Все новости
Все новости

Вариатор – чем не вариант

Еще недавно вариаторные КПП были экзотикой. Сейчас вариаторы в моде: все чаще автопроизводители – например, Nissan и Mitsubishi – взамен «механике» или обычному «автомату» предлагают комплектации с таким типом «коробки». Отмечаем достоинства и недостатки вариаторных трансмиссионных агрегатов.

Вариаторы повторяют опыт автоматических коробок передач. Помните, как в девяностые годы на российском рынке потихоньку начали появляться автомобили, оснащенные четырех-, иногда трехступенчатыми «автоматами»? Помните реакцию рынка на них? «Удобно, но ненадежно и неэкономично, да и привычная механика как-то роднее». Да и ремонт таких коробок был очень дорогим. Со временем технологии совершенстовались, автоматические КП становились все более надежными, и в итоге завоевали сердца потребителей ощущением простоты управления автомобилем – передачи авто переключал за тебя, водителю оставалось лишь крутить баранку и жать педали. Со временем появлялись другие виды коробок – роботы, преселективные роботы. Наиболее интересны последние – такие КП переключают передачи очень быстро и практически незаметно для водителя: за счет работы двух сцеплений и электронных мозгов, которые загодя подключали повышенную или пониженную передачу – когда одно сцепление размыкает четную передачу, тут же подключается нечетная.

И все же роботы и обычные автоматы схожи с механическими КП – тем, что и в тех, и в других присутствуют передачи. В вариаторе – или CVT (Continuously Variable Transmission), так трансмиссионный агрегат обозначают в брошюрах производители – непрерывно варьируемое передаточное отношение. Если объяснять на пальцах: представим два карандаша, стянутых резинкой. Если начать крутить один карандаш, второй тоже начнет крутиться. Если диаметр одного карандаша будет вдвое больше – значит, пока один каранадш сделает два оборота, второй успеет сделать уже четыре. А если карандаши будут иметь конусообразную форму – то передаточное отношение с помощью ремня можно будет моментально регулировать. И, в отличие от механической коробки передач, здесь не будет переключений. А значит и провалов мощности.

Вот мы и подошли к основным преимуществам такой «коробки». Максимально плавное начало движения, нет рывков при переключениях (потому что самих переключений нет), хорошая динамика разгона (опять же, из-за того, что не теряется время на переключения) и бережное отношение к количеству поглощаемого топлива. Идеальная трансмиссия, казалось бы. Так, уже в двухтысячных Nissan начал активно комплектовать 3,5-литровые версии Murano вариаторной трансмиссией. Сейчас вариаторы также ставят на Qashqai и Teana. Toyota с недавних пор комплектует такими КП модели RAV4 и Corolla. Вариатором с 2009 оснащается и модель Outback японской марки Subaru.

Но, если присмотреться к большинству предложений на рынке, то варианты с вариатором все еще в меньшинстве. В особенности на мощных немецких моделях, где бесступенчатому переключению предпочитают сильно доработанный «робот». Почему? Вариатор не приспособлен к агрессивной езде. Резкие старты, разгоны, продолжительная езда на большой скорости – все это приводит к перегреву трансмиссии. Зимой, как и всем КП, вариатору тоже нужно прогреться. Также весьма затруднительна буксировка авто с таким типом «коробки». При выключенном двигателе ведомый вал будет вращаться, а цепь или ремень будут «царапать» шкив на неподвижном ведущем валу. Один из ключевых недостатков вариаторной КП – дорогое обслуживание и специфический ремонт. Примерно через сто тысяч километров придется менять главную часть вариатора – ремень, а его замена занятие не из дешевых. А как звучит авто с вариатором! О равномерном нарастании глухого гула из-под капота стоит забыть. Взять хотя бы последнее поколение «Короллы», которую сонащают таким видом трансмиссии: при более-менее интенсивном разгоне в салоне стоит поистине пылесосный, однотонный звук – стрелка тахометра замирает на отметке в четыре-пять тысяч оборотов. И в этом, признаться, мало приятного.

Бесспорно, за вариаторными «коробками» передач будущее. Плавность хода, хорошие показатели разгона «с нуля» и экономичность топлива сделают свое дело. Для размеренной езды в городских условиях такая трансмиссия – идеальный выбор. Но, пока вариаторы не научат работать с по-настоящему мощными движками, об их популярности и думать не стоит. Во всяком случае, в России. Ведь какой русский не любит быстрой езды?

Фото: Фото с сайта Cars.negrov.net

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter