В России с 1 марта 2021 года вступают в силу изменения в процедуре проведения технического осмотра транспортных средств. По новым правилам за отсутствие диагностической карты владельцу автомобиля грозит штраф. Усложнится и сама процедура прохождения техосмотра — машину будут фотографировать, а автобусы будут проверять сотрудники ГИБДД. О грядущих нововведениях мы поговорили с председателем Союза операторов технического осмотра Пермского края Вячеславом Заколодкиным.
С 1 марта после прохождения процедуры технического осмотра диагностическая карта будет выдаваться на бумаге только по желанию автовладельца. Ее электронный вариант, вместе со сделанными фотографиями автомобиля, должен находиться в Единой автоматизированной информационной системе техосмотра (ЕАИСТО). Штраф за отсутствие диагностической карты составит 2 тысячи рублей, его введут в марте 2022 года. Планируется, что отслеживать нарушителей будут с помощью камер фотовидеофиксации. Также ГИБДД собирается аннулировать «серые» диагностические карты автомобилей, которые никогда не приезжали на пункты техосмотра.
— Если вы помните процедуру, которая была до 2012 года, то, в принципе, мы придем к тому же самому, только немного жестче, — рассказал 59.RU председатель Союза операторов технического осмотра Пермского края Вячеслав Заколодкин. — Главные изменения коснутся категорий М2 и М3 (автобусы до и свыше 5 тонн. — Прим. ред.). Их осмотр будет проводиться по графику с согласованием в Госавтоинспекции и в пункте техосмотра в присутствии сотрудника ГИБДД. Карта осмотра будет заверяться не только электронно-цифровой подписью (ЭЦП) организации пункта техосмотра, а также электронно-цифровой подписью сотрудника, то есть эксперта, который проводил инструментальный контроль транспортного средства и электронно-цифровой подписью сотрудника ГИБДД. Вся процедура осмотра будет фиксироваться на фото, видео не будет. Автомобиль сфотографируют в начале прохождения процедуры и в конце после ее прохождения. На фото будут отображаться координаты — они должны совпадать с местом проведения техосмотра.
В остальном процедура будет одинакова для всех. Сотрудник пункта технического осмотра должен сфотографировать машину, а затем проверить состояние транспортного средства, работоспособность и соответствие нормативам отдельных узлов и агрегатов, а также наличие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. При этом надо помнить, что с 1 января 2021 года требования к аптечке и ее содержимому изменилось. Поэтому перед посещением пункта техосмотра позаботьтесь о том, чтобы автомобильная аптечка у вас была последнего образца.
— Если сейчас все пункты идут навстречу автовладельцам, то с 1 марта всё изменится, — объясняет Вячеслав Заколодкин. — Доступ в базу ЕАИС будет осуществляться только с помощью электронно-цифровой подписи. По сути, человек не сможет просто так купить в интернете диагностическую карту. Также будет урезан лимит времени, который требуется для прохождения процедуры. Сейчас на легковой автомобиль дается 30 минут, а на бензовоз — более часа. То есть организация, проводящая техосмотр, должна выдержать эти временные рамки. При этом фотография будет делаться до начала процедуры и после. Если время будет меньше заявленного регламентом, то это уже будет считаться нарушением, и аттестат у пункта техосмотра могут отозвать.
У операторов техосмотра будет один год — до 28 февраля 2022 года — на переоформление необходимого для работы аттестата. Сейчас в Перми работает 25 официальных операторов, по Пермскому краю — порядка 90 организаций. Их список с адресами и телефонами можно посмотреть на сайте Российского союза автостраховщиков во вкладке «Техосмотр».
Отметим, что ежегодный техосмотр обязаны проходить транспортные средства старше 10 лет. Автомобили возрастом от 4 до 10 лет необходимо будет диагностировать раз в два года. Новые машины не проходят его первые четыре года.