Город Пермские школьники научились «качать права»

Пермские школьники научились «качать права»

Мониторинг соблюдения прав человека в школах Пермского края показал, что учащиеся знают свои права лучше, чем их педагоги. Также дети рассказали, каким образом в образовательных учреждениях нарушают их права и подвергают дискриминации. На что пожаловались старшеклассники общественникам, выяснял корреспондент 59.ru.

Общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» провела мониторинг соблюдения прав человека в образовательных организациях Пермского края. Проект реализовывался при финансовом содействии Европейского союза. В ходе мониторинга были опрошены 293 старшеклассника и 106 педагогов в 14 общеобразовательных организациях на территории Прикамья. Была организована фокус-группа с участием родителей, в школах велось наблюдение, анализировались документы.

Подавляющее большинство опрошенных высказали мнение, что сегодня в школах созданы достаточные возможности для получения информации о правах человека. Основными источниками таких знаний они назвали уроки обществознания и основ права, учебную литературу и классные часы, а также Интернет и СМИ. Многие учителя в свою очередь сообщили, что специально до них правовую информацию никто не доводит.

40% опрошенных школьников сообщили, что хорошо осведомлены о своих правах (за десять лет этот показатель вырос в два раза). В полном отсутствии таких знаний признались 4% респондентов. Слабыми свои знания о правах человека считают 55% опрошенных. Среди учителей «хорошо знающих» о правах человека оказалось 43%. Чаще всего участники опроса вспоминали о правах на жизнь, образование, свободу выражения своего мнения, охрану здоровья, свободу и личную неприкосновенность.

Выяснилось, что свои обязанности школьники знают лучше, чем права: 30% учащихся высоко оценили свои знания о правах в школе, а обязанности при этом хорошо знают 42% респондентов. Каждый второй выделил требование отсутствия опозданий, обязательность посещения занятий и выполнения домашних заданий.

О нарушении прав учащихся сигнализировали 28% школьников и 14% педагогов (за десять лет показатель снизился в два раза). Они отметили «поборы» на учебную литературу, грубое и неуважительное отношение к ученику педагога, публичное обсуждение поведения или ситуации в семье школьника, предъявление чрезмерных требований к ребенку, отсутствие возможности посещать школу, требования к родителям внести денежные средства в фонд школы или класса, запрет на использование телефона в перемену и требование ношения школьной формы и сменной обуви. Каждый пятый школьник отметил в анкете использование принудительного труда – привлечение к уборке помещений и территории школы, дежурству, посадке или поливке цветов.

В результате мониторинга эксперты пришли к выводу, что учителя в среднем хуже старшеклассников информированы о правах человека. «Последнее становится одним из потенциальных источников конфликтов: учителя иногда полагают, что дети необоснованно «качают права» в ситуациях, когда учащиеся правами не злоупотребляют», – подчеркивают общественники.

В мониторинге (как и 10 лет назад) принял участие уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков. Полученные данные он считает объективными: «Школьникам об их правах теперь рассказывают с пятого класса. В начальной школе эти знания они частично могут получить на уроках по предмету «Окружающий мир». Во всех школах должна быть размещена информация о правах и обязанностях учащихся с контактными данными лиц, к которым можно обратиться за комментариями. Повышение уровня их правовой культуры произошло за счет системного обучения. По ряду позиций показатели действительно существенно улучшились. Но тревожной остается ситуация с психологическим насилием. Число респондентов, сообщивших о таких фактах, снизилось за десять лет незначительно».

О фактах дискриминации со стороны педагогов по различным признакам заявили большинство опрошенных. 70% респондентов отметили, что отношение учителей зависит от успеваемости школьника, 20% указали на факты дискриминации по состоянию здоровья, 10% отметили дискриминацию по полу, немногим меньше – по признаку национальности и материального положения семьи. О случаях психологического насилия в виде угроз (занижение оценки, отчисление из школы) сообщили 22% учащихся, более половины указали на факты неприязни учителя к ребенку. Однако подавляющая часть школьников (70%) и учителей (83%) охарактеризовали взаимоотношения между собой в категориях уважения и сотрудничества. Случаи негативного физического воздействия на ребенка со стороны педагога (удары, толчки, шлепки) отмечены как единичные. О насилии со стороны сверстников респонденты не сигнализировали вообще.

Также эксперты выделили противоречие: 84% школьников сообщили, что их родители сдают деньги на нужды школы, при этом многие указали, что отказаться от такой финансовой поддержки они не могут. В то же время две трети опрошенных учителей заявили, что никакие денежные средства с родителей не взимаются, и все сборы носят добровольный характер.

«В целом, мониторинг выявляет ряд проблем в сфере соблюдения прав человека в школе. Большая часть нарушений вызвана недостатком знаний работников образования о правах человека, а также недостатком у педагогов умений и навыков, позволяющих решать задачи образования и воспитания, не нарушая прав человека», – прокомментировала в своем блоге результаты исследования министр образования Пермского края Раиса Кассина.

Глава минобра считает, что школам необходимо сосредоточить усилия на формировании уклада школьной жизни, обеспечивающего уважение прав человека, совершенствовать систему школьных правовых норм, институтов и практик школьной жизни.

Член правления Общественного совета за права детей на образование Владимир Морозенко не исключает, что за последние годы число нарушений прав школьников только увеличилось: «Все чаще мы сталкиваемся, к примеру, с таким нарушением как ограничение прав детей, которые хотят продолжать обучаться в десятом классе. Независимо от их успеваемости, по закону они такое право имеют, но все чаще получают отказ. Директор школы может объяснить это тем, что формируются только два десятых класса, и мест в них для всех желающих недостаточно. Но это незаконно, а родители, как правило, смиряются и не берутся отстаивать права детей. Сейчас школы переполнены, и существующая проблема будет только усугубляться».

Также собеседник отметил, что остается актуальной проблема поборов в школах. По-прежнему родителей настоятельно просят сдать деньги на учебники, ремонт и прочие нужды учреждения (это подтвердил и мониторинг в части ответов учащихся). По его мнению, это связано с недостаточным финансированием школ, а также с тем, что значительная часть выделяемых средств расходуется не должным образом. Учителя же на сегодняшний день оказались в зависимом положении от администраций школ, которые могут влиять на их заработную плату или вообще не продлить договор, который теперь принято заключать на один год.

Мы спросили читателей 59.ru есть ли смысл проводить в школах специальные уроки, на которых учащимся рассказали бы об их правах. Более половины – 63,2% – ответили, что польза от таких уроков будет, если школьники узнают и о своих обязанностях. По 17,6% респондентов высказались за безусловную пользу «правового ликбеза» и изучение школьниками стандартных предметов. Против уроков о правах выступили 1,5% участников опроса.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем