Спецтранспорт с включенным звуковым сигналом и синим проблесковым маячком водитель обязан пропускать. Однако аварии с участием «Скорой помощи» случаются регулярно. Уважают ли пермские водители «маячки» и знают как себя вести на дороге, Auto.59.ru рассказали инспекторы ГИБДД.
Правила дорожного движения разрешают водителям спецтранспорта пользоваться преимуществами только в случае выполнения неотложного служебного задания. А перед тем как отступать от всех остальных пунктов ПДД, им необходимо убедиться, что все окружающие уступают дорогу. Водитель же обычного автомобиля, увидев приближающийся ураган в виде скорой помощи, пожарной машины или автомобиля полиции, обязан немедленно предоставить ему преимущество в движении.
На словах все просто, наказание за несоблюдение норм правил жесткие, а ГИБДД неустанно проводит профилактические рейды «Маячок». Однако на краевых дорогах все равно случаются аварии с спешащими скорыми, опаздывающими пожарными или преследующим полицейскими.
«На самом деле ситуация с «мигалками» в Перми не такая плохая, как во многих других регионах, – считает начальник отделения пропаганды ГИБДД по городу Пермь Андрей Нижегородов. – Мы периодически проводим специализированные мероприятия «Маячок» и их результаты обнадеживают – подавляющее большинство водителей пропускает автомобили с включенными маячками и звуковым сигналом».
Возможно тут стоит благодарить администрацию предыдущего губернатора, ведь именно при Чиркунове в Перми были полностью запрещены все проблесковые маячки на служебных автомобилях чиновников. Таким образом любой пермский водитель, услышав звуки сирены по определению понимает, что это автомобиль экстренных служб. Хотя только понимать, что где-то рядом «Скорая», недостаточно. Нужно еще уметь правильно реагировать в такой ситуации.
«Когда мы едем по центру города с всеми «спецэффектами», то постоянно сталкиваемся с тем, что водители реагируют неправильно, создавая нам дополнительные помехи – рассказал нам водитель реанимационного автомобиля Алексей Перевозчиков. – Конечно, бывают случаи, когда нас не пропускают из принципа, но на моей памяти за пять лет работы такое было всего пару раз. В основном проблема с теми, кто любит очень громко слушать музыку в машине или серьезно превышает скорость на светофоре, обосновывая это тем, что горит зеленый. Каждый перекресток для нас это испытание и собственного опыта и удачи».
Пообщавшись с Андреем, можно сделать небольшую инструкцию для водителей:
услышав звуки сирены, в первую очередь определите, откуда и куда едет спецтранспорт. В случае, если ваши траектории пересекаются – перестраивайтесь по возможности в правую полосу;
если в потоке с вами в соседнем ряду едет скорая или другой автомобиль с спецсигналами, то перед перекрестком следует тормозить, так как вы не угадаете в какую сторону на перекрестке поедет этот автомобиль;
если вас в потоке догоняет автомобиль с спецсигналами – ни в коем случае не тормозите, чтобы уступить дорогу. Ускоряйтесь до тех пор, пока в правой полосе не появится место для перестроения. А если вы едете в соседней полосе, то уступайте место тем, кто пытается уступить дорогу скорой;
перестроившись в правый ряд, не спешите ускоряться – те, кто ехал перед вами, тоже должны уступить дорогу и перестроиться в ваш ряд;
нельзя обгонять скорую и перестраиваться в ее ряд, даже если скорость ее не велика. Некоторых больных нельзя перевозить быстро, особенно по нашим дорогам, а ваши маневры почти всегда будут вынуждать водителя неотложки тормозить или снова перестраиваться. Просто учтите, что все неуместные движения перед скорой помощью с включенной сиреной будут доставлять больному страдания.
Здесь стоит добавить, что речь шла только о каретах скорой помощи. Как правило, за рулем таких машин, не отличающихся выдающимися динамическими характеристиками, находятся не очень опытные водители. Пожарные автомобили имеют немного другие особенности, главная из которых – это их огромный вес и габариты. А с полицейскими все еще проще. Их автомобили более маневренные, а опыт и подготовка водителей позволяет им беспрепятственно передвигаться по пробкам в случае необходимости. Единственной общей рекомендацией будет не тормозить перед догоняющим вас спецтранспортом.
И даже в случае если вы, пропуская спецтранспорт, нарушите ПДД и это нарушение будет зафиксировано камерами, бояться не нужно. Всегда можно обжаловать постановление, и в 100% случаев ГИБДД удовлетворяет такие жалобы.
Нам остается лишь пожелать всем пермякам реже встречаться на дорогах с автомобилями экстренных служб. А если уж встреча произошла – приложите все усилия для того, чтобы избежать последствий. Да и проезжая перекрестки на зеленый, лучше лишний раз убедиться, что на красный свет никто не спешит на пожар или не везет больного.