Сегодня памятная дата для всех участников движения на дороге. 14 Августа 1893 года во Франции введены первые в мире правила дорожного движения. В Перми первые ПДД появились в 1909 году. Об этом avto59.ru сообщает специалист ГОУ «Государственный архив Пермской области» Андрей Бушмаков.
«Правила производства легковыми извозчиками легковой биржевой езды в Перми», утвержденные 22 апреля 1909 года Пермской городской думой, прежде всего касались извозчиков. Правила освещали порядок выдачи номерных знаков, обязанности извозчиков, устанавливали штрафы за нарушения правил извоза, а также расценки на перевозку пассажиров в дневное и ночное время, и отдельно – от вокзалов, театра и клубов. Стоимость проезда рассчитывалась поквартально – от 15 до 30 копеек за первые четыре квартала и по 5 копеек за каждые следующие два, либо за час – от 30 до 50 копеек. Езда в праздничные дни – в Новый год, Рождество, на Пасху – обходилась до 1 рубля в час. При этом брать плату сверх установленного тарифа было строго запрещено.
Для сравнения: рабочий в то время получал 200-600 рублей в год (в зависимости от квалификации), а учитель в городской 4-классной школе – около 400 рублей в год; 1 фунт (400 граммов) хлеба стоил 6 копеек, мяса – 15 копеек, хорошие сапоги или ботинки – около 10 рублей, ведро (12 л) водки – 6 рублей 50 копеек.
Непосредственно дорожного движения касалась следующие пункты правил: запрет останавливаться посреди улиц, затрудняя движение, ограничение в скорости езды. В частности, «извозчики не должны гнать во весь карьер, а могут допускать только такую езду, которая бы не угрожала опасностью для проходящих и проезжающих, держась при проезде одной правой стороны». Запрещались езда в нетрезвом виде и всякие действия, которые могут «оскорблять чувство стыда и приличия и вообще нарушать общественный порядок и тишину». Нарушители карались штрафом от 1 до 3 рублей или вовсе лишались права езды. Надзор за соблюдением извозчиками правил несли обычные городовые.
В советское время «Правила легкового, ломового и ассенизационного извозного промысла по Перми и пригородам» были утверждены Президиумом горсовета 26 марта 1928 года и повторяли дореволюционные.
Отметим, место городской управы занял городской отдел коммунального хозяйства, специальное бюро которого выдавало патенты и номерные знаки на занятие извозным промыслом, а место полиции – рабоче-крестьянская милиция. В качестве формы остались черная фуражка (летом) или шапка (зимой), черный или темного цвета кафтан или черный нагольный тулуп. Летние пролетки легковых извозчиков должны были быть обязательно на резиновом ходу.
30 марта 1931 года вышло постановление ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР, регулирующее движение городского транспорта, а 3 июля 1936 года утверждено положение о Государственной автомобильной инспекции, которая и занялась разработкой ПДД на местах. Между тем, правила все еще не были общесоюзными. К примеру, горисполком Молотова утвердил «Правила уличного движения по Молотову» для пешеходов, велосипедистов и водителей ручных тележек, а также водителей автомототранспорта, трамваев и начальников гаражей и прочих ответственных лиц. Указанные правила действовали только в течение двух лет.
Современные правила дорожного движения были приняты Постановлением Совета министров правительства РФ 23 октября 1993 года (№ 1090). ПДД являются основой взаимоотношений всех участников движения – будь-то рядовой автолюбитель или инспектор ГИБДД, а правильное их понимание и позволяет быть уверенным на дороге, в критической ситуации принимать правильное решение. Кроме того, отличное знание ПДД поможет при общении с сотрудниками ГИБДД, а также защитит от неправомерных действий стражей порядка.