Город Марк Коробов, куратор проекта «Портал открытых данных ЖКХ Перми»: «У нас будет народный рейтинг управляющих компаний»

Марк Коробов, куратор проекта «Портал открытых данных ЖКХ Перми»: «У нас будет народный рейтинг управляющих компаний»

Узнать, куда таки тратят наши деньги управляющие компании и ТСЖ, мы сможем скоро на новой онлайн-площадке. Зачем и как контролировать сферу ЖКХ, как на пермяках наживаются «домуправы» и исправит ли ситуацию лицензирование – обо всем этом нам рассказал куратор проекта «Портал открытых данных ЖКХ Перми» Марк Коробов.

Вы создаете «Портал открытых данных ЖКХ Перми». Что он из себя представляет и как возникла эта идея?

– Идея родилась несколько лет назад. В 2013 году я с этим проектом ездил на форум ПФО «iВолга». Там среди 2000 проектов наш занял второе место и получил поддержку представителя президента в ПФО Михаила Бабича. Получили гранд, начали разработку. Сейчас мы наполняем ресурс данными.

«Портал ЖКХ» выглядит в формате карты Перми, где при нажатии на какое-либо здание появляется информация. Например, какая управляющая компания, ТСЖ или непосредственное управление обслуживает это здание, контактные телефоны и адреса управляющей организации, год постройки, из чего построено здание, информация об основных тарифах, содержании жилья, текущего ремонта., Это то, что касается базовой информации. И в ближайших планах разместить информацию вплоть до паспортов домов. И самое главное – все по расходной части конкретной УК. Все это можно будет увидеть на основании открытых данных.

Чем портал будет полезен для простого пермяка?

– Портал станет отличным ресурсом гражданского контроля. Люди зачастую разобщены, они не знают, где, вообще, посмотреть аналогичные показатели по домам. Здесь же в онлайн-режиме можно посмотреть и сравнить. Если у них панельный дом 1985 года, то они увидят, сколько с таких же домов берут за обслуживание, за содержание другие УК. Люди смогут увидеть, что эта стоимость разная, и задавать вопросы своим управляющим компаниям: «Почему у нас дороже?». Появятся условия для нормальной конкуренции. А УК смогут понять, где теряются их ресурсы. Мы постараемся разместить информацию о наличии счетчиков, про сотрудников УК и про подрядные организации. Как вы знаете, каким образом у нас подрядные организации выбираются – это для всех загадка.

Как можно при выборе подрядчика обмануть собственника?

– Огромное могу количество примеров приводить. Мы в свое время делали прозвон управляющих компаний с целью выяснить, по какой стоимости они работают по определенному виду услуг. Не буду называть УК и вид работ, но приведу цифры. В среднем по городу стоимость данной работы составляла 190 тысяч рублей. (1000 погонных метров по 190 рублей). Нам же при прозвоне одна из УК сказала, что они работают по цене 300 тысяч рублей. На логичный вопрос: «Не хотите ли вы сэкономить 110 тысяч рублей для жителей дома?» (а таких домов у них десятки), нам прямым текстом сказали: «Подрядчик – это друг у директора, поэтому подрядчика мы менять не будем». А таких ситуаций множество. Или лично в моем дворе было объявление от управляющей компании, что приедет трактор убирать снег. Сугробы во дворах – насущная тема. Трактор не приехал. Звоню в УК, люди же все машины убрали, подготовились, а трактора не было. Мне отвечают: «Трактор сломался: может, приедет, может, нет». Я спрашиваю: «А вы подрядчику уже заплатили?». В ответ: «Да, заплатили». «Подождите, они потратили наши деньги, а трактор не приедет? И услуги не окажет?» Они повесили трубку.

Трактор не приехал, я так понимаю?

– Не все так просто, есть продолжение у этой истории. Через три дня трактор все-таки приезжает. Но во дворе стоят автомобили. Трактор, естественно, покатался, понял, что двор почистить не может и уехал. Я звоню снова в управляющую компанию, говорю: «Так-то и так-то – у нас трактор так и ничего и не убрал». Мне: «Так у вас там машины стоят». Но по закону они обязаны предупредить заранее. Люди же не знают, что трактор приедет, машины оставляют. И тут мне сообщили, что у нас во дворе незаконная парковка и из-за нее снег не убрали. Здесь мало того, что они нарушили закон, не повесили объявление и не убрали в очередной раз снег, так они еще и знают, что у нас незаконная парковка с будкой, и ничего с этим не делают. А это их прямая компетенция избавляться от таких парковок.

Вернемся к «Порталу», который вы создаете. Как будет заполняться база? Откуда вы возьмете все необходимые данные?

– Данные УК обязана публиковать согласно 731 постановлению правительства РФ. Там есть определенный перечень информации, которую необходимо раскрыть. Либо на интернет-сайтах, либо на стендах, либо на основании запросов, поданных в письменном виде. Помимо почтового адреса, режима работы и реквизитов, это сведения о доходах, полученных за оказание услуг, сведения о расходах, полученных в связи с оказанием услуг. Налоговые декларации и так далее. Естественно, что мы с вами нигде этой информации не видим. Я лично посмотрел десятки сайтов различных управляющих компаний – в лучшем случае обновления были два года назад. И зачастую суммы выкладываются одной цифрой. Грубо говоря: «Работы по адресу ул. Ленина, 1 за год на сумму 1,5 млн рублей». Все. Что это за работы? Когда их делали? Или: «Уборка снега – 100 тысяч рублей». А я как сейчас смогу проверить, что в 2013 году УК проводила уборку снега? Очевидно, что никак. Поэтому эти данные должны обновляться постоянно. И данные нужно оценивать в режиме реального времени.

Вам эти данные могут предоставить?

– Эти данные имеет право получить собственник жилья. По запросу ему должны предоставить полную информацию по налоговой декларации, доходам и расходам. Я не говорю, что там будет указано все, вплоть до того, какая подрядная организация это делала. Но стоимость, по крайней мере, мы узнаем. Например, «уборка снега с крыш: за 1000 погонных метров – 50 тысяч рублей». Мы уже понимаем, сколько уборка метра стоит. Например, сейчас в среднем по городу 30 рублей за метр. Любой собственник жилья имеет право это знать, поэтому у нас в рамках организации этого портала на базе Молодежного центра есть волонтеры. С помощью них наполняем базу. В первую очередь, волонтеры высылают квитанции по своим домам. Делают запросы в УК. Мы действуем в рамках правового поля, и эта информация должна быть в открытом доступе. Другое дело, что сейчас ее нет. Мы общались с рядом УК, проводили встречи, но управляющие организации говорили: «Это наш бизнес, вы информации никакой не получите, да, мы должны информацию публиковать, но делать этого не будем». Управляющие компании просто пользуются неграмотностью населения. И нужно население информировать.

То есть с вами управляющие компании сотрудничать не хотят?

– У нас есть ряд ТСЖ, которые готовы сотрудничать. А вот от многих управляющих компаний мы действительно получили негативные ответы. Нас спрашивали даже: «Зачем это нужно?». Мы объясняли, что если они – добросовестная компания, им скрывать нечего. Почему бы им не предоставить нам эти данные, тем более по закону они все равно их должны предоставлять? Директор одной из УК нам заявил: «Лояльность населения? Да куда они денутся? Уйдем мы, придет другая управляющая компания – у людей нет выбора». Эту ситуацию мы и хотим менять.

А с надзорными ведомствами планируете сотрудничать?

– У нас планируется сотрудничество с Инспекцией госжилнадзора Пермского края, с департаментом ЖКХ Перми. Возможно какой-то совместный проект контроля. Мы понимаем, что департамент ЖКХ в связи с ограниченностью ресурсов не может проверить все УК и все дома. И посмотреть – где по какой стоимости что делалось и было ли это действительно сделано. Это абсолютно нереально. И мы, как гражданский контроль, хотим прийти им на помощь.

Вы сказали, что волонтеры высылают вам квитанции. Что из них можно узнать?

– Из квитанций, в первую очередь, нас интересуют строки «Содержание жилья» и «Текущий ремонт» – остальные позиции тарифицированы и управляющие компании от этого никуда не денутся. Часто жители и вовсе платят ресурсоснабжающим организациям напрямую. А вот цены на содержание жилья и текущий ремонт разнятся по городу очень сильно. Где-то это 20 рублей, а где-то 60. Хотя дома идентичны. Почему разница такая? Мы понимаем, что не всегда дело в какой-то коррупционной составляющей. Бывает, что действительно требуются работы. Но если дома идентичны – это наводит на определенные мысли.

Но ведь тариф на содержание жилья определяют собственники на собраниях?

– На данный момент администрации всех районов отчитались, что в каждом доме Перми созданы советы многоквартирных домов. Это действительно так, но зачастую люди могут не знать, что они в таком совете состоят и расписываются за определенные работы и услуги. Опять же неинформированностью населения пользуются УК. Был случай, когда дом захотел сменить управляющую компанию. Наш активист пришел в УК, а там ему показали документ, что совет дома и лично он сам расписался в том, что выбрал эту управляющую компанию вновь. Вскрылся факт подлога и мошенничества. Точно так же со взносами на содержание жилья может быть.

Допустим, я на сайте увидела информацию по своему дому, которая меня смутила. Как я узнаю, что мне делать?

– Мы планируем давать правовые разъяснения у нас на сайте. И будет пояснение, куда обращаться. К тому же мы хотим ввести отзывы, чтобы люди могли оставлять комментарии и, конечно же, рейтинг управляющих компаний. Конечно, мы будем за ним следить внимательно, чтобы не было «накруток». Мы заинтересованы в объективной информации. Портал будет привязан к социальным сетям для удобства пермяков.

Но есть же огромный пласт населения, пенсионеры, которым на портал будет трудно зайти. А ведь для них в платежке как раз важен каждый рубль.

– Мы понимаем, что нужно привлекать пенсионеров, так как им это интересно. Будем работать с ТОСами, с информационными центрами, чтобы люди запрашивали информацию в своих УК. Мы будем тогда уже смотреть документы и работать по конкретно их дому. Мы понимаем, что на портал пенсионерам будет сложно зайти и посмотреть. Поэтому будем организовывать оффлайновые встречи и консультации.

Сейчас управляющие компании получают лицензии. Лицензирование не решит тех проблем, о которых вы говорите?

– Будет ли работать лицензирование – не знаю. Я склоняюсь к тому, чтобы каждый пермяк знал, что он может требовать от управляющей компании. Вся текущая ситуация в сфере управления происходит из-за неосведомленности граждан. Проблема в том, что люди, которые юридически грамотные – в основном молодые, либо среднего возраста, и их платежка не очень интересует. Платят они 1000 или 500 рублей за содержание дома – им не важно. У них работа, дела – им не до этого. Квитанции интересуют обычно людей пенсионного возраста, но, как практика показывает, они не осведомлены о своих правах. В том и проблема, что тем, кто знает, это не надо, а кому надо – не осведомлены. И не было бы причины вводить лицензирование и контролировать сферу управления сверху, если бы люди проявляли гражданскую активность.

Помочь в создании «Портала открытых данных ЖКХ Перми» могут и читатели Dom.59.ru. Для этого нужно отправить фото последней квитанции волонтерам Молодежного центра по электронной почте: molcenter59@gmail.com. Личные данные можно «скрыть», важно, чтобы на фото был виден номер дома, размеры платежей, данные управляющей компании. Письма отправлять с пометкой «Для портала ЖКХ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем