Все новости
Все новости

Водителям предложили разрешить выезд на встречку

Некоторые нарушения ПДД имеют градацию наказаний. Ассоциация юристов России предлагает внедрить такую же схему по выезду на полосу встречного движения. По мнению авторов инициативы, в законе нужно прописать, когда выезд не представляет опасность...

Поделиться

Некоторые нарушения ПДД имеют градацию наказаний. Ассоциация юристов России предлагает внедрить такую же схему по выезду на полосу встречного движения. По мнению авторов инициативы, в законе нужно прописать, когда выезд не представляет опасность, когда нарушение допущено по неосторожности и можно ограничиться штрафом, а когда нужно наказывать по максимуму.

Обсуждается эта идея в рамках антикоррупционного проекта Минюста. Поскольку вопрос о лишении зачастую переходит на деньги, логичнее выписать водителю штраф за «невольное» пересечение сплошной. Так средства попадут в бюджет, а не в карман служивого. Да и вменяемому водителю, который по неосторожности оказался на встречке и не создал аварийной ситуации, этого достаточно, чтобы в будущем быть аккуратнее. Плюс у водителей не возникнет иллюзии безнаказанности.

Наиболее понятный пример градации наказания – перебор со скоростью: за 20 км/час сверх лимита накажут на 300 рублей, за превышение более 60 км/час можно потерять права до полугода. У встречки основной исход – лишение до шести месяцев за исключением штрафа в 5000 рублей, если выезд зафиксирован камерами видеонаблюдения. Пересечение сплошной, сопряженное с объездом препятствия, также ограничивается штрафом до 1500 рублей.

«Жесткие и безальтернативные наказания за выезд на встречную полосу только провоцируют коррупцию, – говорит член правления Ассоциации юристов России Дмитрий Позоров в интервью «Российской газете». – У человека нет выхода: если дело уйдет в суд, лишат прав. Никто не станет разбираться, заехал ли водитель на пять сантиметров или полметра, вынужденно заступил через сплошную на узкой дороге или запутался на развязке – пощады не будет. На руках инспектора в таком случае все козыри: проще договориться на месте за соответствующее вознаграждение. Конечно, если у человека будет несколько похожих нарушений, появится повод задуматься – для этого и нужна более гибкая система штрафов и наказаний. В законе надо подробно прописать, когда выезд на встречную полосу не страшен, когда достаточно наказать малым штрафом, а в каких случаях, образно говоря, и расстрела мало».

А таких случаев, когда водитель без злостного умысла попал на встречку, хватает. Идут на обгон, где нет на это ограничений, а завершать маневр до начала сплошной линии не успевают. Или попадаются на перекрестке, обгоняя по главной дороге: прерывистая линия переходит в сплошную, и водители, оказавшись левее разметки, теряют права. Также бывает, что знак «Обгон запрещен» устанавливают в местах, где нанесена прерывистая линия, а знак имеет преимущество – и прав как не бывало.

Чтобы попасться за встречку, достаточно заехать колесом на сплошную линию. И не важно, создал ты аварийную ситуацию или нет, наказание одно – лишение прав. Часто бывает, когда машины движутся более плотно, нежели позволяют полосы в одном направлении, и крайний левый ряд постепенно «выдавливают» на сплошную. Или при повороте налево водитель может срезать радиус и проехать по сплошной разметке. Все это чревато переквалификацией в пешехода. Для сравнения: то же самое грозит и водителям, которые нахально пересекают черту, чтобы обогнать пробку по соседней встречной полосе. Чтобы не приравнивать эти случаи, юристы и настаивают на введении вилки в наказании: «Идея абсолютно правильная. Если водитель выехал на встречку по неосторожности, не создал помех и угрозы для других участников движения, за что его лишать прав? Достаточно предупреждения или штрафа. Если он обгоняет по встречной полосе, да еще не первый раз на этом попадается – тут 100% лишение на максимальный срок», – считает директор юридической компании «АДОН» Александр Донцов.

Итак, основной посыл авторов – должна быть жесткая реакция на абсолютное нарушение, то есть на намеренный обход правил.

«Мысль в теории правильная: заехал на разметку колесом по неосторожности, не создал никакой опасности – одна санкция. Выехал на полосу и продолжаешь движение – другая. Дифференциация «по неосторожности» и «намеренное действие» разумна. Водителю от этих изменений в случае нарушения хуже не будет, наоборот, появляются альтернативы лишению прав, – говорит председатель отделения «Свободы выбора» Алексей Бруй. – Но опять же, как это сработает? У насиженных мест инспекторы работают с камерами – по записи можно определить «степень» заезда на встречку, а когда нет записывающих устройств, как определять? Особенно много спорных случаев при отсутствующей разметке: например, стоит знак «Обгон запрещен», а сколько полос, не понятно – как тогда квалифицировать это действие? Ведь определение на глаз у инспектора и водителя может отличаться».

По части теории правозащитники ставят этой идее плюсы, однако на практике отследить нюансы будет проблематично. «Как вы определите, насколько машина заехала на встречную полосу: на пять сантиметров или на метр? Инспектор зачастую стоит за 100-300 метров. Для него все эти цифры – в пределах погрешности, – говорит автор книги «Наставление по общению с ДПС» Юрий Панченко. – И инспекторы выполняют план по протоколам. Есть задача составить 20 протоколов за встречку, он что, будет стоять и ждать, пока кто-то наедет больше одного метра? Ничего подобного. Нарушение – протокол. А вот ввести за выезд на встречку штраф для тех, кто попал впервые случайно, – это обязательно надо».

Итак, юристы, в отличие от традиционного закручивания гаек, настаивают на послаблениях для водителей. Но в свое время лишение без альтернатив вводилось, чтобы окончательно пресечь выезд на встречку, поскольку любая лазейка может провоцировать на нарушение. Однако выехать на другую полосу можно и по ошибке – например, если машину занесет на скользкой дороге. Именно поэтому на днях в Европе ввели особое требование – теперь все автомобили, поступающие на рынок Евросоюза, должны в обязательном порядке быть оборудованы ESP (Electronic Stability Program). Как заявил глава технического подразделения компании Bosch Вернер Штрут, ESP в состоянии предотвратить до 80% ДТП, происходящих по причине заноса машины. У нас же за безопасность предпочитают бороться ужесточением наказаний для водителей, а не требований к машинам.

ГИБДД причисляет выезды на встречку к грубым нарушениям ПДД, поэтому здесь применяется жесткое наказание без поблажек и градаций. Не важно, ехала ли машина одним колесом за сплошной или оказалась там для обгона – это потенциально опасная ситуация. В левом ряду обычно движутся на высоких скоростях, и если вплотную прижиматься к встречному потоку, есть риск столкновения. Именно поэтому водителей от любого незаконного посягательства на встречную полосу удерживает если не страх, то водительское удостоверение.

Фото: Фото с сайта Forum.vodila.net

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter