—вета »ванова
#1 4 июл€ 2014
ќтветить ÷итировать

—пиваковский "ќбразовательный взрыв".†¬ книге описана система образовани€... акие школы сегодн€?? акое образование дают?? Ўкольникам, студентам слишком†мало †дают практики...†:-(ѕри выборе профессии дети не знают на что идут... ѕрежде чем выбрать профессию, нужно узнать о ней, попробовать себ€ в ней.†ЂЌадо создавать в школе умный менеджмент, чтобы ученик жил в структурированной среде. »зюминка хороших школ заключаетс€ в том, что большинство хаотических процессов там систематизированы: система питани€, система чередовани€ уроков, система регламентировани€ домашних заданий, система доставки детей,

система наказаний и поощрений, система отбора учеников и учителей, система оплаты и другое Еї. ¬ этой книге описано как можно создать систему образовани€ Ђс человеческим лицомї, что бы дети достигали большего, что бы знали к чему стремитьс€, куда идти, как развиватьс€.†



ј что вы думаете о системе образованию, в которой вынуждены обучатьс€ наши дети?





 Ћариса ”точкина
#2 15 июл€ 2014
ќтветить ÷итировать
Ќу как относитьс€ к нашей системе образовани€,когда на каждом шагу пофигизм,не профессионализм,впр€мую-очковтирательство и равнодушие!!!!ѕлакать хочетс€!!!!!!!!!

 –оза ¬алентиновна
#3 15 августа 2014
ќтветить ÷итировать
неужели так всЄ и везде? не осталось нормальных учителей, школ?

 Ћариса ”точкина
#4 15 августа 2014
ќтветить ÷итировать
¬озможно,где-то и есть,но о них,как о примере,на который бы равн€тьс€ у нас указать всем Ќ≈ ќћ”!ќп€ть же,сид€т на тех ключевых постах вместо тех,кто должен быть неравнодушными те,кто равнодушен!!!

 јнна Ћиванова
#5 22 сент€бр€ 2014
ќтветить ÷итировать
как искоренить равнодушие- вот в чЄм вопрос. это ведь не только в системе, это среди обычных людей. это уже стало нормой. каждый сам за себ€, каждый урывает что то от жизни и идЄт по головам. это утопи€

 Ћариса ”точкина
#6 22 сент€бр€ 2014
ќтветить ÷итировать
—лишком много в нашей стране было черного,от чего веет холодом и кровью-€ говорю о нашей истории-и опыта всеобщего благоденстви€ у нас не было никогда---то ли рок наш таков?¬едь все мы хотим жить лучше,но понимаем Ё“ќ каждый по-своему...» всегда так было.....Ќе надо говорить,что в стране,видевшей горе,милосердие царит-нет не правда-–авнодушие-и почему?-да потому,что ќ„≈–—“¬≈Ћ» за все эти годы лихолеть€!ј отогреемс€ ли мы,подобреем ли к себе? огда сможем расслабитьс€ и позволим себе стать ƒќЅ–џћ»????????????????

 ќлес€ –уковишникова
#7 1 но€бр€ 2014
ќтветить ÷итировать
нашла зан€тную статью.†



"—овременна€ система образовани€ в –оссии имеет существенные изъ€ны-недостатки. —амые серьезные и опасные:


1. я¬Ќјя ѕ≈–≈ќ÷≈Ќ ј «Ќј„≈Ќ»я «ЌјЌ»… ¬ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»» „≈Ћќ¬≈ ј.†
ѕосмотрите: торжественный день образовани€, праздник образовани€ (1-е сент€бр€) именуетс€ у нас Ђƒнем «нанийї. –азве в образовании человека получение знаний Ч главный элемент? ј как же быть с получением умений и навыков, как же быть с формированием личности-человека в целом?!†

¬ »“ќ√≈ ћџ ѕЋќƒ»ћ «”Ѕ–»Ћ, »—ѕќЋЌ»“≈Ћ≈… » «ј√ќЌя≈ћ ¬ ”√ќЋ Ќј—“ќяў»’ “¬ќ–÷ќ¬ » Ћ»ƒ≈–ќ¬ [1].  то лучше учитс€ в школе и вузе? ƒевочки-девушки. ј что реб€та-юноши менее способны? ќчевидна€ нелепость. “акой перекос в подготовке-оценке девочек и мальчиков, девушек и юношей в значительной мере €вл€етс€ результатом односторонней ориентации в школе и вузе на получение знаний.

(ƒевочки-девушки лучше учатс€ не только по указанной причине. ƒевочки обгон€ют в развитии мальчиков (на стадии роста-взрослени€) и от этого они получают преимущество в учебе. ¬идимо, нужно ввести частично-раздельное образование: мальчики и девочки, юноши и девушки по большинству предметов должны заниматьс€ в разных группах-классах и должна быть выработана разна€ технологи€ обучени€ и, соответственно, система оценок.)

Ђ—о знанием должно быть об€зательно св€зано умение..., Ч писал ј. ƒ»—“≈–¬≈√. Ч ѕечальное €вление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научилс€ их примен€ть, так что хот€ он кое-что знает, но ничего не умеетї.

ј ». √. ѕ≈—“јЋќ÷÷», основоположник теории начального обучени€, утверждал: Ђ√лавна€ цель обучени€ Ч не столько накопление знаний, сколько развитие умственных и душевных сил ребенка.ї†

( стати, если ѕесталоцци прав в том, что важны не знани€ сами по себе, а развитие умственных и душевных сил в целом, то он абсолютно не прав в том, что развитие последних €вл€етс€ главной целью обучени€. «десь он, к сожалению, сильно заблуждалс€ как многие его современники, предыдущие и последующие де€тели образовани€. - я имею в виду то, что целью обучени€ должно быть также ‘»«»„≈— ќ≈ развитие ребенка. »наче значительный перекос, дисбаланс в развитии ребенка).

‘илософ √. —пенсер решительно за€вил: Ђ¬елика€ цель образовани€ Ч это не знани€, а действи€ї. ќн попал в точку. “ам, где образование завершаетс€ усвоением некоторой суммы знаний-сведений и только, оно вырождаетс€ в бесплодную науку схоластики. «нани€ человеку нужны не сами по себе, а лишь дл€ того, чтобы жить, успешно действовать дл€-ради жизни, ее продолжени€, повышени€ ее качества и количества.†

ј.Ёйнштейн как-то сказал, что воображение важнее знани€. ќн, конечно, перегнул палку. ¬ общем и целом воображение отнюдь не важнее знани€. Ќо в одном он прав: дл€ творчества знание может быть бесполезно, а вот без воображени€ творчество невозможно. ћежду знанием и воображением есть известный антагонизм: знание при определенной ситуации гасит воображение как вода огонь. ѕоэтому односторонн€€ ориентаци€ на получение знани€ может убить способность воображени€ и, соответственно, способность творить.

¬ сознании многих образование давно уже превратилось в процесс получени€ знаний. ј ведь изначальный смысл слова Ђобразованиеї Ч это вообще образование, т. е. образование человека как такового, целого человека. ќбразование должно содействовать формированию, развитию, становлению человека. ¬от его главна€ и высша€ цель!

†(¬ св€зи с сказанным хотел бы отметить, что совершенно неуместно употребление выражени€ "образовательные услуги" по отношению к системе образовани€ (детский сад-школа-вуз). ќб образовательных услугах речь может идти лишь как о дополнении к системе образовани€, как о дополнительных образовательных действи€х - вне системы образовани€).

ѕомимо знаний человек в процессе образовани€ должен получать умени€-навыки и формировать убеждени€.

2. «Ќј„»“≈Ћ№Ќџ… ѕ≈–≈ ќ— ¬ —“ќ–ќЌ” ”ћ—“¬≈ЌЌџ’ «јЌя“»…, Ќ≈ƒќќ÷≈Ќ ј «Ќј„≈Ќ»я ‘»«»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ.†

ќ физической культуре уничижительно говор€т как о физкультуре. Ёто, во-первых.†
¬о-вторых, €вно недостаточное количество часов, отводимое в учебном процессе дл€ зан€тий физической культурой. ≈сли вз€ть недельное расписание, то объем об€зательных часов зан€тий физической культурой незначителен по сравнению с объемом умственных зан€тий (лекций, семинаров и т. п. зан€тий).†

¬-третьих, очевидный ущерб в качественной стороне вопроса. „аще всего физическа€ культура в учебном процессе фигурирует лишь в виде некоторых форм физической зар€дки, гимнастики, легкой атлетики (в частности и прежде всего бега на небольшие дистанции) и в незначительном количестве игровых форм (баскетбола, волейбола). ‘изическа€ культура Ч это ведь не только зар€дка, гимнастика, бег, некоторые спортивные игры. ‘изическа€ культура Ч это также и танцы. ј где они в школе и в вузе? ѕрактически их нет.†






 ќлес€ –уковишникова
#8 1 но€бр€ 2014
ќтветить ÷итировать
продолжение.†


‘изическа€ культура Ч это также и проблемы здорового образа жизни, гигиены, профилактики болезней, культуры тела в широком смысле.

ќдним словом, физическа€ подготовка Ч это целый комплекс усилий, действий, меропри€тий, который не менее многообразен и обширен, чем подготовка по широкому кругу умственных предметов (в школе: математики, истории, литературы, русского €зыка, географии, физики, химии, биологии, обществоведени€).

ѕо-насто€щему, на всех ступен€х образовани€ (от детского сада до высшей школы) должен быть установлен баланс умственных и физических зан€тий и по количеству учебных часов (пополам), и по качеству-широте охвата разных форм умственных и физических зан€тий.

¬ последние дес€тилети€ ученые и врачи все чаще говор€т о сердечно-сосудистых заболевани€х как болезн€х цивилизации. ќдной из основных причин роста этих заболеваний в современном обществе €вл€етс€ гиподинами€, малоподвижный образ жизни.†

ѕ–»ћ≈„јЌ»≈. ≈ще в 1977 г. была издана книга профессора √. ».  осицкого Ђ÷ивилизаци€ и сердцеї (ћ.: Ќаука), в которой на большом материале была показана св€зь роста сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе с гиподинамией. √. ».  осицкий со всей категоричностью утверждал: Ђќбездвиживание (гиподинами€) Ч вот главна€ угроза дл€ сердечно-сосудистой системы человека, живущего в услови€х современной цивилизацииї (с. 94).
Ќа эту св€зь посто€нно указывал Ќ. ћ. јмосов и многие другие выдающиес€ ученые и врачи. — тех пор положение с болезн€ми цивилизации, к сожалению, усугубилось. ¬рачи бьют тревогу вот уже несколько дес€тилетий: инфаркт молодеет и молодеет. “еперь уже не только люди среднего и пожилого возраста страдают этими болезн€ми, но и молодые люди до 30-и лет.

ќбычно указывают на непосредственную причину гиподинамии: вытеснение физической работы из жизни современного человека и его переход на малоэнергетические виды работы. ƒа, действительно, многие профессии в современном обществе стали носить характер умственных зан€тий. » от этого человек как будто бы волей-неволей стал вести малоподвижный образ жизни. ћожно согласитьс€ с тем, что непосредственной (подчеркиваю: непосредственной!) причиной гиподинамии €вл€етс€ замена физического труда на умственный.†

Ќо кто сказал, что человек, будучи разумным существом, не догадаетс€  ќћѕ≈Ќ—»–ќ¬ј“№ Ќ≈ƒќ—“ј“ќ  ƒ¬»√ј“≈Ћ№Ќќ… ј “»¬Ќќ—“» Ќј ќ—Ќќ¬Ќќ… –јЅќ“≈ ‘»«»„≈— »ћ» ”ѕ–ј∆Ќ≈Ќ»яћ» » «јЌя“»яћ» ƒќ » ѕќ—Ћ≈ ќ—Ќќ¬Ќќ… –јЅќ“џ, ј “ј ∆≈ ¬ ¬џ’ќƒЌџ≈ ƒЌ»?!  онечно, догадаетс€, ≈—Ћ» ќЌ — ƒ≈“—“¬ј Ѕ”ƒ≈“ ѕ–»”„≈Ќ –≈√”Ћя–Ќќ Ќј√–”∆ј“№ —≈Ѕя ‘»«»„≈— », прежде всего с помощью зан€тий физической культурой и спортом. ј  “ќ ≈√ќ ѕ–»”„»“? ѕќ-Ќј—“ќяў≈ћ” “ќЋ№ ќ Ў ќЋј » ¬”«, поскольку в этих учебных заведени€х он проводит основное врем€ жизни (утро и день п€ть-шесть дней в неделю).†

≈сли непосредственной причиной малоподвижного образа жизни современного человека €вл€етс€ замена физического труда на умственный, то опосредованной, глубинной причиной такого образа жизни €вл€етс€ ≈√ќ ‘»« ”Ћ№“”–Ќќ≈ (¬ —ћџ—Ћ≈ ‘»«»„≈— ќ…  ”Ћ№“”–џ) Ќ≈¬≈∆≈—“¬ќ  ј  ќЅ–ј«ќ¬јЌЌќ√ќ „≈Ћќ¬≈ ј, поскольку система образовани€, в которой он вырос, удел€ет совершенно недостаточное внимание физической подготовке учащихс€.

я ќЅ¬»Ќяё Ќ≈ ћ≈’јЌ»«ј÷»ё, Ќ≈ ј¬“ќћј“»«ј÷»ё, ј ЌџЌ≈ЎЌёё —»—“≈ћ” ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ “ќћ, „“ќ —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ… „≈Ћќ¬≈  ¬—≈ ЅќЋ№Ў≈ ЅќЋ≈≈“ “ј  Ќј«џ¬ј≈ћџћ» ЅќЋ≈«Ќяћ» ÷»¬»Ћ»«ј÷»». Ёти болезни цивилизации не от развити€ техники, замен€ющей физический труд, а от того, что современный образованный человек по-насто€щему не знает физической культуры и не умеет ею заниматьс€. ј в этом виновата, как € уже говорил, нынешн€€ система образовани€. ¬едь именно в детстве и юности, на стадии роста и взрослени€ человек может получить эти знани€, умени€, навыки.

Ќасколько современный человек не понимает значени€ образовани€ в формировании и развитии культуры тела, можно судить по следующему фрагменту книги профессора √. ».  осицкого Ђ÷ивилизаци€ и сердцеї:

√овор€ об обильном высококалорийном питании в санатории он писал: Ђ аково же было мое удивление, когда € услышал высказывани€ соседей о том, что питание недостаточное. ∆аловались в основном люди, вес которых значительно превышал допустимый. Ёти люди не ходили в горы. ќни сами нагромождали горы из окурков, сид€ на пл€же и игра€ в преферанс. Ќа мой вопрос, полезно ли такое врем€препровождение, они с удивлением отвечали: ЂЌо ведь мы приехали сюда отдыхать!ї. ћногие из них были образованными и неглупыми людьми. —порить с ними было бесполезно. ¬ основном дл€ таких людей € и решил написать эту книгу.
Ќужно решительно ломать психологиюЕї (с. 128).

ƒа, они были образованными людьми! Ќо не в том смысле, в каком думал √. ».  осицкий (Ђобразованными и неглупымиї). ќни были ќƒЌќ—“ќ–ќЌЌ≈ ќЅ–ј«ќ¬јЌЌџћ», в смысле умственно или профессионально образованными, но не физически образованными (в смысле культуры тела). » уж совершенно неприемлем совет √. ».  осицкого, что де Ђнужно решительно ломать психологиюї. ѕсихологию взрослого человека не сломаешь и не изменишь. » вообще ломать психологию противоестественно. ”ж если мы хотим изменить отношение людей к культуре тела, то должны это делать на стадии образовани€: в детском саде, в школе, в вузе. ѕќ—Ћ≈ ¬”«ј Ђ„“ќ ¬џЎЋќ, “ќ ¬џЎЋќї. ≈сли на разных стади€х образовани€ отношение к физической культуре пренебрежительное, то после завершени€ образовани€ такое отношение тем более пренебрежительное.

3. “–≈“»… —≈–№≈«Ќџ… Ќ≈ƒќ—“ј“ќ  ¬ ЌџЌ≈ЎЌ≈… —»—“≈ћ≈ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я: ќ–»≈Ќ“ј÷»я ѕќ„“» »— Ћё„»“≈Ћ№Ќќ Ќј ѕќƒ√ќ“ќ¬ ” —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬-ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋќ¬. » «ƒ≈—№ ћџ ¬»ƒ»ћ ƒ¬ј ќ“–»÷ј“≈Ћ№Ќџ’ ѕќ—Ћ≈ƒ—“¬»я.

ѕ≈–¬ќ≈: ќ„≈¬»ƒЌјя Ќ≈ƒќќ÷≈Ќ ј ѕќƒ√ќ“ќ¬ » ѕќƒ–ј—“јёў≈√ќ ѕќ ќЋ≈Ќ»я  ј  Ѕ”ƒ”ў»’ ∆≈Ќ » ћ”∆≈…, ќ“÷ќ¬ » ћј“≈–≈….

—овременные школа и вуз готов€т людей к работе в сфере производства, управлени€, науки и культуры, т. е. дл€ того, чтобы они производили материальные и духовные блага. ј вот готовить людей как будущих жен и мужей, как отцов и матерей, т. е. дл€ животворчества (воспроизводства живой жизни) Ч этим школа и вуз практически не занимаютс€. ќтсюда падение рождаемости, большой процент разводов и т. п. негативные феномены современной жизни.

я думаю, есть пр€ма€ св€зь между снижением рождаемости в развитых странах мира, в –оссии и увеличением количества образованных людей. ќбразованна€ часть населени€ не воспроизводит себ€. ќсобенно это касаетс€ людей с высшим образованием. —уществует по этому поводу мнение, что де образованность несовместима с таким грубо материальным процессом как рождение детей и уход за ними и поэтому образованные люди рожают меньше, чем необразованные, что де необразованным люд€м делать нечего, как рожать детей и т. д., и т. п. я на это скажу: данное мнение Ч мнение людей, образованных как раз таким односторонним образом.  руг, как говоритс€, замкнулс€.†

ћногие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколени€м (в виде хот€ бы двух-трех детей).  огда образованных людей было немного и они были, так сказать, в подавл€ющем меньшинстве, это их мнение и поведение не отражалось сколько-нибудь значимо на демографии. Ќо вот во второй половине ’’ века процент образованных людей в структуре общества значительно вырос. Ќе только среднее, но и высшее образование становитс€ массовым. Ёто значит, что образованные люди, оказыва€ все более существенное вли€ние на демографию в сторону катастрофического снижени€ рождаемости, могут погубить человеческий род.





 ќлес€ –уковишникова
#9 1 но€бр€ 2014
ќтветить ÷итировать
конец
¬ывод: нужно коренным образом мен€ть систему образовани€, чтобы образованные люди перестали пренебрежительно относитьс€ к ценност€м рода.

ѕрочитал в »нтернете (20 окт€бр€ 2007 г.) следующую заметку:
ЂЌќ–¬≈√»я ѕ–»«ЌјЌј –ј≈ћ «≈ћЌџћ ѕќ  ј„≈—“¬” ∆»«Ќ»
∆урнал The Economist опубликовал очередной ежегодник Pocket World in Figures (Ђћир в цифрах, карманное изданиеї). The Daily Telegraph приводит основной рейтинг книги: первую двадцатку стран по качеству жизни. Ћидером рейтинга стала Ќорвеги€, за ней идут »сланди€ и јвстрали€. «амыкает список Ќова€ «еланди€. ¬ двадцатку вошли также Ўвеци€ и ƒани€, традиционно слав€щиес€ своим качеством жизни. Ќе остались в стороне и —Ўј Ч им принадлежит восьма€ позици€ списка. The Daily Mail уточн€ет, что рейтинг основан на индексе развити€ человеческого потенциала (Human Development Index, HDI), разработанного ќќЌ. ќн рассчитываетс€ по трем основным показател€м: ожидаема€ продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населени€ и уровень реальных доходов населени€ї.
ќбратите внимание: ќќЌ качество жизни определ€ет по трем основным показател€м: "ожидаема€ продолжительность жизни при рождении, уровень образованности населени€ и уровень реальных доходов населени€".†

Ќи один из этих показателей ничего не говорит о качестве родовой жизни человека. ќни говор€т лишь о качестве индивидуальной жизни (продолжительность жизни, образованность и уровень доходов). ¬от вам и мнение нынешних "образованных" людей!  ачество жизни они понимают в соответствии с полученным ими односторонним образованием† как сугубо качество индивидуальной жизни. ј то, что качество жизни невозможно без родовой составл€ющей Ч им невдомек. ¬едь жизнь в целом Ч это не только жизнь индивида, но и жизнь рода! ∆изни индивида не существует без (и вне) жизни рода. ћы по€вл€емс€ на свет и вырастаем благодар€ родител€м! ¬ свою очередь и мы должны произвести на свет и вырастить детей. »наче прекратитс€ жизнь человечества, жизнь вообще.†

ј может ли быть жизнь человека качественной, если за ней следует пустота, если она обращаетс€ в ничто? Ќет, конечно. ѕоэтому качество жизни Ч не только качество индивидуальной жизни, но и качество родовой жизни! —ледовательно, в число основных показателей качества жизни должен входить и такой показатель, как наличие детей (не меньше двух-трех). ƒа, этот показатель вступает в определенное противоречие по крайней мере с двум€ из трех указанных показателей качества жизни. Ќу что ж, качество жизни и на самом деле противоречиво. » оно тем выше, чем больше удаетс€ минимизировать это противоречие, добитьс€ определенного баланса разных сторон жизни. ѕо-насто€щему счастлив тот, кто добиваетс€ успеха и в творчестве (в профессии), и в любви (в семье, в продолжении рода).

ј ѕќ ј ÷»¬»Ћ»«ќ¬јЌЌќ≈ „≈Ћќ¬≈„≈—“¬ќ ¬ Ћ»÷≈ Ё —ѕ≈–“ќ¬ ќќЌ Ѕ”ƒ≈“ ќѕ–≈ƒ≈Ћя“№  ј„≈—“¬ќ ∆»«Ќ» “ќЋ№ ќ  ј  »Ќƒ»¬»ƒ”јЋ№Ќќ≈, ƒќ “≈’ ѕќ– Ё“ќ ÷»¬»Ћ»«ќ¬јЌЌќ≈ „≈Ћќ¬≈„≈—“¬ќ Ѕ”ƒ≈“ —ќ –јўј“№—я  ј  Ўј√–≈Ќ≈¬јя  ќ∆ј » ѕ–ќ—“ќ ¬џ–ќ∆ƒј“№—я. ≈сли бы в число основных показателей качества жизни включали наличие не менее двух-трех детей, то картина рейтинга стран по качеству жизни была бы совсем иной.

ћогут сказать: не дело школы, а тем более вуза Ч заниматьс€ подготовкой к семейной (супружеской и родительской) жизни. ƒа, это было бы так, ≈—Ћ» Ѕџ Ў ќЋј » ¬”« Ќ≈ ќ“Ќ»ћјЋ» ” ”„јў≈√ќ—я-—“”ƒ≈Ќ“ј Ћ”„Ў”ё » Ћ№¬»Ќ”ё ƒќЋё ≈√ќ ¬–≈ћ≈Ќ» ∆»«Ќ» (”“–ќ » ƒ≈Ќ№, ѕя“№-Ў≈—“№ ƒЌ≈… ¬ Ќ≈ƒ≈Ћё). —прашиваетс€, когда же и где человеку образовывать себ€ как супруга и родител€? ¬ вечерние часы, во врем€ отдыха, на улице, в подворотн€х и подъездах?
ясно, что в образовании мы не можем игнорировать такую существенную составл€ющую его жизни, как жизнь в семье, продолжение рода, животворчество.

я считаю: в школе и вузе нужно ввести предметы, которые готовили бы подрастающее поколение к супружеской и родительской жизни. ѕо крайней мере, два предмета нужно ввести в об€зательном пор€дке: это Ђтеори€ и практика семейной жизниї и Ђродительска€ педагогика (теоретическа€ и практическа€)ї.†

—оответственно, нужно пересмотреть учебные программы в сторону сокращени€ количества часов абстрактных и профилирующих предметов.

¬“ќ–ќ≈: я¬Ќќ Ќ≈ƒќ—“ј“ќ„Ќќ≈ ¬Ќ»ћјЌ»≈   “ќћ”, „“ќЅџ ‘ќ–ћ»–ќ¬ј“№ „≈Ћќ¬≈ ј ¬ ÷≈Ћќћ,  ј  Ћ»„Ќќ—“№,  ј  √–ј∆ƒјЌ»Ќј.†

 онкретно это выражаетс€ в том, что предпочтение отдаетс€ профилирующим предметам, а предметы, которые формируют и развивают личность-гражданина (философи€, истори€ и т. п.), наход€тс€ как бы на заднем плане и посто€нно дискриминируютс€ (меньша€ зарплата преподавател€м, неудобное расписание зан€тий, зачетов и экзаменов, сокращение учебных часов и т. д.).†

„то в итоге выходит в результате такого перекоса? ѕрофессиональный кретинизм, имморализм (моральный индифферентизм) или, еще хуже, асоциальность, аморализм, преступна€ де€тельность. ¬сем известно, как опасен человек, который приобрел знани€ и умени€, стал профессионалом, но лишен напрочь нравственных, человеческих, гражданских ориентиров. ¬от пример: хакеры, взламывающие сайты банков и подобных учреждений. Ёто, как правило, хорошо подготовленные специалисты в своей области, но безнравственные люди. ¬ одном документальном фильме о них так и говоритс€: Ђ  сожалению, их знани€ и умени€ были направлены не в нужное руслої.†

»звестный педагог Ў. ј. јмонашвили говорил: Ђ¬споминаю такой случай. ¬ Ѕолгарии в середине 80-х нам показывали компьютерные классы. ” нас тогда их не было, и мы на них смотрели как на чудо. Ќо один из местных начальников образовани€ отвел мен€ в сторонку и сказал: ЂЌе обольщайтесь этим, у нас компьютеров много, а душу ребенка мы упускаемї.†
» так продолжаетс€ до сих пор. 3десь, в зале, много учителей. ƒо каких пор мы будем душу упускать, а давать только знани€? ќб этом говорил и ƒмитрий —ергеевич (ƒ.—.Ћихачев Ч Ћ.Ѕ.): Ђ«нани€ бездуховных начал вредныї. ќн, ссыла€сь, по-моему, на мысли ћенделеева, отмечал: Ђ«ЌјЌ»я ¬ –” ј’ Ќ≈ќЅЋј√ќ–ќ∆≈ЌЌќ√ќ „≈Ћќ¬≈ ј - “ќ ∆≈ —јћќ≈, „“ќ —јЅЋя ¬ –” ј’ —”ћј—Ў≈ƒЎ≈√ќ. ј учитель, сам не обладающий духовными началами, не может принести сегодн€ - именно сегодн€ - ту пользу, котора€ нужна обществу, нужна нашим дет€мї. (Ч »з выступлени€ 26 сент€бр€ 2006 г. на научно-практической конференции в ћоскве, посв€щенной пам€ти ƒ.—.Ћихачева).

¬от-вот: гипертрофированна€ ориентаци€ в вузах на подготовку специалистов-профессионалов ведет к тому, что плодитс€-рамножаетс€ новый тип негод€ев-преступников: тип ¬џ—ќ ќ ¬јЋ»‘»÷»–ќ¬јЌЌџ’ негод€ев-преступников. ќни представл€ют серьезную угрозу обществу.

ЧЧЧЧЧЧ
Ќынешн€€ система образовани€ в –оссии как система массового образовани€ существует несколько дес€тков лет (где-то с двадцатых годов ’’ века), а высшее образование вообще только недавно стало приобретать черты массового (в японии оно уже стало об€зательным дл€ всех; недалеко врем€, когда и у нас оно будет об€зательным). »ными словами, эта система образовани€ еще не успела по-насто€щему навредить обществу, а тем более погубить его. ќднако, если она будет продолжать действовать в том же виде дальше, еще сотню лет, то можно ожидать вырождени€, значительной депопул€ции ныне живущего коренного населени€ страны. ј депопул€ци€ коренного населени€ страны приведет к тому, что территорию страны тем или иным способом (ползучей миграцией или завоеванием) займут народы из других стран, которые плод€тс€ и размножаютс€.†

Ќынешн€€ система образовани€ в –оссии, если мы ее не изменим коренным образом, приведет к быстрой (по историческим срокам) смерти –оссии.
ЧЧЧЧЧЧ
Ќа «ападе система образовани€ во многом имеет те же недостатки. » там общество ждет подобна€ судьба.
ѕравда, есть некоторые различи€. “ак, насколько мне известно, в системе образовани€ —Ўј (в школах, колледжах и вузах) удел€етс€ значительно больше внимани€ физической культуре и спорту, чем у нас в –оссии. —оответственно физкультурой и спортом у нас занимаютс€ около 8 процентов населени€, а в —Ўј Ч 30-40 процентов (информаци€ конца €нвар€ 2002 г. в св€зи с заседанием √оссовета –‘ 1 феврал€ по вопросам развити€ физической культуры и спорта в стране).

ЧЧЧЧЧЧ
»нтересно сопоставить динамику снижени€ рождаемости и динамику повышени€ процента людей со средним и высшим образованием (у нас и за рубежом). ћне думаетс€, здесь будет определенна€ коррел€ци€. —овременное образование ”Ѕ»¬ј≈“ человечество; это насто€ща€ черна€ дыра человечества как биологического вида. –ост населени€ «емли в насто€щее врем€ идет исключительно за счет необразованных и малообразованных представителей рода человеческого, живущих в основном, в странах третьего мира и преимущественно в сельской местности.

„“ќ ƒ≈Ћј“№? –≈«ёћ≈

¬ системе образовани€ (от школы до вуза) нужно установить два баланса:†
1) баланс умственных и физических зан€тий (распределение часов примерно поровну);
2) баланс зан€тий семейно-педагогических и зан€тий общеразвивающих и подготавливающих к определенной профессии (распределение часов примерно поровну).

Ёти два баланса должны как бы перекрещиватьс€, частично поглощать друг друга. Ќапример, физические зан€ти€ могут быть как в чистом виде (в виде физкультуры, спортивных зан€тий), так и в виде танцев (обучени€ танцам и балов, которые имеют значение не только дл€ общефизического развити€, но и дл€ эстетического развити€ и дл€ подготовки к семейно-брачным отношени€м), как элементы уроков труда, как элементы в практических зан€ти€х по родительской педагогике, по семейно-брачным отношени€м.

 роме того, должен соблюдатьс€ баланс знаний и умений (не только знани€, но и умени€; не только умени€, но и знани€).

» еще: во всех случа€х должен соблюдатьс€ принцип равного учета и соединени€ общего и частного (специального). Ќапример, нар€ду с общими знани€ми нужно давать специальные знани€, нар€ду с общими умени€ми нужно вырабатывать специальные умени€, и наоборот."




ѕерейти в раздел: |