Город Первый раз в первый класс: 10 советов пермского психолога о том, как подготовить ребенка к школе

Первый раз в первый класс: 10 советов пермского психолога о том, как подготовить ребенка к школе

Эксперт рассказала, как провести 1 сентября и научить детей получать удовольствие от «домашки».

Психолог ПГНИУ рассказала, как провести с ребенком 1 сентября

Учебный год вот-вот начнется. Для родителей тех детей, которые идут в первый класс, мы приготовили 10 советов от психолога, они помогут подготовить ребенка к школе. Анна Печеркина, магистр психологии и сотрудник Центра психолого-педагогической помощи ПГНИУ, рассказала, как провести с ребенком 1 сентября и научить его получать удовольствие от «домашки».

– Ребенка стоит подготовить к тому, что у него появятся не только новые возможности, но и обязательства, которые в школе принято выполнять, – советует в первую очередь Анна Печеркина.

Совет 1: научите его играть по правилам

– Вовремя собираться на учебу и делать дополнительные занятия (может быть, выполнять обязательства по дому), собирать необходимые школьные принадлежности, приводить в порядок рабочее место, готовить для себя одежду, ухаживать за домашними животными, – говорит психолог. – Конечно, первое время вы можете совершать эти действия вместе, но совсем скоро ребенок научится делать это самостоятельно. Чувство взрослости очень важно для первоклашек.

Совет 2: ребенок должен получать удовольствие от выполнения «домашки»

– С учетом индивидуальных особенностей выработайте систему выполнения домашних заданий. В какое время ребенок приступает к выполнению заданий? Желательно, чтобы после школы и других дополнительных занятий было время отдохнуть. Чередуйте периоды работы и отдыха. Внимание первоклассника устойчиво в течение 15–20 минут, после нужен перерыв. Предложите выбрать последовательность выполнения домашних заданий. Лучше, если сначала будут письменные предметы, а затем устные, – отмечает Анна.

Первоклашке нужно рассказать о техниках выполнения заданий, запоминания и самоконтроля.

– Например, учитель задает на дом выучить стихотворение. Ребенок честно проводит целый час над учебником дома в полной уверенности, что он запомнил стих. Но на следующий день, когда учитель просит этот стих рассказать, первоклашка теряется, он как будто совсем ничего не учил. Дело в том, что ребенок еще не знает, как проверить, усвоил он материал или нет. Расскажите ему, как, и предоставьте возможность выполнять домашние задания самостоятельно, – советует психолог.

Нужно научить ребенка получать удовольствие от выполнения домашних заданий

Совет 3: станьте активным родителем

– Помогайте организовывать школьные праздники, участвуйте в различных школьных проектах. Пригласите одноклассников на день рождения и организуйте совместный досуг детей. Самый эффективный способ найти друзей – включиться в деятельность. Если ребенка не привлекают большие и шумные компании, то новых друзей вполне можно найти в той сфере, которая интересна: спортивная секция, музыкальная школа или художественная студия, – говорит Анна Печеркина.

Совет 4: выясните, почему он не хочет в школу

– Такое желание ребенка вполне естественно, и оно чаще всего наступает в октябре-ноябре у первоклашек. Постарайтесь заметить это состояние и поговорить с ребенком до того, когда начнутся капризы и протесты. На чем основано желание не возвращаться в школу? Может быть, ребенок поссорился с друзьями? А может быть, получил плохую оценку и сильно переживает из-за случившейся неудачи. Или он не высыпается и ему не хватает время для отдыха, – отмечает психолог. – Стоит попробовать помочь ребенку решить эту небольшую проблему. Сменить, сбалансировать режим дня, позвать одноклассников в гости. Расскажите, что это желание естественно и взрослым тоже свойственно. Предложите ребенку помечтать. Кем он видит себя в будущем? Каким бы ему хотелось стать? Сможет ли он достичь этого, не посещая школу?

Совет 5: интересуйтесь школьной жизнью, но ненавязчиво

– Обычно дети очень эмоциональны и рассказывают обо всех важных событиях. Но если для вашего ребенка это не характерно, попробуйте вспомнить случай из собственного детства. Ваше 1 сентября или первый урок. Сделайте акцент на том, какие эмоции и чувства переживает ребенок, – считает психолог.

Разберитесь, почему ребенок не хочет в школу

Совет 6: не ругайте за двойки

– В младшем школьном возрасте есть интересная закономерность: ребенок думает, что, оценивая результаты его учебной деятельности, мы оцениваем его как личность. Например, если Маша сегодня получила 5, то она хорошая, а если 2, то плохая. Поэтому дети очень переживают, когда получают плохую отметку, и не рассказывают об этом родителям. Они боятся того, что родители перестанут их любить. В связи с этим важно поддержать ребенка и подсказать, как в следующий раз достичь более высоких результатов. И, конечно, объяснить, что отметка – это результат работы, а не оценка личности, – рассказывает Анна Печеркина.

Совет 7: расскажите об особенностях ребенка учителю

– Первый учитель – особый авторитет для ребенка. Дети любят дарить своим педагогам подарки и рассказывать о себе. Все, что нужно, педагог спросит у родителей или у самого ребенка. Но если у вас особая ситуация в семье или вам важно рассказать о состоянии здоровья ребенка – поделитесь этой информацией с учителем и попросите совет-рекомендацию, как лучше организовать учебный процесс, – считает психолог.

Совет 8: не стесняйтесь просить учителя о помощи

– Если родители чувствуют, что ребенку еще хочется играть, а не заниматься учебой, стоит обратиться к учителю и поделиться этими мыслями. Тогда педагог сможет подобрать индивидуальный подход к ребенку на занятиях. В выполнении домашних заданий можно использовать игровые формы, чтобы привлечь внимание и сделать процесс обучения наглядным. Скорее всего, ребенку понадобится больше помощи со стороны родителей. Стоит отметить, что к третьему-четвертому классу ситуация выравнивается, ребенок легко адаптируется к образовательной среде и темпу обучения, – отмечает Анна.

Не стесняйтесь просить о помощи учителя

Совет 9: если ребенок слишком активен, давайте задачи посложнее

– В психологии развития есть важное понятие – зона ближайшего развития. Это значит, что процессы развития следуют за процессами обучения. То есть для развития необходимы сложные задачи, например, задания, которые ребенок еще не может выполнить самостоятельно, но способен решить совместно со взрослыми. Если же таковых нет, то ребенку, скорее всего, станет скучно, и он потеряет мотивацию к обучению. Родителям важно заметить этот момент и выбрать подходящий для ребенка вариант: возможно, перевести в специализированную школу или выбрать дополнительную деятельность, где перед ребенком будут ставить более сложные задачи, – говорит Анна Печеркина.

Совет 10: устройте ребенку праздник на 1 сентября

– Поддержите своего первоклассника всей семьей. Вспомните, что больше всего нравится вашему ребенку. Можете сделать для него сюрприз. Можно вспомнить, каким было 1 сентября у вас, родителей или других близких ребенка. Таким образом вы создадите положительный настрой на обучение и покажете ребенку, что вся семья его в этом поддерживает, – советует психолог.

Фото: Виктор Михалев
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем