28 января пятница
СЕЙЧАС -15°С

За ямы будут судить дорожников

Верховный суд поставил точку в споре о том, кто должен отвечать за ДТП из-за ям на дорогах. По мнению высшей судебной инстанции, ответственность в таких ситуациях полностью должна возлагаться на дорожные службы. Это сказано в последнем обзоре судебной пра

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Верховный суд поставил точку в споре о том, кто должен отвечать за ДТП из-за ям на дорогах. По мнению высшей судебной инстанции, ответственность в таких ситуациях полностью должна возлагаться на дорожные службы. Это сказано в последнем обзоре судебной практики за третий квартал 2011 года.

В обзоре судебной практики за третий квартал 2011 года приводится одна ситуация, произошедшая в Калининграде. Автомобилист М. 5 июля 2010 года на своем личном автомобиле «Фиат Скудо» ехал по дороге Заозерье – Заречье – Узловое. Попал в выбоину, потерял управление, и автомобиль выбросило в кювет. Автовладелец подал в суд на КОГУП «ДЭП №1» иск о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием. Истец просил взыскать с ответчика стоимость восстановительного ремонта ТС с учетом износа, расходы на проведение экспертизы, а также расходы на оплату услуг представителя. Однако суд в первой инстанции в удовлетворении иска отказал. Свой отказ суд аргументировал тем, что «водитель был обязан ехать с такой скоростью, чтобы имелась возможность вовремя обнаружить выбоины, представляющие опасность для движения, и принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства», – сообщается на сайте Верховного суда.

Однако Верховный суд с данным решением не согласился и дал разъяснение судам низших инстанций о том, что эти доводы не считаются доказательством невиновности представителей дорожных организаций. А вот доказательства их вины были: отсутствие на дороге знаков, предупреждающих о недостатках асфальтового покрытия. По мнению ведомства, если ямы на дорогах не укладываются в рамки ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221, согласно которому ямы на дорогах не могут быть по длине больше 15 см, по ширине 60 см, а по глубине 5 см, то в этом случае ответственность за ДТП ложится на представителей дорожных служб.

Отметим, что 2011-ом году тема дорожно-транспортных происшествий по причине неудовлетворительных дорожных условий стала одной из самых актуальных. Отчасти это связано с тем, что состояние дорог в России приближается к критическому. Отметим, что ежегодные обещания властей «сделать дороги лучше», как правило, остаются лишь обещаниями. В 2009 году на заседании коллегии Минтранса первый вице-премьер РФ Сергей Иванов пообещал материально наказывать дорожников за ДТП, произошедшие из-за плохого состояния дорог. По мнению Минтранса, это заявление должно было стимулировать дорожников проводить более качественный ремонт и уделять больше внимания содержанию дорожной сети. По данным МВД, несоответствующее состояние дорожной сети является причиной трети ДТП, происходящих в России. Тогда же прозвучало и заявление от Федерального дорожного агентства России. «К 2011 году мы намерены отказаться от ямочного ремонта автодорог как от явления», – заявил тогда глава ведомства Олег Белозеров. Тем не менее ямочный ремонт в наши дни остается одним из основных способов ремонта дорог в нашей стране. В то же время, согласно данным Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», Приволжский округ входит в число субъектов РФ с наиболее высоким показателем ДТП, произошедших по причине неудовлетворительного состояния улиц и дорог.

Между тем, в России увеличилось количество судебных исков к дорожным службам. В Самаре автомобилистам помогает самарское региональное отделение Межрегионального общественного Движения «Комитет по защите прав автомобилистов». «В этом году было очень много таких случаев, очень много обращений автомобилистов. Сначала мы пробуем решить все это мирным путем, но часто бывает так, что службы, ответственные за содержание дорог, отказываются мирным путем признать свою вину, поэтому обращаемся в суды. Отмечу, что по большей части суды принимают решение в пользу автомобилистов», – рассказал председатель организации Сергей Слюсарев. К слову, ответчики не всегда согласны с решением суда. Хотя еще в ноябре прошлого года вступил в силу закон «Об автомобильных дорогах», 28-я статья которого гласит: «Пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог». Так, недавно суд одного из районов Самары удовлетворил иск автовладельца Владимира Матюшкина, который повредил автомобиль, угодив в яму на улице Гаражной. Виноватой в происшествии он посчитал мэрию города Самары. Однако представитель мэрии заявил, что данный участок бесхозный, следовательно, мэрия не обязана его содержать. «Это всего лишь уловка, – считает адвокат Александр Шаронин. – Этот участок дороги находится на территории города. И даже если он не состоит ни на чьем балансе, муниципалитет все равно обязан его содержать». Суд обязал мэрию выплатить истцу компенсацию, которая составила более 100 тысяч рублей. Причем администрация безуспешно пыталась обжаловать решение суда первой инстанции в арбитражном суде. Таких случаев сейчас по всей стране очень много. Автомобилисты становятся юридически более подкованными и намерены отстаивать свои права.

«Ситуация усугубляется тем, что сотрудники ГИБДД, которые по идее должны сами определять истинные причины ДТП и вписывать их в протокол, тоже не обладают необходимыми знаниями и, если угодно, определенной «политической волей», – сообщает представитель пресс-службы Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Ирина Иванова. – Сотрудникам ГИБДД в принципе необходим специальный ликбез. Жаль, но этим никто из руководства Госавтоинспекции не занимается. Вместе с тем, в каждом отделе ГАИ предусмотрена специальная должность – инспектор состояния дорог, который обязан следить за всем, что касается ям, луж, фонарей, светофоров и знаков, следовательно никто не знает больше о сложившейся ситуации, чем ГАИ».

От ям на дорогах страдают и страховщики, которые также намерены разработать систему исков. «Мы активно работаем с российским союзом автостраховщиков с тем, чтобы наладить систему исков дорожникам за нарушение в строительстве и ремонте дорог. Это очень хорошая практика, распространенная во всем мире. Каждое третье или каждое четвертое ДТП сегодня происходит по вине дорожников в силу того, что дорожное покрытие не отвечает требованиям ГОСТа», – заявил лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

К слову, на Украине парламентарии предлагали внести изменения в закон, которые позволяли бы не штрафовать за нарушения тех автомобилистов, которые попали в ДТП из-за ям.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter