Город Вадим Михайлов, художник: «В Перми нам остается только уходить в подвалы и заниматься партизанщиной»

Вадим Михайлов, художник: «В Перми нам остается только уходить в подвалы и заниматься партизанщиной»

" width=

Творческие профессии в Перми никогда особо востребованы не были, однако порой занятия живописью могли принести прижизненную славу и немалый капитал. Если рассмотреть ситуацию на сегодня, то процент молодых людей, пытающихся заработать на хлеб насущный творчеством, довольно высок... Однако кто из них станет вторым Сальвадором Дали, либо же первым в своем роде – покажет время. На вопросы, связанные с проблемами современного искусства, в беседе с корреспондентом 59.ru ответил один из самых известных «молодых» художников Перми – Вадим Михайлов, уверенный в том, что «московским варягам» Пермь Великая еще может кое-что противопоставить.

Сегодня Пермь является плацдармом для «современного искусства», в том числе изобразительного, как вы определяете свое место в нем?

– Пермь совсем недавно стала неким эпицентром современного искусства, однако его плацдармом вовсе не является. За какие-то полгода невозможно сделать из Перми культурную столицу, коей она сегодня представляется в СМИ. Современное искусство по своей сути ничем не отличается от искусства прошлого века, просто есть люди талантливые, которые во все времена могли быть и востребованными, и наоборот. А есть сиюминутное искусство. Мое место в современном искусстве определяется собственно современностью. Пожалуй, я все-таки деятель современного искусства.

Насколько я знаю, вы не являетесь ни членом союза художников, ни представителем современной художественной элиты. Каким способом вы «пробиваете» себе место под солнцем в пермском культурном пространстве?

– В Перми существует некая подпольная художественная элита, аналог того, что в свое время было и в Москве, и в Санкт-Петербурге, вспомним того же Тимура Новикова. Мы стараемся идти по тому же пути, не пытаемся быть в рамках заданных различными «союзами». Мы идем по пути настоящего искусства. Истинная беда в том, что хорошие художники из Перми уезжают, либо умирают. Возможно, лет так через пять нормальных творцов здесь вовсе не останется. У нас не хватает воздуха для творчества. В любом большом городе, где есть настоящая культура, если нет подпитки извне, художники теряют свой творческий потенциал. На самом деле в Перми есть и поэты, и живописцы, ничуть не хуже, чем в Москве. Бывают случаи, когда в Пермь приезжают культурные деятели из столицы и удивляются тому, насколько здесь много творческого потенциала, и насколько он реализуется, не имея хороших стартовых позиций. Если бы в Перми была возможность как-то существовать за счет художественного ремесла, то многие бы оставались и создавали городу неповторимое имя.

А вы считаете, что в других городах с подпиткой художников дело обстоит лучше?

– Недавно мы с Сергеем Стакановым ездили в Самару. На мой взгляд, там дело обстоит гораздо лучше. В Санкт-Петербурге есть большое количество художественных галерей, где существует возможность провести выставку. Екатеринбург, очень продвинутый город в этом смысле, в нем есть Центр современного искусства. В Перми практически не осталось галерей: «Союз Арт» забрали, в центральном выставочном зале нас за художников не воспринимают, нам негде показать свое творчество. В Перми нам остается только уходить в подвалы и заниматься партизанщиной.

Есть ли у вас идеи по созданию альтернативы тому, что в Перми осуществляется в сфере официального художественного искусства?

– Идеи есть… Есть даже планы. Но в свете событий последних месяцев реализация подобных планов может быть сорвана их обсуждением. Давайте пока остановимся на том, что идеи есть.

Для создания художественных полотен необходимы определенные условия, например, просторные мастерские. Как у вас обстоит дело с мастерской?

– Как и многие молодые художники, я рисую дома. Для того чтобы получить мастерскую, необходимо быть членом союза художников, а чтобы туда попасть нужно пойти на определенные уступки, замкнутый круг получается. Взять, к примеру, члена ЮНЕСКО Николая Синна, который с трудом, только через Москву, заполучил в Перми корочки члена союза художников.

Кого из современных художников вы можете назвать своими учителями?

– В первую очередь, Тимура Новикова, который дал мне свободу Густава Клинта, Эгона Шилли, Эндрю Уайта, Петрова-Водкина. Большое влияние на мое творчество оказали «митьки»: Флоренский, Шинкарев и прочие. Художники 60-х годов – Арефьев, Шагин, Васми, Котельников, Свешников, Шварцман, Шемякин и многие другие, – мои настоящие учителя. Сегодня в Перми моими друзьями и соратниками по перу являются Марина Васева, Равиль Хакимов, Егор Субботин, Константин Холмогоров, Ольга Олехнович…

В 80-е годы, когда художественная культура находилась в подполье, многие творцы вели тесную дружбу с «опальными» музыкантами. Ведете ли вы сейчас дружбу с пермскими рок-группами?

– На сегодня ситуация ничуть не изменилась. Я сам «опальный» музыкант, помимо художества. К примеру, могу назвать несколько своих друзей музыкантов, это – Сергей Вихман, Олег Селезнев, Дмитрий Михеенко, группы «Микрофлора», «Бэндр», «Джамахирия», «Blues-собеседник».

Некоторые представители пермской общественности считают, что присутствие в городе Марата Гельмана разрушает нашу культуру, развращает молодежь и расходует средства налогоплательщиков. Как вы относитесь к деятельности столичного галериста?

– Лично я считаю, что Марат Гельман – один из лучших московских галеристов, и его приезд в Пермь является позитивным началом для города. Мне он глубоко симпатичен. Что касается музея современного искусства, то я считаю, что все самые лучшие выставки еще впереди. Например, я слышал, что предстоят выставки Кошлякова и Бродского, это одни из самых интересных для меня художников в последнее время. Другое дело, что некоторые выставки, например, которая проходит сейчас, на мой взгляд, не несут на себе определенной художественной ценности. Но между тем, я очень рад, что существующий музей уникален, его нет в других городах России, а Перми есть чему гордиться.

Кстати, а чем для вас является Пермь?

– Пермь для меня – это холод, ветер, «бесконечный ЦУМ». (Смеется.) Вообще я больше люблю природу, нежели города, хотя в Перми, я считаю, самые красивые девушки на Земле.

Планируются ли какие-то выезды с выставками в другие города? Как обстоит дело с организацией выездных выставок пермских художников сегодня?

– Планируются. Возможно, мы будем принимать участие в выставке «Европейские акценты» в городе Дуйсбург (Германия). У моего друга Сергея Стаканов в ноябре будет выставка в галерее «Борей» в Санкт-Петербурге, называться она будет «Загробный шопинг». Вообще дела с гастрольными выставками обстоят довольно сложно, поскольку на перевозку работ требуются немалые средства, а не все галереи готовы приглашать к себе малоизвестных художников. Пока мы действуем партизанскими методами, и пытаемся «продвинуть» свое искусство самостоятельно, через знакомых и именитых друзей.

Как мировой финансовый кризис коснулся художников, и лично вас? Возможно это новый виток в творчестве или творчество не зависит от мировых катаклизмов?

– Любой кризис вообще является неким движком для творческих личностей. Вспомним хотя бы Пикассо или Модильяни, у которого самые лучшие работы были сделаны во время кризиса в период Первой мировой войны. Сейчас наш кризис является в первую очередь кризисом личности. Мы тоже воюем на определенном фронте и эта война не прекратится – это мое убеждение.

Насколько касаются художника, как и любого творческого человека, дела мирские – это источник для новых произведений искусства, либо же творец существует вне времени и территориальных привязок?

– Когда мы смотрим на работы Рембранта, мы знаем, что в человеческой истории ничего не меняется. Межу тем художник является отражением времени с его достоинствами или же недостатками. Когда человек смотрится в зеркало, он же оценивает себя довольно субъективно… Поэтому, как гласит народная мудрость: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая». (Смеется.)

С одной стороны, для художника важны лишь краски да кисти, с другой – мировое признание. Как вы относитесь к молодым людям, вставшим на путь изначально неприбыльного художественного ремесла?

– Я считаю, что путь этот предначертан свыше. Если человек может писать, значит перед ним бесконечный путь в область запредельного. Если же он может не писать, то у него есть счастливая возможность заняться чем-нибудь другим, помимо художества. Так или иначе, путь этот труден и порой приходится отказываться от многих благ человечества, дабы просто осуществить свою мечту.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем