Город Кто за рулем, никого не заботит, но двери должны быть желтыми: как работает закон о такси в Прикамье

Кто за рулем, никого не заботит, но двери должны быть желтыми: как работает закон о такси в Прикамье

Деятели рынка такси не скрывают – они не знают, кого берут на работу, но закон этого и не требует.

В начале марта Пермь потрясла страшная трагедия. Таксиста, ранее судимого за изнасилование, обвинили в убийстве 10-летней девочки из Перми. Мужчина затащил ребенка в машину, которую он получил после подписания договора с диспетчерской службой. После трагического происшествия многие задумались – не стоит ли ужесточить правила работы таксомоторных предприятий. Несколько лет назад урегулировать деятельность перевозчиков пытались с помощью поправок в федеральный закон № 69, известный как «Закон о такси». Удалось ли это законотворцам – выяснял журналист 59.ru.

Таксист, признавшийся в убийстве 10-летней Юли, которая пропала в Перми 2 марта, 14 лет просидел в колонии за изнасилование несовершеннолетней. По условиям освобождения ему было запрещено приближаться к детским садам и школам, однако, по сути, имея автомобиль, он мог проехать, где угодно. Недалеко от школы мужчина и напал на 10-летнюю Юлю, после чего затащил ее в свою машину. Конечно, то, что мужчина работал таксистом, само по себе не играет в этой истории большой роли. Выбери он другую профессию, он тоже мог бы похитить Юлю. Но это было бы сложнее сделать без автомобиля. Устроившись в такси, пермяк получил автомобиль в аренду.

– Несмотря на наличие логотипа службы заказа такси «Везет» на транспортном средстве, которым управлял подозреваемый, он не является и никогда не был штатным сотрудником нашей диспетчерской службы, – прокомментировали ситуацию в диспетчерской службе такси «Везет». – Этот гражданин арендовал автомобиль у лицензированного перевозчика, индивидуального предпринимателя, и сотрудничал сразу с несколькими диспетчерскими службами такси, работающими на территории Перми.

В ответ на этот официальный комментарий журналист портала 59.ru задал компании еще ряд вопросов, в частности, является ли хоть один водитель штатным сотрудником диспетчерской службы такси «Везет», или же в ее штат входят только принимающие заказы работники; каким образом ведется отбор сотрудников для работы на автомобилях компании; проходят ли машины техосмотр, а водители – медосмотр перед выходом на рейс. Однако на эти вопросы, как и на те, которые касаются ответственности диспетчерской службы за безопасность клиентов, в компании отвечать отказались.

В 2013 году в Прикамье был принят так называемый закон «О такси». Согласно ему у водителя обязательно должно быть разрешение на перевозку пассажиров, а также специальные опознавательные знаки на автомобиле – шашечки и световой короб. Еще одним обязательным требованием с 1 января 2013 года стал желтый цвет кузова. Позже требования немного изменили – желтыми обязали быть только двери. Под закон не попали только так называемые диспетчерские службы. Они связывают клиентов с водителями на личном автотранспорте через телефон и не имеют собственного штата водителей. После приятия закона многие сервисы на рынке самоликвидировались.

Депутат Законодательного собрания Виктор Плюснин, который несколько лет назад стоял у истоков принятия в регионе закона «О такси», рассказал 59.ru, что изначально принятые нормы были направлены на то, чтобы упорядочить ситуацию с такси.

– Тогда комитет по инфраструктуре выступил за то, чтобы был один цвет – желтый, однако потом сообщество предпринимателей стало требовать сделать норму более либеральной, и в результате мы остановились на трех цветах – черном, желтом и белом, – говорит депутат. – Я общался со многими участниками рынка. Те, кто уже долгое время находится в бизнесе, даже приветствовали эти нововведения. Для них это бренд. Они также считают, что если участник рынка серьезно занимается перевозками, то у него автомобиль должен быть соответствующим. Нельзя так, чтобы сегодня он занимался перевозками, а завтра – картошку развозил.

Говоря о трагедии, случившейся в Перми в начале марта, Виктор Плюснин отмечает: наличие или отсутствие судимости – это из разряда категорий морально-этических.

– Человек, получив судимость, отбыл наказание и с точки зрения законодательства искупил свою вину, – говорит депутат Виктор Плюснин. – Это проблема, но она может быть не только в сфере такси. К тому же, я думаю, что директора компаний при приеме на работу людей в должность таксистов оценивают кандидатуру.

При этом в законодательстве нет ничего о том, что владельцы парков или диспетчерских служб не могут брать на работу людей с «тяжелой» судимостью, которые потом будут переводить и детей, и взрослых. Об этом также сказано в сообщении диспетчерской службы такси «Везет»: «К сожалению, на данный момент в соответствии с действующим законодательством ни у государственных органов, регулирующих пассажирские таксомоторные перевозки, ни тем более у диспетчерских служб нет полномочий и инструментов для проверки на наличие судимости лиц, которые выполняют услуги такси. Закон не предусматривает доступа к полным персональным данным водителей такси и каких-либо ограничений на передачу заказов ранее судимым лицам».

Директор пермского такси «Альфа» Илья Шойхет в разговоре с журналистом 59.ru заметил, что сегодня более 90% участников регионального рынка – это агрегаторы.

– У нас есть свои машины, диспетчерская служба и свой отдел кадров, который проводит проверки набираемых людей через разные открытые источники, – говорит Илья Шойхет. – Проблема состоит в том, что официально Минтрас разрешает осуществлять деятельность по перевозке пассажиров, и это разрешение дается на автомобиль – железо. Я считаю, что нужно давать разрешение водителю, так же как, к примеру, выдается лицензия в охранных предприятиях. Если будет так, то мы будем знать, что это за водитель, где он проходил обучение.

По оценке профессионалов сейчас на рынке такси в Перми находятся 10 крупных игроков, из которых двое считаются лидерами рынка. Один из них – «Яндекс. Такси», тоже являющийся агрегатором. Партнер компании согласился рассказать 59.ru о современной кухне рынка такси.

– Если смотреть со стороны закона, то мы не берем никого на должность водителя, – отмечает в разговоре с корреспондентом 59.ru директор компании, которая является партнером фирмы «Яндекс. Такси» Илья Семков. – У нас есть услуга, которую покупают потенциальные таксисты. Услуга наша заключается в том, что мы им рассказываем посредством уведомления в приложении о том, что человек хочет переместиться из одной точки в городе в другую. Мы заключаем с водителем два договора. Первый – о том, что он получает от нас услуги, а второй – что он берет у нас в аренду машину. Я могу сам подстраховать себя тем, что проверю, есть ли у него судимость, задолженность перед приставами и банками – если ты выдаешь машину должнику, у которого не выплачен миллион кредита, то это чревато последствиями. Но по закону единственное, что я могу требовать у водителя, – это наличие у него исправного автомобиля и водительского удостоверения. В этом отношении у нас требования мягкие – в Москве, к примеру, с таксиста требуют лицензию, у нас такого пока нет. Но и там на оформление лицензии не влияет то, сидел ли человек или нет, ведь лицензия выдается на автомобиль, а кто им будет управлять, никого не заботит. Зато двери должны быть желтыми.

Закон «О такси», который приняли пермские власти несколько лет назад, не работает, говорит Илья Шойхет.

– Они считают, что если машина будет с желтыми дверьми, то аварийности не будет, но по сути ничего не изменилось, – отмечает господин Шойхет.

Фото: Фото Ильяса Фархутдинова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем