Все новости
Все новости

Пешеходов без подсветки будут штрафовать

Использование световозвращающих элементов может спасти от травм на дороге более 500 пермяков в год. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России подготовило поправки в правила дорожного движения. В них появится обязанность для пешеходов носить специальную одежду с катафотами либо светящиеся в темноте браслеты, брелоки и фликеры.

Для пешеходов в ПДД предусмотрен всего один раздел с обязанностями. В ГИБДД предлагают добавить еще одно требование: в темное время суток обозначать себя на дороге световозвращателями. В действующей редакции этот пункт носит рекомендательный характер и совершенно не пользуется популярностью. Придав ему статус обязанности, Госавтоинспекция надеется снизить количество происшествий с участием пешеходов. Но пока не определены санкции за неисполнение этой нормы, есть сомнения, будет ли вообще она работать.

В прошлом году в стране 9000 пешеходов не выжили после аварий, и 70% этих случаев произошло в темное время суток. Учитывая эти данные, в «Союзе пешеходов» подсчитали, что ежегодно можно спасти не меньше 4000 человек, если они будут пользоваться фликерами. В Пермском крае наезд на пешеходов и вовсе занимает первое место среди всех видов ДТП. За минувшие девять месяцев в регионе случилось более тысячи таких происшествий.

«За 10 месяцев 2012 года на дорогах Пермского края зарегистрировано 1056 наездов на пешеходов, в результате погибли 154 человека, 959 получили травмы, – рассказал начальник УГИБДД Пермского края Олег Чуркин. – По вине самих пешеходов произошло 651 ДТП, при этом в 51 случае пешеходы находились в состоянии опьянения».

По оценке Госавтоинспекции, при использовании светоотражателей в темное время суток водитель может увидеть пешехода на расстоянии до 400 метров. При нормальных условиях (средняя скорость реагирования, движение авто с ближним светом по городу на скорости до 60 км/час) риск наезда на человека сокращается в шесть-восемь раз!

На днях в Прикамье как раз был всплеск пешеходных аварий, и большинство из них случились именно в темное время суток. Только за 9 ноября на дорогах региона было зарегистрировано восемь наездов на пешеходов, в которых два человека погибли. Около 20 часов на 42-м километре дороги Нытва–Кудымкар водитель Volkswagen Passat сбил 58-летнего мужчину, который стоял посреди проезжей части. От полученных травм пешеход скончался на месте происшествия. Спустя два часа на 469-м километре трассы М-7 «Волга» 21-летний водитель ВАЗ-21099 допустил наезд на 50-летнего мужчину. Последний переходил проезжую часть в неположенном месте, перед ехавшим близко транспортом. От полученных травм он также погиб. Очевидно, что светоотражатели полезны не только пешеходам. Водители тоже скажут спасибо, если перед ними будет «маячить» яркое пятно, призывающее нажать на тормоз.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Вопросы по обязательному ношению светоотражателей возникают уже с четкого определения темного времени суток. В ПДД это промежуток от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек. Довольно размыто и воспринимается субъективно. Пешеход и инспектор могут по-разному оценить обстановку.

Пешехода оштрафовать сложнее, чем водителя. Хотя бы потому, что на каждый переход инспектора не поставишь, поэтому возникает сомнение в эффективности контроля по исполнению этого требования к пешеходам. Все зависит от понимания самим человеком этой необременительной обязанности – штрафы здесь не главный повод купить «маячок».

Впрочем, многое будет зависеть и от инициативы ГИБДД. «Наказать пешехода не так сложно, как принято считать, – отмечает адвокат компании «Автоюрист» Вадим Хабиев. – Если будет указание начальства, инспекторы станут штрафовать нарушителей. Здесь важна их заинтересованность».

Эксперты отмечают еще несколько причин, почему сейчас фликеры используются так локально: во-первых, к нам поступает много некачественной продукции.

«Сейчас предлагаются варианты производства Юго-Восточной Азии, которые совершенно не соответствуют своему назначению: эти фликеры плохо отражают свет, быстро ломаются, стираются. По сути, это муляжи, – говорит председатель межрегиональной ассоциации «Союз пешеходов» Владимир Соколов. – Существуют международные компании, которые создают качественные продукты длительного пользования: такие фликеры делают человека заметным на расстоянии 350 метров при включенном дальнем свете фар, при ближнем – за сотню метров. Проблема в том, что в России нет ГОСТа, в которым бы прописали требования к этим элементам, хотя бы основные – их светоотражательную способность и отсутствие вредных примесей».

Во-вторых, необходимо время, чтобы насытить рынок светоотражателями. Если введут их обязательное ношение, у человека должен быть выбор, а не поиски в условиях дефицита. Сегодня фликеры в основном распространяются в ходе акций, но их нет в условиях шаговой доступности. Да, их можно найти в некоторых книжных и канцелярских магазинах. Но, согласитесь, желающих купить полезную вещицу было бы намного больше, если организовать продажи в газетных киосках, у касс гипермаркетов, на АЗС. По словам Владимира Соколова, люди берут их с удовольствием, и в ходе акций выясняется, что раньше многие даже в глаза не видели подобных вещей. Как утверждают в ассоциации, оптовая стоимость дешевых светоотражателей порядка 15 рублей, в Европе качественные фликеры можно приобрести за 2-3 евро. Совершенно необременительная трата.

«На мой взгляд, чтобы насытить все регионы светоотражателями, потребуется около полугода, в крупных городах хватит и месяца, но совершенно точно, что санкции за нарушение требования носить фликеры должны вводиться позже, чем поправки в ПДД», – считает представитель общественной организации.

Эффективность использования светоотражателей можно посмотреть на примере Белоруссии. Пять лет назад там ввели обязательное ношение, и в первый год количество пострадавших пешеходов сократилось ровно наполовину. Потом был откат назад, поскольку светоотражатели появились везде: на заборах, на столбах, и водители перестали реагировать на эти яркие пятна как на человека. Это говорит о том, что нужно разграничить формы, цвета фликеров для людей и обозначения иных предметов.

Помните, что крепить фликеры нужно в правильных местах: прежде всего на одежду и аксессуары сбоку, ведь вы переходите дорогу перпендикулярно потоку, а не в лоб. Если фликер в форме подвески, можно закрепить его на рюкзак – отсюда покачивающийся «фонарик» будет различим для водителей с обеих сторон. Если вы идете по краю проезжей части (а пешеходы в этом случае должны следовать навстречу движению), лучше закрепить световозвращатель на груди, на поясе. Полезно устанавливать фликеры и на велосипеды, которые также мало различимы в темноте. А велосипедистам – одевать яркую одежду со светоотражателями. Родителям можно закрепить фликеры на коляски.

А вы поддерживаете идею обязательной подсветки пешеходов?

Фото: Фото с сайта Pedestrianreflectors.com

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter