Деньги на дороги соберут с автовладельцев трижды

Закон о создании дорожных фондов в России подписан президентом. Уже в этом году сформируют федеральный фонд, в Прикамье они должны появиться не позднее 1 января 2012 года. Пополняться они будут за счет топливных акцизов...

Поделиться

Закон о создании дорожных фондов в России подписан президентом. Уже в этом году сформируют федеральный фонд, в Прикамье они должны появиться не позднее 1 января 2012 года. Пополняться они будут за счет топливных акцизов, транспортного налога, платы с транспорта массой более 12 тонн и штрафов за уклонение от этих платежей. Также в федеральные фонды пойдет плата за проезд по российским дорогам с автомобилистов, прибывших к нам из-за рубежа, и налоги с аренды земельных участков в полосе отвода автодорог. Такой способ финансирования нацелен на благоустройство дорожной сети и более прозрачное расходование средств налогоплательщиков.

На данный момент налоговые сборы с автомобилистов не являются целевыми, то есть никакой зависимости между количеством денег, которые принесла отрасль, и затратами на нее нет. Отчисления водителей попадают в одну общую копилку, откуда расходуются по разным направлениям. И зачастую дорожное строительство финансируется по остаточному принципу.

«Основная часть этих ресурсов уходит на социальные нужды, и только 10% оседают в планах на дороги, – утверждает председатель координационного совета МООА «Свобода Выбора» Вячеслав Лысаков. – Целевое использование средств автомобилистов – логичная схема, которая сможет избавить эту отрасль от катастрофической нехватки денег. Важно, что глобальное строительство и ремонт дорог потянет за собой создание новых рабочих мест, восстановление многих промышленных отраслей».

Объемы дорожных фондов будут определяться каждый год при принятии федерального и регионального бюджетов. При этом средства, не израсходованные в текущем году, переходят на следующий период. Муниципалитеты по желанию также могут создавать свои «дорожные копилки» – не в обязательном порядке. При этом в общем объеме финансирования дорожной отрасли в регионах 70% затрат придется на местный фонд и 30% поступит из федеральной казны.

В целом базовый размер федерального фонда на 2011 год оценивается в 254,1 миллиарда рублей, но к этой сумме в течение года будут плюсоваться доходы от повышения топливных акцизов и пользования инфраструктурой. С 2013 года в фонд начнут поступать деньги от владельцев автомобилей тяжелее 12 тонн: с каждого килограмма массы в фонд будет уходить по 0,24 рубля, то есть как минимум по три тысячи рублей с грузовика в год. И, судя по размерам штрафов, вносить эту плату окажется выгоднее, чем нести ответственность: для водителей штраф составит 5000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – 40 тысяч, для юридических лиц – 450 тысяч. За повторное нарушение суммы вовсе зверские – штрафы доходят до 1 миллиона рублей.

В 2001 году дорожные фонды ликвидировали, поскольку не смогли контролировать расход денежных ресурсов. Сейчас идея их воссоздания воспринимается как очень своевременный шаг, поскольку более 80% российских автотрасс не соответствуют даже минимальному уровню норм пропускной способности и безопасности. Однако основная проблема – это способ нахождения средств, который сводится к двойному и даже тройному (для грузовиков) налогообложению автовладельцев.

В Прикамье, вслед за федеральными, появятся местные дорожные фонды. Местные чиновники считают, что для решения текущих проблем в дорожной отрасли необходимо мотивировать бизнес на то, чтобы он внедрял эффективные технологии. «Таких, например, как ремиксер, который позволяет в короткие сроки на дорогах с крепким основанием восстановить верхний слой за совершенно адекватные деньги, – отмечает министр транспорта Пермского края Елена Громова. – Нам как заказчику это интересно. Чтобы это стало интересно и подрядчику тоже, надо, чтобы он увидел для себя перспективу хотя бы среднесрочной продолжительности. Сделать это возможно, узаконив дорожные фонды. Как на краевом, так и на местных уровнях. Это позволит закрепить целевые средства на дороги и сделать их несгораемыми. Нам важно затвердить принцип «кто ездит – тот и платит». От этого будет зависеть и расчет суммы фонда. Договорились с коллегами из муниципалитетов, что в апреле отработаем на совместной рабочей группе идеологию краевого закона о дорожных фондах».

Что касается транспортного налога, который станет одним из основных источников финансирования регионального фонда, пока он остается неизменным: автомобилисты продолжают платить по ставкам от 25 до 58 рублей за «лошадь». Несмотря на принятый федеральный закон о возможности снижения налоговых ставок и даже освобождения от него определенной категории автомобилистов, законодательное собрание края пока не определилось с дальнейшими действиями.

Получается, что деньги с автомобилистов уже собирают дважды – с помощью транспортного налога и топливных акцизов, а качество дорог остается прежним. «Улица Якутская (дорога из Закамска до развязки на комплекс ППИ) просто расстроила, – пишет в своем блоге губернатор Пермского края Олег Чиркунов. – Вложены огромные средства, а там уже колея и ямы. Предлагаю переименовать улицу до ее ремонта в улицу Дашкевича и Фенева. Это они отвечали за ее строительство со стороны муниципалитета, помню, как доказывали, что контролируют строительство качественно. Эти же два персонажа ответственны за ремонт улицы Ленина, на участке от Куйбышева до Крисанова, о которой говорить стыдно».

Так что же изменят дорожные фонды? Денег будет вкладываться еще больше. Качество же дорог, как показывает пермский опыт, от этого может и не измениться

Фото: Фото с сайта Renewablesathome.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter