6 июня суббота
СЕЙЧАС +23°С

Легковой автопарк времен Великой Отечественной войны не отличался большим разнообразием. Особенно много требований к автомобилю было на фронте – он должен был быть простым, надежным и легким. Сегодня мы расскажем о некоторых легковых машинах, которым под силу были фронтовые испытания и которые до сих пор можно увидеть в Перми.

На фронте и в тылу больше всего были распространены легендарная «Эмка» – ГАЗ М-1 (в Перми их насчитывается около десяти) и ее внедорожный родственник ГАЗ-61, которого в городе нам найти не удалось. Они использовались для перевозки сотрудников штаба или доставки документов, а санитарный вариант автомобиля – для перевозки раненых. ГАЗ-61 хоть и обладал высокой проходимостью, но был тяжеловат для фронта. Поэтому при первой возможности его сразу стали заменять американским Willys MB и ГАЗ-64, а потом и новым ГАЗ-67, который до сих пор довольно часто встречается у пермяков.

Детство пермяка Владимира было связано с американским джипом Willys MB. Эту модель Советский Союз во время Второй мировой получал от США по ленд-лизу. Владимир с десятилетнего возраста хорошо запомнил все, что связано с этой машиной: «Мой дед купил «Виллиса» в 1958 году у какого-то милиционера. Прямо на руле автомобиля ножом была вырезана глубокая надпись «Заварзин», видимо, фамилия воевавшего на ней солдата. Дядя занимался этой машиной всю свою жизнь, в том числе делал ремонт кузова, поставил на нее двери. Ему она была как родная – и за жену и за семью. А сейчас она у меня». Заручившись согласием Владимира, мы провели тест-драйв редкого для Перми фронтового автомобиля.

Вначале нам пришлось потратить некоторое время на то, чтобы завести старенький мотор. Но в конце концов усилия были вознаграждены, и «Виллис» выдал-таки клубы голубого дыма. После современного автомобиля за рулем этого «ветерана» сразу стал ощутим приличный люфт в управлении. После долгого ожидания в гараже «Виллис» не рвался с места в бой, но, набрав обороты, уверенно шел в ряду и держал повороты. Чтобы привыкнуть к его трехскоростной коробке, понадобилось не больше пяти минут.

Глядя на состояние прадедушки современных джипов, поражаешься, какой ресурс деталей и кузова был заложен в этом компактном внедорожнике. Пройдя войну, многие «Виллисы» попали в колхозы, отъездили там не один десяток лет и, оказавшись сегодня у коллекционеров и любителей ретро-автомобилей, продолжают оставаться на ходу. При этом в инструкции изготовитель указывал, что в условиях фронта срок эксплуатации машины составляет всего 90 дней.

Кабину «Виллиса» нельзя назвать просторной. Его небольшой размер объясняется тем, что американские инженеры стремились создать по-настоящему легкую машину. В борьбе с лишним весом создатели максимально укоротили в джипе все детали, болты и шурупы и даже положили меньше краски на кузов. Зато приделали ему по бокам ручки – как раз, чтобы на руках вытаскивать машину из грязи.

Попав в красную армию, «Виллис» побывал где только было можно. Вместе с советскими воинами он доехал до самого Берлина и показал себя настоящей армейской машиной – простой и надежной. Американская реклама нисколько не преувеличивала, называя «Виллиса» лучшим другом солдата, он действительно был «сильным, как мул, и верным, как собака».

 

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!