Все новости
Все новости

Дмитрий Поспелов, неоднократный победитель «Уральского ухаба»: «"Запорожец" – суперавтомобиль!»

Автоспортом Дмитрий Поспелов занимался с детства. В 7 лет он уже ездил на мотороллере «Муравей», а первые навыки управления автомобилем получил за рулем семейного «Запорожца». На нем же освоил азы трофи...

Поделиться

Поделиться

Автоспортом Дмитрий Поспелов занимался с детства. В 7 лет он уже ездил на мотороллере «Муравей», а первые навыки управления автомобилем получил за рулем семейного «Запорожца». На нем же освоил азы трофи.

У нас была дача в поселке Малая Дивья Пермского края. Нормальных дорог не было – дачников на место доставляли в тракторных прицепах и на грузовиках. Наверное, вот эти детские воспоминания о поездках в кузове ЗИЛ-157 и сыграли в дальнейшем решающую роль. Помню как сейчас: лес, бездорожье, застрявший автомобиль. И еще запах леса, хвои, смешанный с запахом бензина и машинного масла…

Потом мы ездили на дачу уже на «ЗАЗ». На самом деле, «Запорожец» – суперавтомобиль! Благодаря ровному днищу, заднему расположению двигателя и небольшому весу на нем можно проезжать в таких местах, где «УАЗики» вязнут. Я прекрасно помню глаза мужиков, которые копались около севшего «УАЗа», когда мы проезжали по бровке мимо них. При этом я был за рулем. Потом отец купил «Ниву»...

Тогда слова «трофи» никто не слышал и не знал, что это такое. Под автоспортом подразумевались ралли, кросс… Переднеприводных автомобилей тоже не было. В ипподромных гонках участвовали на «классике» и на «Волгах».

Максимум, что светило тогда для мальчишки – секция картинга или багги. Но они были всегда укомплектованы, и попасть туда было сложно. 13-летний Дима стал заниматься в детском автоклубе при городском дворце пионеров «Муравейник». Ребята изучали устройство автомобиля, правила дорожного движения, осваивали навыки вождения. Курс был рассчитан на 2 года: один год курсанты изучали легковые автомобили, другой грузовые. Тогда правила позволяли подростку ученику управлять машиной в городе в присутствии инструктора, и Диме не раз доводилось ездить по городским улицам на грузовике «ГАЗ-51» и автобусе на базе данного автомобиля.

Про «Уральский ухаб» я первый раз услышал уже после армии. Но тогда участвовать в гонках по бездорожью было недостижимой мечтой: машина была больше, чем просто средство передвижения – это показатель благосостояния семьи, «убивать» который, конечно, на гонке не хотелось.

Гранада, гранада, гранада моя!

Первый свой автомобиль я купил, продав телевизор! Это был Ford Granada. Причем «Гранад» у меня было две; позже я сменил эту модель на Ford Scorpio. Естественно, что гробить на бездорожье иномарку в то время было бы просто безумием, и, когда подвернулась возможность, я приобрел Jeep Cherokee. Jeep также регулярно проходил испытание «дачной» дорогой.

Приобщиться к автоспорту опять-таки помог случай. Как-то, проезжая мимо Лобанова, Дмитрий услышал по радио, что проходит гонка «Уральский ухаб». На трассе как раз разгорелась борьба между Шубиным на Hyundai Galloper и Пятышевым на «Ниве».

Посмотрел на них, изучил трассу – что из себя представляет. Понял, что смогу, и сказал себе: «На следующий год, какой бы автомобиль у меня ни был, я обязательно поеду на «Ухаб»! Так и получилось. На следующий год у меня уже был стандартный автомобиль «Нива», и тогда в 2001 году я впервые принял участие в этой гонке. Мне повезло – я занял второе место после Юрия Петровича (Трутнева – ред.).

Его величество «Случай»

Ехали пять кругов. Один круг – порядка 5-6 километров. И если поначалу адреналин не дает думать и ты не понимаешь, что происходит, то на последнем круге в голове только одна мысль – когда же финиш.

Опыта подготовки автомобиля к гонкам у меня никакого не было, но все сложилось так, что я стал вторым.

Важно, каким по счету ты стартуешь: очень трудно выйти в лидеры, если стартуешь в конце. В том памятном первом «Ухабе» я стартовал третьим. Моими основными противниками были Пятышев и Кашин. Однако Пятышев стартовал одним из последних, а у Кашина были на трассе какие-то проблемы с машиной. Мне повезло.

Случай играет огромную роль. Однако, если раньше гонки были достаточно продолжительные, то сейчас времени на исправление ошибок нет. Сейчас, если ты не вырвался вперед сразу, то после шансов вырваться в лидеры у тебя практически нет. Мастерство? Мастерство не позволяет тебе совершить грубых ошибок, но от случайностей никто не застрахован.

Риск – благородное дело?

Риск бывает намеренный и глупый. Поначалу, когда гонка только стартует и в жилах бушует адреналин, руки-ноги сами принимают решения. Потом успокаиваешься и начинаешь думать головой. Я предпочитаю лишний раз не рисковать просто потому, что бездумный риск чреват дорогостоящим ремонтом.

К примеру, на «Ординском ухабе» в заезде с Селивановым я попал в ситуацию, когда не рассчитал скорость, и машина потеряла подвеску – слишком жестко приземлился в ложбинку. История повторилась на пермском «Осеннем ухабе», когда я не сбросил скорость при маневре и машина вышла на трамплин, а после жесткого приземления встала в глубоком броде.

Был случай на тренировке – перевернулись. В какой-то момент я «потерял» автомобиль: он, столкнувшись с бровкой, долго кувыркался, выписывал «кульбиты» с переднего левого колеса на заднее правое. Наконец машина остановилась «на крыше», и в голове возник многократно виденный в фильмах сюжет: капает бензин, проскакивает искра и... Сориентироваться, находясь в положении вниз головой, достаточно сложно: болтаешься на ремнях безопасности, не понимая, где что. Чтобы отстегнуться, нужно приложить недюжинные усилия. Мне это удалось не сразу.

Много ли у нас рисковых спортсменов? Очень много. Себе задачу ставлю обычно так: проехать максимально быстро, но чтобы автомобиль при этом остался максимально целым. Ну а там – как сложится.

История «Зеленой «козявки», или Мы ее слепили из того, что было

У Дмитрия с детства была мечта – построить автомобиль своим руками. Любил журнал «Техника молодежи», передачу «Это вы можете», рисовал эскизы кросс-овера. Известная любителям «Ухаба» «Зеленая козявка» как раз и стала прекрасной возможностью осуществить детскую мечту.

История «Зеленой козявки» началась с того, что Андрей Аликин купил автомобиль, специально подготовленный для трофи-рейдов – на базе Landrover Discovery. Он уже участвовал в трофи «Ладога» и был построен прибалтийцами по минимальной схеме: на стандартной подвеске и на портальных мостах от Volvo Laplander. Идея заключалась в том, чтобы построить автомобиль, который за счет своих технических характеристик давал бы больше шансов на победу.

Первые изменения в авто, которые были сделаны Андреем вместе со своим штурманом Алексеем Наугольных, были направлены на облегчение массы. В первом этапе изменений я не принимал участия. Машину разгрузили, оставив только два места и установив каркас безопасности. Но по итогам сезона все-таки пришли к выводу, что данных изменений недостаточно.

Мы решили сделать так называемую «котлету» – машину, собранную из запчастей различных марок. Сообща пришли к выводу, что оптимальным вариантом будет продолжить вносить конструктивные изменения. Предстояло улучшить развесовку по соям, уменьшить свесы. Для этого был перенесен радиатор в заднюю часть кузова – его место заняла лебедка; на 30 сантиметров укорочен передний свес. Была изменена и схема подвески: мы добились того, чтобы автомобиль на любом препятствии всегда оставался на четырех колесах. Где-то это – преимущество, а где-то – недостаток.

Например, на соревнованиях в Челябинске, где трасса каменистая, горы, реки – машина чувствовала себя самым наилучшим образом. На болоте большой ход подвески будет играть отрицательную роль, потому что передний мост, проваливаясь под верхний несущий слой, начинает работать как якорь. Тем не менее, в случае с «Зеленой козявкой» мы добились того, чего хотели. В итоге, год назад «Козявка» заняла на «Ухабе» заслуженное первое место.

Идеальных автомобилей не бывает

Из-за особенностей подвески «Зеленой козявкой» достаточно трудно управлять. Но конструкторы понимали, что выбор – это всегда отказ от альтернативы. В данном случае была выбрана высокая проходимость, а отказаться пришлось от удобств управления и скоростных характеристик – максимальная скорость этого внедорожника по асфальту составляет не более 80 км/ч (из-за большого передаточного числа трансмиссии).

Первое время изменениям подвергалась в основном подвеска. Кузов оставался стандартным – даже в своем максимально облегченном варианте. Но, как говорится, не было счастья, да несчастье помогло: в одной из поездок машина перевернулась и кузов был деформирован. Вопрос встал ребром – восстанавливать старый кузов либо полностью заменить его на самодельный, улучшив при этом характеристики. Остановились на втором варианте: мы сварили новый кузов, уменьшив его вес. Таким образом, машина стала легче и устойчивей – центр тяжести стал ниже.

«Зеленая козявка» была важным этапом, но Андрей Аликин и Дмитрий Поспелов понимали – нужно двигаться дальше. «Козявка» поменяла хозяина, доставшись коллегам из другой команды.

Изменится ли «Ухаб»?

Вырос статус соревнований. Выросли скорости. Выросло мастерство. Изменилась техника: в классе «Стандарт» редкий автомобиль уже можно назвать стандартным; а в классе «Спорт» у каждого есть технические решения, которые позволяют решать определенные задачи. Машины стали более универсальными в части проходимости.

С ростом популярности «Ухаба» изменилась и тактика. Раньше на трассе действовало неписаное правило: если тебя догнали, значит ты едешь медленно – уступи дорогу. Сейчас участников стало намного больше, промежуток между заездами – минимальным, а движение на трассе – максимально плотным. Прежние гонки на время сменились жесткой контактной борьбой. Был как-то случай, когда нашу «Ниву» зажали сразу с двух сторон. Обычным делом стали столкновения.

Все это вызвало необходимость предпринимать новые меры безопасности. Автомобили должны готовиться уже по-другому. У них должны быть каркасы безопасности, специальные спортивные сидения; а также применяться спортивные четырехточечные ремни безопасности. Да и сами спортсмены должны быть психологически готовы к контактной борьбе.

Исчерпал ли себя формат «Ухаба»? Сложно ответить... Меня больше волнует не то, что изменился «Ухаб», а то, что изменилось к нему отношение зрителей. Многих из них интересуют не сами соревнования, к сожалению, а возможность хорошо погулять, выпить. Мастерство пилотов, уникальность автомобилей их мало трогают – им нужно шоу! Можно понять организаторов, которые хотят дать возможность понаблюдать за острой борьбой на трассе, но иногда это очень опасно! Был случай в Березниках, когда в коридоре шириной девять метров потеряла управление Toyota HiLuxe – машину вынесло за ограждение, и лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

По всей видимости, «Ухаб» еще трансформируется. Но как – не знаю.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter