21 января четверг
СЕЙЧАС -16°С

Лень нефтяников: автозаводы попали на деньги

Сроки перехода на стандарт «Евро-4» для автомобилей снова сдвигаются. По техрегламенту это должно было произойти с 2012 года, однако в связи с нефтяным лобби по переносу сроков модернизации, решили продлить жизнь третьему экологическому классу еще на год.

Поделиться

Поделиться

Сроки перехода на стандарт «Евро-4» для автомобилей снова сдвигаются. По техрегламенту это должно было произойти с 2012 года, однако в связи с нефтяным лобби по переносу сроков модернизации, решили продлить жизнь третьему экологическому классу еще на год. Этот факт подтвердил глава минпромторга страны Алексей Рахманов. Логика такова: если до 2014 года в России может выпускаться бензин второго класса, зачем гнать лошадей в автопромышленности? Теперь производство машин под «Евро-4» будет обязательным с 2013 года. Но соль в том, что заводы уже готовы к выпуску продукции под этот класс: они вложились в модернизацию, некоторые организовали дополнительные площадки под создание двигателей «Евро-4», поэтому в отрасли недовольны решением. К тому же нет никаких гарантий, что вновь обозначенные сроки опять не сдвинутся.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Поделиться

Напомним, летом этого года правительство страны вновь пошло на уступки нефтяникам. Из-за неготовности НПЗ к переходу на производство более экологичного топлива, оборот продукта под «Евро-2» разрешили до конца 2013 года. По ранним требованиям отказаться от него должны были еще с 1 января текущего года, однако топливный кризис, начавшийся весной, дал понять, что без этого бензина рынок пока не может. Весь этот процесс «неготовности» глава ФАС России Игорь Артемьев назвал «масштабной мистификацией», поскольку 15 лет нефтяные компании отчитывались на бумаге о модернизации, а на деле ничего не менялось: «Лишь «ЛУКОЙЛ» и «Газпром нефть» построили заводы», – уточняет глава ведомства.

«Откладывание сроков перехода на новые стандарты обусловлено неготовностью нефтяников к производству соответствующих продуктов. Другой вопрос, что они особо и не готовились, – комментирует председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Какой смысл вводить регламент, который никто не будет исполнять? Да, производители сегодня готовы выпускать машины под стандарт «Евро-4», но зачем этот диссонанс с топливниками? Причем, в нашей системе управления сложилась такая ситуация, что ответственных не найти, отсюда и неисполнение обязательств. Поэтому нет никаких гарантий, что в новые сроки все будет сделано и даты больше не сдвинутся».

Цепочка замкнулась на автопроизводителях, которых подгоняли регламентом совершенствовать технологии уже к началу следующего года, чтобы машины могли пойти сертификацию. А в итоге дали по тормозам. Но в отрасли, в отличие от топливников, подготовились к новым стандартам.

Группа «ГАЗ» этой осенью запланировала открытие нового завода по производству моторов стандарта «Евро-4», в который инвестировала 12 млрд рублей. АвтоВАЗ к концу года завершит подготовку производств, КАМАЗ прокредитовались почти на 2 млрд рублей, чтобы обеспечить финансами проект выпуска грузовиков «Евро-4». А ведь они до последнего протестовали насчет введения новых стандартов – из-за удорожания продукции. Как сообщают «Ведомости», разница в цене КАМАЗов третьего и четвертого экологических классов может достигнуть 5000 евро (более 216 тысяч рублей).

И теперь все эти усилия оказываются преждевременными.

«Мы готовились к переходу на «Евро-4» к 1 января 2012 года, однако сейчас принята эта вынужденная мера. Предприятия вложились в развитие, тот же АвтоВАЗ уже готов выпускать для внутреннего рынка машины под IV экологический класс, на экспорт они уже поставляют такие автомобили и даже под «Евро-5», – говорит заместитель исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Алексей Сережкин. – Впрочем, больше всего новые сроки задели производителей грузовых автомобилей, работающих на дизеле. Там действительно вложены огромные средства, чтобы перескочить на высокий экологический класс. Сейчас вообще возникают сомнения по поводу эксплуатации машин, не предназначенных для топлива низких классов: мы боимся, что возникнут проблемы, не подпадающие под гарантийные случаи. В частности, это выход из строя систем из-за некачественного топлива».

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Как пояснил Алексей Сережкин, российская раскладка экологических классов унифицирована с европейскими стандартами, правда, за редким исключением. В отечественном техрегламенте (приложение здесь) отдельно прописаны нормы для транспорта свыше 3,5 тонны именно с бензиновыми двигателями. В Европе такие тяжелые машины используются на дизеле, поэтому привязок к заграничным требованиям делать не стали. В России к данной категории «исключения» относятся ЗИЛы или ПАЗики с бензиновыми моторами, которых специалист назвал «изживающим себя явлением». Так вот для них требования по выхлопу имеют даже другие единицы измерения: не г/км, как в европейской системе, а г/кВт*Ч.

И самое интересное, что контролируются эти нормативы на стадии сертификации автомобилей, а дальше проверка на выхлоп проводится на техосмотре, об эффективности которого говорить до сих пор не приходилось.

На первый взгляд, на фоне всех топливных проблем, кризисных явлений в экономике и прочих волнений, все эти экологические вопросы в применении к машинам не так уж и важны. В конце концов за окнами у нас далеко не Баден-Баден, а рядовой промышленный город. Но как сейчас вводятся повышенные стандарты по выбросам для предприятий, так и к автомобильным выхлопам должны расти требования – от этого зависит здоровье.

По словам замминистра промышленности и торговли России Андрея Дементьева, ежедневно автомобили выбрасывают 16,5 тонн выхлопных газов и примерно 30% заболеваний горожан – именно от токсичных выбросов.

Они провоцируют в организме человека иммунодефицит, заболевания дыхательных путей и легких, атеросклероз сосудов и общее нарушение работы сердечно-сосудистой системы. Смог – отчасти тоже результат работы автомобилей.

Поскольку никак не получается законодательно обязать пополнять автопарк страны новыми экологичными автомобилями, в минпромторге обсуждается другой способ решения проблемы. А именно: заменить транспортный налог на экологический, который будет мотивировать автомобилистов покупать современный транспорт, а не старые агрегаты под нулевое «Евро». Чем выше экологический класс, тем меньше налог – этим давно пользуются в Евросоюзе.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...