Город Можно ли спасти 1000 домов Прикамья от сноса?

Можно ли спасти 1000 домов Прикамья от сноса?

Снос домов и дач, которые оказались в охранной зоне нефтепроводов, могут начать уже в мае. Однако угрозу еще можно остановить. О проблеме и ее решениях читайте в материале Dom.59.ru.

Правозащитники бьют тревогу – ликвидация домов в зонах нефтепроводов может начаться уже в мае.

«История про Адищево, Запруд, Архиерейку, Иву, многие дома которых вдруг оказались в охранной зоне нефтепровода "Каменный лог – Пермь". Дело в том, что в охранной зоне нефтепровода жизнь и работа людей запрещены, и, если в появившейся охранной зоне у вас оказался дом, его надо сносить. История старая, но в мае может случиться непоправимое. На сегодняшний день "Транснефть" имеет на руках, по одним данным, 10, по другим – 30 судебных решений о сносе домов. Кассационные жалобы домовладельцы проиграли. Суды всецело на стороне корпорации. Дела – уже в службе судебных приставов. Но в холодное время года судебные исполнители, по гуманным соображениям, не берутся сносить дома. Потому кошмар и предполагается в мае», – пишет председатель пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

По его мнению, есть две типичные ситуации, из-за которых объекты оказались под угрозой сноса. В одних случаях люди приобретают землю без ограничений и об охранной зоне нефтепровода (как и о нем самом) узнают лишь впоследствии. В других о нефтепроводе люди знают давно, но раньше в его охранную зону они не попадали, а теперь попадают.

«Потом вдруг приходят люди и говорят, что теперь охранная зона не 15, а 25 метров. Ваш дом входит в эту зону – будем сносить. Потом приходят какие-то уж совсем отмороженные люди и сообщают, что теперь охранная зона не 25, а 125 метров, общественная цена вопроса уже не несколько домов, а несколько десятков домов (только в Запруде таких домов уже 190). Ситуация плавно перетекает уже в полный абсурд: в охранную зону теперь попадают и участки Лядовского тракта, и трассы Пермь–Березники. Их что, тоже нужно сносить-переносить?» – задается вопросом Игорь Аверкиев.

Напомним, что аналогичная ситуация на некоторых территориях края сложилась и с газопроводом. По данным депутата Законодательного собрания Лилии Ширяевой и уполномоченного по правам человека Татьяны Марголиной, в такой ситуации находятся владельцы трех тысяч земельных участков в семи муниципалитетах Прикамья. В общей сложности под угрозой тысяча домов. Соответственно, без жилья могут остаться несколько тысяч человек. Тем не менее поиск решения проблемы продолжается.

«Честно скажу, что проблема сложная и многослойная, – отмечает депутат Законодательного собрания Пермского края Лилия Ширяева. – К сожалению, не все участники процесса готовы идти на компромисс. Осложняет проблему и то, что часть собственников возвели дома на участках, которые не предназначались для строительства. Совместно с уполномоченным по правам человека в Пермском крае Татьяной Марголиной мы инициировали проведение консультаций с привлечением научного юридического сообщества и будем искать правовой выход из сложившейся ситуации».

По мнению Игоря Аверкиева, если бы «Транснефть» пошла на уступки и перенесла трубопроводы на безопасное расстояние, реконструировала их, чтобы уменьшить охранную зону или профинансировала переселение людей – проблема бы решилась. Например, другой владелец нефтепроводов в крае «Лукойл» (в охранных зонах которых тоже встречаются дома) планирует решать проблему технически.

Член комитета по землепользованию и застройке Перми, градозащитник Денис Галицкий ранее высказывал мнение по поводу сложившейся ситуации в своем блоге. В частности, он обращал внимание, что «обсуждать можно лишь возможность получения компенсации за снесенный дом». А для этого нужно понять, кто виновен – нефтяники, муниципалитет или сам собственник дома.

«Все известные мне случаи возникли по вине собственника дома – дома строили в зонах, где нельзя строить жилье, и без каких-либо разрешительных документов. Сами пошли на риск и пролетели. Особой жалости я не испытываю хотя бы потому, что явно ловчили, а получить от муниципалитета разрешительные документы на самом деле очень просто и недорого. Сейчас получение градплана вообще не требует затрат. Виноват может быть муниципалитет, если он выдал собственнику документацию, на которой не была отмечена запретная зона трубопровода. Вполне реальная ситуация, так как трассы трубопроводов раньше секретили и муниципалитеты могли просто не знать точные координаты. Однако, так как граждане не обращались за выдачей градпланов, этот случай, скорее, гипотетический. Могут быть виноваты и нефтяники, если они не дали сведений о положении трубопровода и муниципалитет был в неведении о запрете. В любом случае возможность взыскать убытки возникает, только если собственник земли получил градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), на котором воедино собраны все ограничения использования участка. Если он этого не сделал, то ему вряд ли что-то светит. Запомните: не покупайте землю без градплана!» – предостерегает Денис Галицкий.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем