Город Кино как жизнь: в Перми показали фильмы фестиваля DOK Leipzig

Кино как жизнь: в Перми показали фильмы фестиваля DOK Leipzig

Китаец, купивший целую авиабазу в Германии, изношенный отель в баварских Альпах, дающий кров беженцам со всего мира – невыдуманные истории из жизни, которые фантастичнее придуманных историй. Такие ленты можно редко увидеть на ТВ. Фестиваль документального кино и анимации DOK Leipzig презентовал в Перми свои лучшие фильмы.

И Анджела Дэвис, и Дин Рид...

DOK Leipzig был первым независимым кинофестивалем в ГДР. Его решили проводить еще тогда, когда Берлинской стены еще не было. Фестиваль задумывался как площадка для встреч кинематографистов с Востока и Запада Германии. Первая «Всегерманская Лейпцигская неделя культурного и документального фильма» с большим успехом прошла в сентябре 1955 года. Но уже на следующий раз в дело вмешались цензоры. Из программы исключили все, что противоречило линии партии и правительства. Затем три года подряд фестиваль в Лейпциге не проводился вообще.

«Это был крупнейший фестиваль документального кино в ГДР, имиджевый проект. И у него была цель – собрать документальное кино со всего мира. Конечно же, у зрителей была возможность читать между строк. Обычно на открытие фестиваля приезжали звезды коммунистического мира: Анджела Дэвис, Дин Рид. Приезжала большая делегация из СССР. В кинотеатрах ГДР показывали мало западных фильмов, а в 60-х годах практически ни у кого не было дома телевизоров, а потому DOK Leipzig действительно был окном в мир», – рассказывает сценарист, член отборочной комиссии фестиваля DOK Leipzig Корнелия Клаус.

С начала 1970-х годов цензуры на фестивале становилось все больше, а качественных фильмов все меньше. Второе дыхание у фестиваля открылось только после падения Берлинской стены. Но ветер перемен сдул не только старый оргкомитет кинофорума, но и значительную часть публики: если можно увидеть мир своими глазами, зачем ходить в кинотеатр?

«После того, как пала Берлинская стена, фестивалю было сложно приспособиться к новым условиям существования. Было непонятно, откуда брать деньги, что делать с руководством фестиваля, как руководить и должна ли быть цензура. Был переломный момент. Что касается публики, то ее тоже стало меньше, потому что снизился интерес. Люди смогли путешествовать самостоятельно и им уже не нужно было такое окно в мир, как фестиваль документального кино», – говорит Корнелия Клаус.

Сейчас фестиваль ежегодно собирает более 48 тысяч посетителей. Фильмы-победители DOK Leipzig в международном конкурсе получают квалификацию на премию «Оскар».

В этом году DOK Leipzig стал партнером МКФ «Флаэртиана». Программа была организована при поддержке института им. Гете. В Пермь Корнелия Клаус привезла три лучших фильма Лейпцигского фестиваля 2015 года: трагикомедию о столкновении культур «Пархим Интернешнл», эмоциональную ленту «Кафе «Вальдлюфт»» о баварском отеле и историю о повседневной жизни натурщиков «Обнаженная красота».

«Эти фильмы создавались методом глубокого погружения. При просмотре всех трех лент сердце кровоточит. В каждой картине есть почерк режиссера, есть личная заинтересованность автора. Такие фильмы редко показывают по ТВ, а если и делают это, то не в прайм-тайм, а поздно вечером, почти ночью, – вздыхает Клаус. – Например, фильм «Пархим Интернешнл» снимался двумя режиссерами в течение семи лет».

О том, как китайцы авиабазу в Германии покупали

Китайский миллионер Джонатан Панг приобретает заброшенный аэропорт Пархим на северо-востоке Германии. В его амбициозные планы входит не просто строительство самого крупного международного аэропорта в Европе для авиасообщения с Азией, Европой и Африкой, но и целого «города». Идею весьма прохладно встречают и жители Пархима, и чиновники этого региона. Китаец живет мечтой создать здесь десятки тысяч рабочих мест, торговые центры со всевозможными товарами и услугами. Идеи миллионера одобряет сама Ангела Меркель.

Но с момента покупки авиабазы до текущего момента ничего не изменилось. Картина снималась семь лет. Съемки велись и в Германии, и на исторической родине Джонатана Панга.

Невыдуманные истории: Бавария обетованная

В одном из фильмов DOK Leipzig рассказывается история баварского отеля. По иронии судьбы, «Кафе «Вальдлюфт»» располагается недалеко от резиденции Гитлера в местечке Берхтесгаден. За последние несколько лет, число туристов здесь сократилось. Поэтому, когда хозяйке отеля – Флоре Курц – власти предложили приютить беженцев, она согласилась. В номерах гостиницы женщина поселила выходцев из Сирии, Афганистана и Сьерра-Леоне – крышу над головой обрели 35 беженцев. Теперь «мама Флора», как ее зовут новые жильцы, не сдает комнаты обычным туристам: «все номера заняты», – говорит она.

Благодаря Флоре и ее помощникам, отель стал для беженцев домом, надеждой на новую жизни. Этот фильм – личный взгляд на то, как пересеклись человеческие судьбы, о доброте и о том, что значит понятие «дом» для каждого героя.

«Режиссер фильма «Кафе Вальдлюфт» – Маттиас Коссмель – много времени провел с этими людьми. Он вместе с ними жил, он видел их повседневность. Только так режиссер может снять сцены, которые герои фильма ни за что не открыли бы посторонним людям», – рассказывает Корнелия Клаус.

Конечно, документалисты не могут угнаться за интернетом, но они могут сделать нечто большее, чем просто дать информацию. Они рассказывают и показывают истории, «пережить» которые могут, в буквальном смысле этого слова, зрители всего мира.

Фото: Фото Дмитрия Ли
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем