Впервые в истории архитектурных сокровищ мы выехали за пределы Перми, чтобы рассказать вам о единственном на Пермский край и Свердловскую область жилом доме с фигурами. Спойлеры: дом огромный, прекрасный и вообще их два.
Почти 90 лет назад в разгар первой пятилетки в 35 километрах от Перми началось строительство целлюлозно-бумажного комбината, который должен был стать крупнейшим в Европе. Рядом с ним быстро образовался поселок с говорящим названием Бумстрой.
Строители завода жили в землянках или соломитовых бараках, разделенных лишь проходом на мужскую и женскую половины. В 1933 году поселок переименовали в привычный нам Краснокамск.
Возникала все большая необходимость в появлении нормального жилья как для строителей, так и для будущих рабочих, но бюрократические проволочки и боязнь брать на себя ответственность (30-е годы на дворе!) не давали проблеме никакой возможности разрешиться. К тому же начал строиться пороховой завод, и в планах чиновников был один поселок на два предприятия — он расположился бы на полпути между современными Закамском и Краснокамском.
Решив, что так дальше продолжаться не может, первый директор бумкомбината Яков Иванович Горячев решает самостоятельно строить жилье для рабочих за счет средств, выделенных на создание комбината. Впоследствии его объявят врагом народа — и это станет одним из факторов.
Горячев строит не просто дома, а произведения искусства: четыре дома-аэроплана, дом-пароход и жемчужина коллекции — 205-квартирный жилой дом по проекту московского архитектора Петра Болеславовича Мурашко с колоннами, лепниной, статуями и большим концертным залом.
Надо понимать: дело все еще происходит в поселке Краснокамск, у которого нет ни четких границ, ни дорог, ни одного каменного дома. И он еще вчера Бумстроем назывался.
Грандиозная стройка грандиозного дома начинается в 1934 году. Камень в Краснокамск везут из хохловского карьера.
В то же время взорваны и разобраны несколько церквей по реке Чусовой, запчасти которых, по легенде, тоже уходят в фундамент. Его же по старинной русской традиции выкладывают серебряными монетами.
Дом строится второпях, его корпуса принимаются с многочисленными недоделками, а о роскошных задумках забывают. Не судьба появиться и арке, которая должна была соединить две половины дома. Эти половины до сих пор имеют общий адрес — улица Мира, 9.
Несостоявшаяся арка принесла другой негативный, кроме эстетического, эффект. Какому-то чиновнику, разглядывавшему план здания в проекции сверху, пришла в голову идея перекрестить две части дома. Получилось нечто, напоминающее свастику. Возможно, именно этот эпизод стал решающим при признании Горячева врагом народа.
Конструктивистский архитектурный стиль определяет не только фасад, но и функциональность здания. Так, предполагалось, что его подвалы займут необходимые каждому советскому гражданину объекты социального быта, такие как прачечная или общественная столовая. Это должен был быть полноценный дом-комбинат.
Подвалы, однако, все равно пригодились во время войны. В них жили семьи блокадников из Ленинграда, которых не смогли подселить в квартиры.
Пять корпусов сдаются поочередно с 1936 по 1938 год. Каждая квартира рассчитана на одну советскую ячейку общества — одну семью, но по факту почти все они становятся коммуналками.
Сейчас одна из квартир в обычном жилом подъезде превращена Краснокамским краеведческим музеем в экспозицию «Коммунальная квартира». Три комнаты коммуналки отражают жизнь обитателей дома в 30-40-е, 50-60-е и 70-е. Наиболее занимательной для нас, конечно, является комната родом из 30-х, когда деревенские люди, переезжавшие в дом, становились горожанами, но продолжали спать на деревянных лавках, сундуках с накопленным добром или холодном полу.
В доме было центральное отопление, однако готовить приходилось в печах, стоявших в каждой кухне. Двор же был забит многочисленными сараями-дровниками. В коммуналках устанавливались дежурства по растопке печи. Учитывая, что комбинат начинал свою работу в 8, можно представить, во сколько приходилось вставать хозяйкам, чтобы успеть растопить печь и приготовить еду. Печи в доме использовали аж до начала 70-х.
Несмотря на все проблемы, дом все равно вышел запоминающимся: стиль, который позже назовут «сталинским ампиром», фигуры символизирующих плодородие девушек с лозами винограда в руках и демонстрирующих силу юношей-дискоболов в нишах — это единственный жилой дом с фигурами и в Пермском крае, и в Свердловской области, как рассказала нам директор Краснокамского краеведческого музея.
Проблемой для современных фотографов стала реализованная в 50-х идея высадить площадку перед домом огромным домом липами. Поймать его в кадр целиком через фотоискатель или обычный глаз теперь возможно лишь с высоты птичьего полета.
В прошлом выпуске серии «Архитектурных сокровищ Перми» мы рассказывали о ДК Солдатова.
Фото: Тимофей Калмаков