Город Болею за работу: пермские артисты балета – о том, чем лечат травмы и почему Меркуцио умирал натурально

Болею за работу: пермские артисты балета – о том, чем лечат травмы и почему Меркуцио умирал натурально

59.ru запускает новый проект, в котором мы будем рассказывать о профессиональных болезнях.

Герои первого материала серии – Полина Булдакова и Сергей Мершин

59.ru запускает новый проект «Болею за работу», в котором мы будем рассказывать о том, чем болеют люди с интересными профессиями. В первом выпуске читайте о том, какие травмы получают артисты балета, почему после репетиции балерины покупают килограмм соли, как справляются с болью в мышцах и едят торты на ночь. Обо всём расскажут балерина и премьер Театра оперы и балета им. Чайковского – Полина Булдакова и Сергей Мершин.

Пермский зритель знает Сергея Мершина по ролям Конрада в балете «Корсар», Принца из «Щелкунчика», Графа Альберта из постановки «Жизель», Бейбуржуева из балета «Условно убитый», за которую он был номинирован на премию «Золотая маска». Он окончил хореографическое училище в Перми 17 лет назад и сразу был принят в труппу театра.

Сергей Мершин и Полина Булдакова – партнёры и исполнители главных ролей в балете «Лебединое озеро»

– В африканском племени падаунг девушки носят на шее много колец, она вытягивается и становится больше, чем у обычного человека, но стоит им кольца снять, и шея сразу меняет форму. Так и в балете, – говорит Сергей Мершин. – Всё начинается с хореографического училища, там ноги заставляют выворачивать на уровне бедра. Колени, позвоночник – всё должно гнуться, тянуться, быть пластичным. Так как связки молодые и эластичные, организм быстро привыкает, начинает расти по-другому.

– Затем уже здесь совершенствование идёт каждый день – репетиции, тренировки, на которых телу придают окончательную форму, – рассказывает балерина театра Полина Булдакова. – Вообще, артиста балета или танцора-бальника можно сразу увидеть в толпе вне зависимости от города, в котором находишься. Он держится по-другому, двигается иначе.

Полина в 2011 году также окончила Пермский государственный хореографический колледж, ее приняли в труппу театра, а уже с 2016 года стала балериной театра. В начале сезона девушка сыграет Одетту в «Лебедином Озере», Марию в «Бахчисарайском фонтане» и Ирину в постановке «Зимние грёзы».

После репетиций артисты уходят в гримёрку, где могут восстановиться и даже вздремнуть

В пермском Театре оперы и балета есть присказка «Если у тебя ничего не болит, то ты не артист балета». После училища многие приходят в театр, стараются и постоянно, без остановки репетируют. Через какое-то время связки, имеющие предел эластичности, могут просто лопнуть. Среди других распространенных травм – растяжения мышц. Иногда это приговор, но в большинстве случаев при помощи врачей и своего упорства танцовщик возвращается в балет.

– Это как взять машину, не предназначенную для «Формулы 1», и гонять на ней месяц – рано или поздно она сломается или ты врежешься в барьер. У меня самого был разрыв связки от ключицы до лопатки, – рассказывает Мершин. – Травма не давала поднимать руку выше плеча. Была дикая боль, и рука просто отключалась и падала вниз. По совету врачей носил специальные кольца, чтобы ограничить движения. Лечился долго, но полностью восстановился.

– У меня была остеоид-остеома большой берцовой кости, – дополняет слова коллеги Полина. – На очередной репетиции ударилась, от удара и постоянной нагрузки кость начала расслаиваться, и образовалась доброкачественная опухоль. Врачи удалили, сейчас всё хорошо, правда, остался шрам.

Чтобы балетмейстер видел работу мышц и мог указать недочёты, на репетиции артисты одеты в обтягивающую одежду

– Искусство вообще оставляет шрамы, и это не метафора! – говорит Сергей. – Был случай в постановке Николая Боярчикова «Ромео и Джульета», где играл Ромео. Тибальд убивает Меркуцио. Должна была создаться иллюзия, что мечом проткнули человека. Но наш Тибальд не успел отвести наконечник в сторону и попал Меркуцио прямо в ребро. Меч зашёл в тело на 1,5-2 сантиметра. Помню лицо Меркуцио, Ивана Порошина, который падал по сценарию, но скорчившись от настоящей боли. Получилось очень натурально. Вообще, это серьёзная травма, но спектакль не остановился ни на секунду – show must go on!

Профессионалы знают, как важно быть разогретыми перед выходом на сцену, так как, если мышцы «холодные», есть риск порвать связки, потянуть мышцы, вывихнуть и даже сломать кость.

– Растяжение происходит, когда тело не разогрето или, как говорим мы, врачи, «не восстановило исходный тонус», – поясняет 59.ru врач восстановительной медицины травматолого-ортопедического отделения Пермской краевой детской клинической больницы Алексей Щепалов. – Балерины встают на пуанты – фиксируют вертикальное положение стопы. За это в организме человека отвечают связки, если организм недостаточно разогрет и капиллярное кровообращение понижено, то они же берут на себя и функцию мышц – так происходит растяжение.

Артисты балета разогревают мышцы, используя специальные тёплые ботинки, курточки и комбинезоны

Чтобы восстановиться после спектакля или репетиций, у танцовщиков есть свои способы.

– Килограмм соли в воду, и боль стихает, – говорит Полина Булдакова о вечерних ванночках для ног. – Между репетициями обязательно контрастный холодный душ. Или еще я поднимаю ноги выше головы – это помогает мышцам отдохнуть.

– Я делаю ванночки не с солью, а с йодом. Организм впитывает его, и это снимает воспаление. Делаю процедуру, если на репетиции больно ударился и получил микротравму, – поясняет пермский Ромео.

– По сути, это хлоридно-натриевые ванны. Они действительно снимают отёк, воспаление, улучшают кровообращение, потому что кожа человека всасывает ионы через потовые железы. Лучше всего для этого подходит морская соль. Если её нет, то можно использовать соль и соду с расчётом два к одному. Таким образом вы почти повторите химический состав морской воды, – говорит врач Алексей Щепалов.

Вечером после репетиций артисты делают солевые и йодные ванны для ног

Еще одна проблема танцовщиков, как и бегунов – вывод молочной кислоты из организма. Артисты оперного решают её постоянными репетициями, тренировками и массажем.

– Несмотря на то, что мы все подтянутые и спортивные, когда начинаем репетировать новый балет, задействуем новую группу мышц, – рассказывает балерина. – На следующий день все еле ходят, потому что тело болит. Но ты становишься к станку и начинаешь разминаться – другого выхода нет.

– Надо ходить к массажисту хотя бы раз в неделю. Это не роскошь, а необходимость, я ещё и к костоправу иногда заглядываю, – признаётся Сергей. – Позвоночник болит от нагрузок, там ведь большое количество косточек, под одной из них образуется спазм и воспаление. Но сейчас врач меня починил.

По словам артистов, если не удаётся выбраться к массажисту, то спасает баня с берёзовыми, крапивными и пихтовыми вениками.

Чтобы попасть в театр оперы и балета, надо минимум восемь лет учиться в хореографическом училище

От нагрузок на стопы у артистов высок риск возникновения «пяточной шпоры» – плантарного фасциита. Чтобы этого избежать, ребята используют разные приспособления – массажёры для стимуляции нервно-мышечной система, суставно-связочного аппарата.

Массажёр для свода стопы. Его ребята используют между репетициями

– Не знаю, почему это ещё не запатентовали, но дома у многих моих коллег есть самодельный массажер: берёте два теннисных мяча и старые женские колготки, – рассказывает Сергей. – Кладёте в них мячи и ложитесь на это нехитрое приспособление и катаетесь по полу – такой самомассаж. Он восстанавливает после репетиций, расслабляет мышцы спины.

По словам врачей, кроме «пяточной шпоры», танцовщики балета чаще всего страдают поперечным и продольным плоскостопием.

Заболевание лечится ортопедическими стельками, которые исправляют свод стопы. Они бывают разными, но в основе главный принцип – на них расположены два крупных валика, которые постепенно исправляют стопу, – поясняет Алексей Щепалов.

Массажёр для устранения боли в мышцах. Нужно найти очаг боли и сильно на него надавить

Еще одним профессиональным хроническим заболеванием у танцоров балета является ранний артроз – это связано с деформацией суставов.

Чтобы сильно не болели ноги и спина, артисты вынуждены следить за своим весом. Так, к примеру, вес балерины не может превышать 50 килограммов.

– Мясо надо есть или рыбу, без этого артисту просто не выжить, – рассказывает Полина. – Перед репетициями и спектаклем надо забыть о картошке, разных шаньгах, газировке и пельменях. Потому что дико тяжело с таким грузом танцевать, как гирю съел, такое ощущение, что тебя распирает.

Вес балерины не может превышать 50 килограммов

– Нужно пить много воды. Выпиваю два литра после репетиции, потом ещё пол-литра в машине и несколько литров дома, – говорит Сергей. – Жидкость для нас – как антифриз в машине, когда человек много двигается, телу нужно охлаждение. У премьера театра есть даже собственная диета.

– Я прихожу домой в девять-десять часов после репетиций и ем всё, что хочу, вот прямо всё: пиццу, селёдку, булки, пельмени и торт – всё и в любых количествах, кроме майонеза. Обязательно добавляю специи для улучшения пищеварения, спасибо друзьям, привозящим их мне каждый год с Кавказа. А потом начинается самое интересное. Утром просыпаюсь и пью натуральный кофе без всего, не завтракаю. Перед тем, как пойти в зал – чашка кофе, а дальше до трёх часов только воду. В сумме проходит 16 часов как желудок не получает твёрдую пищу. После трёх могу поесть немного, например, рис, а потом снова ужин поздно вечером.

Фото: архив Театра оперы и балета
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем