Увеличило ли 3D вашу прибыль?

– Да, на девять процентов. Показ 3D стоит дороже за счет того, что было вложено больше денег. Срок окупаемости пока рассчитывается. Ведь оборудование одного кинозала специальными 3D-проекторами обходится прокатчикам в довольно крупную сумму. Однако, по мнению экспертов, прокат фильмов в таком формате позволяет увеличить выручку дистрибьютора. Так, гендиректор сети «Синема-парк» Сергей Китин говорит, что в прошлом году доля выручки от проката 3D-версии мультфильма «Вольт» увеличила выручку в сети на 9-10%. В среднем, стоимость билета на 3D-фильмы немного выше, чем на обычные фильмы. Но можно сказать, что люди охотно идут на 3D-картины, потому, что это необычно, ты погружаешься в сюжет и становишься участником яркого зрелища.

Охота на пиратов

Ловили у себя пиратов?

– Да, два раза кто-то из зрителей тайно пытался записывать, но после подобных нарушений не было. Все кинозалы оборудованы системой видеонаблюдения. Если какие-либо правонарушения происходят в залах, то эти события фиксируется и охрана принимает меры к нарушителям. Когда пират включает свое записывающее оборудование – это хорошо видно на наших камерах.

Есть камеры и вне залов. Видеонаблюдения кинотеатра является одним из элементов системы комплексной безопасности – безопасности посетителей. Известно, что около 12% людей никогда не совершают правонарушения. 12% – это те, кто в любом случае, совершит, остальная масса, 67%, если им предоставить возможность совершить противоправные действия, то есть фактически спровоцировать, они могут поддаться на соблазн. Мы пресекаем этот соблазн предупреждением о видеосъемке, в холлах развешены специальные таблички – предупреждения.

Портрет пермского киногурмана, или Гоголь ломает западные лекала

По-прежнему ли «Синема-парк» придерживается политики, преимущественно ориентированной на развитие в регионах?

– «Синема-парк» располагает 117 экранами в России. Киносеть пришла не только в самые крупные города – миллионники, но и в города поменьше: Набережные Челны, Тюмень, Волгоград. И сеть продолжает развиваться. Как я уже отметил ранее, «Синема-парк» в этом году откроет 10-зальный мультиплекс в Москве.

Успевают ли российские киносети за технологиями и соответствуют ли западному формату?

– Деньги следует вкладывать именно в развитие технологий. Все чаще появляются цифровые проекторы, особенно, в многозальниках. Наш кинотеатр предлагает слабослышашим зрителям наушники. Также у нас существуют специальные места для инвалидов. Но в Перми, к сожалению, не везде достаточный уровень оснащенности кинотеатров, хотя кинотеатр европейского образца – это как раз конкурентное преимущество.

По какому принципу выстраиваете репертуар сети?

– Репертуарное планирование – процесс, централизованный для всей нашей сети. Общую сетку определяет центральный офис в Москве. В сети есть департамент репертуарного планирования, который отслеживает все новинки. Также в филиалах сети, а именно в Тюмени, Новосибирске, Челябинске – проходили фестивали авторского кино. Но арт-хаус – не кассовое кино, а мы являемся коммерческой организацией. На эти ленты идет определенный круг лиц.

Хотя в Перми мы тоже демонстрировали не кассовое кино. В августе прошлого года Мадлен Джабраилова представляла фильм «Плюс один», в апреле этого года на нашем экране прошел цифровой показ концерта группы «Iron Maiden». В мае мы предложим оцифрованный концерт Лучано Паваротти и в августе – концерт Виктора Цоя «Звезда по имени солнце». Сейчас идут переговоры с кинопрокатчиками на право трансляции этих концертов.

А пермская киноаудитория качественно изменяется?

– Мы видим хорошо развитую посещаемость кинотеатров в городах федерального значения, как Москва и Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Нижний Новгород. Там посещение кинотеатра это семейный отдых, особая культура общения и времяпровождения. В Перми эта культура только зарождается.

В мировой киноиндустрии идет движение в сторону взросления аудитории. Там среднему посетителю кинотеатра от 24 лет и выше, а у нас все-таки – более молодые зрители. Хотя сейчас в кино начали приходить люди старшего поколения. Особенно шли на «Тараса Бульбу», в том числе и пенсионеры. Очень многие посмотрели «Адмирала». А «Стиляги» привлекли людей самых разных возрастов.

На данный момент внимание пермского зрителя привлекают фильмы: «Форсаж-4», «Тарас Бульба», «Обитаемый остров. Схватка», «Люди Икс. Начало. Росомаха». На фильмы ужасов, таких как «Мой кровавый Валентин» больше идет молодежь, которой хочется пощекотать нервы.

Сейчас многие фильмы отправляются в промо-туры...

– Во всем мире принято, что сами актеры участвуют в промо-туре вышедшей ленты. Так в Москву приезжал Киану Ривз, продвигая фильм «Когда Земля остановилась». В марте этого года Микки Рурк побывал в Москве в рамках промо-кампании фильма «Рестлер». То есть каждый планирует и продвигает свой фильм. К этому обязывает и контракт. У нас в такой промо-тур ездили, в том числе и в Пермь, актеры фильмов «Плюс один», «Горячие новости». В этом, в принципе, заинтересованы и актеры, и режиссеры, и сами киносети. Такая презентация интересна и любопытна зрительской аудитории.

Что вы думаете о развитии отечественной киноиндустрии: становится ли больше проектов копродукции, отечественные фильмы популярнее западных кинолент? Мы часто снимаем по западным лекалам или нет?

" src=

– Девяностые годы можно охарактеризовать как коллапс отечественного кинематографа, в основном, выходила киночернуха. И как следствие у нас быстрыми темпами развивалась западная киноиндустрия. В последнее время отечественное кино имеет целый ряд, действительно, сильных, индивидуальных работ. Сейчас западные ленты не намного популярнее отечественных фильмов. Только сейчас наша киноиндустрия начала подниматься с колен. Недавно завершился большой кинопроект Федора Бондарчука «Обитаемый остров. Схватка». Посмотрим, какую он вызовет реакцию. Есть люди, которые двигают национальное кино. Все зависит от человека и его желания снять по-настоящему хороший фильм. Есть имена, есть исполнители. У нас не такой большой опыт по технологиям и спецэффектам. Например, сейчас в Голливуде снимают продолжение «Трансформеров», используя уникальные компьютерные технологии и спецэффекты. Между тем отечественная киноиндустрия развивается семимильными шагами. Через некоторое время мы сможем снимать не менее сложные картины. Это закономерный процесс встраивания в мировой кинорынок. Например, по новым технологиям отснята лента «Горячие новости».

Отечественные ленты, начали собирать полные залы – «Девятая рота», выстрелила также вторая часть «Иронии судьбы», «Ночной» и «дневной дозоры», «Адмирал», «Тарас Бульба» и многие другие киноленты. Конечно, свою роль играет реклама фильма. Хотя у нас много и других фильмов, которые сильны далеко не спецэффектами.

Как вы относитесь к тому, что у Павла Пьянкова, директора кинотеатра «Октябрь» есть филиал в Кунгуре?

– Он молодец: формирует внутренний рынок. У населения в провинции есть своя ментальность, но они не оторваны от общего процесса.

Кто и что посеял

Работа в «Синема-парке» как-то повлияла на ваш образ жизни, привычки?

– Я пришел из другой сферы в кинобизнес. Поэтому мне было все ново. Это работа с творческими людьми. Благодаря ей расширил свой кругозор.

Что больше всего цените в коллегах, сотрудниках?

– Честность, прямоту, исполнительность. И, конечно, умение общаться. Ценю в людях умение уходить от конфликтных ситуаций. В нашей команде мы регулярно проводим тренинги и систематически разбираем конфликтные ситуации, чтобы в последующем предупредить их повторение.

Назовите свои любимые фильмы?

– Это фильмы «Не стреляйте в белых лебедей» и «В списках не значился». С детства любил героя Павла Корчагина из фильма по роману Николая Островского «Как закалялась сталь». По-своему люблю киноленту по сценарию братьев Стругацких «Чародеи». Из последних вышедших фильмов сильно поразил «Адмирал», он заставляет посмотреть на историю под другим углом.

Ваша любимая музыка...

–Я люблю бардовскую песню. Нравится творчество Виктора Цоя.

Как Вы относитесь к документальному кино?

– Из документалистики я смотрю тематические фильмы: либо исторические, либо фильмы из серии в мире животных. Иногда супруга любит посмотреть картины, связанные с путешествиями.

Чем увлекаетесь помимо работы? Как проводите время с семьей?

– Люблю побездельничать за книгой. Иногда – свободного времени мало. Вообще с семьей выбираемся на горных лыжах, летом тоже активный отдых – поездки в лес, с друзьями ходим на сплавы.

В Пермь я приехал из Москвы. Женат. У меня сын и дочь, Пермь стала для нас второй родиной. Сын в апреле этого ездил в Анапу на Всероссийскую олимпиаду по астрономии, защищал честь нашего края.

Вы самокритичный человек?

– В принципе, да, правда бывает, что к критике отношусь болезненно. Но если ее нет, то это не есть хорошо. Главное, чтобы критика не перерастала в скандал, не переходила на повышенные тона.

Для некоторых людей раз в пять-семь лет интересно сменить поле деятельности. Не планируете менять работу?

– Это, скорее всего, юношеский максимализм. Я считаю, что надо достигать высот и стремиться к ним в своей области, быть в ней профессионалом. Я не сторонник такого шараханья из стороны в сторону. Я ценю основательность и постоянство: и в делах, и в отношениях. Эти критерии важны для меня. Принцип перекати поле приемлем, когда человек на каких-то этапах не нашел свое место в жизни.

Ваша жизненная установка?

– Есть древнее восточное изречение: «Посеешь мысль – пожнешь желание, посеешь желание – пожнешь действие. Посеешь действие – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». У меня есть принципы: быть честным перед собой. И соответственно, перед другими людьми тоже.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем