Впервые за несколько лет количество автоаварий, в которых гибнут люди, вновь растет. Статистика пугает еще и тем, что в ДТП страдает все больше детей. Ежедневно на дорогах города и края происходят десятки столкновений, после которых участники продолжают свой путь в каретах скорой помощи или реанимации. В причинах разбирался корреспондент Auto.59.ru.
Для начала немного статистики. «С начала года в Перми наблюдается рост дорожных происшествий с участием пешеходов, – рассказала нам сотрудник отделения пропаганды ГИБДД по Перми Татьяна Дудина. – По итогам первых трех месяцев участниками ДТП стали 163 пешехода, при этом семь человек погибли. Из общего числа пострадавших 18 – дети в возрасте до 16 лет, один погиб. За 20 дней апреля в Перми произошло еще 40 ДТП с участием пешеходов, при этом в 16 случаях пешеходы были сбиты непосредственно на пешеходном переходе».
Это только про пешеходов. А вот какие цифры сотрудники полиции приводят про водителей: «По итогам I квартала в ДТП погибли 18 человек, что почти на треть выше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По причине выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона за истекшие три месяца в краевом центре произошло 46 ДТП, при этом 7 человек погибли, 83 получили травмы различной степени тяжести. С начала апреля в ДТП погибли 3 человека».
Только за один квартал с жизнью расстались почти три десятка пермяков, включая детей. И это не учитывая аварий, которые произошли в других территориях Прикамья. Так в чем же причина не объявленной войны?
Состояние полотна
Вспоминая недавний случай на дороге «Дружба», когда в лобовом столкновении погибли сразу водитель и пассажир «Волги», вывод о том, что главной причиной ДТП стало отвратительное состояние дорог – является очевидным. Все, кто ездил по этому «направлению» прекрасно знают, что относительно комфортно передвигаться можно только по центру проезжей части. Скорее всего именно это и стало причиной «лобового» ДТП.
Но, как говорят автомеханики, ключ не виноват в том, что болт закручен плохо. Тем более в ПДД есть пункт, который категорически запрещает объезжать препятствие по встречной полосе движения. А если уж совсем честно, то при скорости в 30-40 км\ч ехать в своей полосе здесь можно с комфортом на любой машине, тем более на такой, как «Волга».
Сообщение о жутком ДТП в районе комплекса ППИ поступило в дежурную часть 13 апреля в 18 часов 16 минут. При проведении проверки по факту получения травм, установлены следующие обстоятельства и причины происшествия.
13.04.15 г. в 18:10 часов по автодороге Дружба, со стороны ул. Профессора Дедюкина, в направлении ул. Спешилова, двигался автомобиль ГАЗ-31105, под управлением водителя 1967 г.р., который, по предварительным данным, напротив дома №1 по ул. Блочная, не справился с управлением, выехал на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, где допустил столкновение с двигавшимся во встречном направлении автомобилем Hyundai ix35, под управлением водителя 1952 г.р. В результате столкновения водитель и пассажирка «Волги», женщина 1951 г.р., скончались на месте, водитель кроссовера отделался ушибами.
В остальных случаях состояние дорожного полотна также с большой натяжкой можно назвать «причиной аварии». Только когда под автомобилем рухнет мост или образуется провал, виновных можно будет искать среди дорожных служб. Во всех остальных случаях претензии им стоит направлять исключительно по поводу поврежденных колес или подвески. Никто из дорожников не заставляет самопальным шумахерам носиться по разбитым дорогам, а уж тем более превышать скорость.
Освещение и отсутствие зебры
Что касается ДТП с участием пешеходов, то наибольшее их количество происходит днем. Какое освещение нужно водителю, чтобы заметить перебегающего ребенка? Редакция Auto.59.ru не так давно выезжала в рейд «Ночной дозор» с целью найти неработающие осветительные приборы вблизи переходов. Тогда мы смогли обнаружить только один – на улице Плеханова. После звонка дежурному «Горсвета» фонарь включили, так как диспетчер не был в курсе, что под этим фонарем несколько месяцев существует пешеходный переход и в полночь автоматика переключила освещение в дежурный режим. «Горсвет готов принимать звонки от граждан круглосуточно, – прокомментировал глава Горсвета Павел Ширев. – Ни один пешеходный переход не должен оставаться без освещения в темное время суток. Если вы видите, что фонарь не включается или работает плохо, то скорее всего мы уже в курсе. Но позвонить нам все равно стоит».
Так что не стоит рассматривать эту причину всерьез. Да и пешеходных переходов-светофоров в городе с каждым годом становится все больше – привести к росту ДТП это не может априори.
Стоит учитывать и то, что из всего числа ДТП с несовершеннолетними пешеходами, на несознательность которых так любят обращать внимание водители, только четыре произошло по вине самих детей. В остальных – это грубые нарушения ПДД водителями.
19 апреля в 20:40 часов по ул. Карпинского, со стороны пр. Декабристов в направлении ул. Кавалерийская, двигался автомобиль «Тойота Калдина». Неустановленный водитель, по предварительной информации, напротив дома №68 допустил наезд на двух пешеходов, переходивших проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу, на разрешающий сигнал светофора. В результате ДТП пострадали пешеходы, мужчины 1958 и 1985 годов рождения.
Водитель, допустивший наезд, с места ДТП скрылся. Сотрудники полиции устанавливают личность водителя.
Алкоголь – враг
Только за последний рейд – а это всего несколько часов! – сотрудниками ГИБДД было выявлено 245 водителей в состоянии опьянения. Цифра ужасающая. Однако есть все основания полагать, что и алкоголь не является основной причиной резкого роста ДТП. Примерно год назад любителей пьяной езды наблюдалось столько же. Ни растущие штрафы, ни уголовная ответственность – ничто не способно заставить водителей забыть где ключи от автомобиля после первой же капли алкоголя.
В подавляющем большинстве самых страшных аварий доля пьяных водителей не велика. Чаще всего погибают за рулем именно трезвые. Ситуация абсурдная, но если изучить результаты спецопераций ГИБДД внимательнее, то появится очень интересный повод для размышлений. «За выходные дни сотрудниками ГИБДД на территории Пермского края выявлено более девяти тысяч нарушений Правил дорожного движения, – рассказал нам начальник отдела пропаганды ГИБДД по Пермскому краю Владимир Васенин. – 245 водителей были задержаны за управление транспортными средствами с признаками опьянения. Но кроме этого стражи порядка выявили 104 факта управления транспортным средством без водительского удостоверения, 255 водителей были задержаны за чрезмерную тонировку стёкол, нарушили ПДД 323 пешехода. Остальные 90% – это нарушение скоростного режима, правил проезда перекрестков и перевозки детей».
Полнейшее пренебрежение правилами дорожного движения всеми без исключения водителями стало возможно еще и потому, что на фоне массовых сокращений численности личного состава ГИБДД, встретить на дороге инспектора становится все труднее. А внедрение камер фотовидеофиксации спасает лишь отчасти, ведь все прекрасно знают где именно стоят эти камеры и как раз на этих участках дорог аварийность сошла на нет.
Получается, что нас самих нужно заставлять ценить свою жизнь и соблюдать ПДД? Аксиома, что «ПДД написаны кровью», уже набила оскомину, но от этого актуальность свою не потеряла. Только вот чаще всего всю серьезность этой фразы мы понимаем когда уже становится слишком поздно.