Бизнес Вадим Юсупов, генеральный директор компании «Норма»: «Заниматься предпринимательской деятельностью – это действительно то, что я люблю»

Вадим Юсупов, генеральный директор компании «Норма»: «Заниматься предпринимательской деятельностью – это действительно то, что я люблю»

" src=

Рынок продовольственных сетей постоянно расширяется и развивается. О приходе в Прикамье заявляют игроки разных уровней. Однако на местном рынке их ждет жесткая конкуренция с пермскими представителями этого бизнеса. Одним из лидеров рынка является компания «Норма», чьи магазины «Виват» и «НормаН» можно увидеть во всех районах Перми и во многих городах края. Кроме этого у холдинга есть и другие подразделения. О первом магазине, реструктуризации компании и других планах на будущее корреспонденту Kapital59.ru рассказал генеральный директор компании «Норма» Вадим Юсупов.

Приход конкурентов улучшит работу нашей сети

– История существования вашей компании началась в 1995 году, когда была создана «Норма», оптовая компания по продаже алкоголя. Почему начали заниматься именно алкоголем?

– В 1995 году несколько собственников объединились и создали компанию «Норма». Лично я начал заниматься бизнесом в 1991 году, когда работал бухгалтером на Пермской товарной бирже, а потом еще в нескольких финансовых учреждениях. Затем в 1992-93 годах я занялся торговлей. Торговал всем подряд, начиная от телевизоров и сигарет и заканчивая алкоголем. Но в 1995 году мы решили сконцентрироваться на каком-то одном направлении и выбрали алкоголь. Почему? Просто так сложилась ситуация на рынке: мы видели, что у алкогольной отрасли есть перспективы для бурного роста, и искали там свою нишу.

– Почему ваша компания называется именно «Норма»? Кто придумал это название?

– Как-то внутри маленького коллектива мы объявили конкурс на лучшее название нашей компании, и со своим вариантом победила жена моего друга. «Норма» – хорошее слово, всем нам очень нравится. Конечно, важно еще и то, что нам удалось вложить в это слово. Если люди, произнося или слыша его, понимают, что это за компания, то это уже не просто слово, а настоящий, раскрученный бренд.

– Если говорить о сети «НормаН» в Санкт-Петербурге, то чем обусловлен выбор именно этого города?

– Мы уже несколько лет ищем пути развития нашего бизнеса, в том числе и за пределами Пермского края. В сфере продажи алкогольной продукции Санкт-Петербург был выбран неслучайно. Во-первых, в то время, когда мы выходили на межрегиональный рынок торговли, именно в Санкт-Петербурге было наименьшее административное влияние на бизнес-процессы. Кроме того, у нас уже были хорошие связи в Питере – работает филиал, при помощи которого мы закупали продукцию для Перми. На его основе и была организована розничная сеть, которая сейчас насчитывает 38 супермаркетов. До конца года откроется еще 5-6 магазинов. На данный момент мы достаточно заметные игроки на рынке Санкт-Петербурга. Это, кстати, признают и другие розничные сети.

– А насколько удается осваивать Ленинградскую область?

– Ленинградскую область мы считаем продолжением Санкт-Петербурга. Там у нас уже существует общая система управления, общая логистика. В таких условиях открывать новые супермаркеты очень удобно. Два уже работают в Колпино и Зеленограде. Сейчас мы изучаем другие города-спутники, ищем помещения для открытия супермаркетов «НормаН».

– Кого бы вы назвали своими конкурентами в Санкт-Петербурге?

– Во-первых, в плане сетевой торговли Санкт-Петербург – это самый развитый город в России. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге объем продаж, осуществляемых торговыми сетями, является, наверное, наибольшим в России. Кроме того, Санкт-Петербург – родина ведущих сетей страны, таких, как «Пятерочка», «О´кей», «Лента», и других. Поэтому конкуренция там достаточно жесткая. Пока мы выбрали специализированную нишу – супермаркеты, которые фактически являются аналогом формата «магазина у дома», только с еще более узким ассортиментом – алкоголь и сопутствующие продукты. Таким образом, наши прямые конкуренты в Питере – это те, кто борется за потребителей близлежащих домов: «Пятерочка», «Магнит» и другие представители дискаунтеров и «магазинов у дома».

– «Виват» туда не собираетесь выводить?

– Как я говорил, рынок Санкт-Петербурга достаточно жесткий, там трудно удивить потребителя каким-то форматом. Кроме питерских сетей уже присутствуют Metro, «Ашан», «Перекресток»… Однако ниша классических супермаркетов все-таки еще достаточно свободна. Поэтому мы изучаем возможности выхода на этот рынок, ищем помещения, ведем переговоры. Но каких-то конкретных планов и определенных сроков выхода торговой сети «Виват» на Питерский рынок пока нет.

– Как вы оцениваете приход названных вами питерских конкурентов на пермский рынок? Смогут ли они здесь составить вам конкуренцию?

– В России уже сложился сетевой рынок, обозначились основные игроки, которые хотят завоевать лидерские позиции в стране во главе с Х5 и другими компаниями, в том числе западными. Все они планируют выход на пермский рынок, где на данный момент мы являемся лидером. На ближайшие три года мы поставили себе цель сохранить эти позиции и активно развиваться на пермском рынке.

Разумеется, приход любого конкурента, особенно федеральных и западных сетей, будет нами учитываться. Я считаю, что конкуренция вещь вообще очень полезная. Она помогает ускориться, в частности, заставляет налаживать наши внутренние бизнес-процессы, улучшать качество обслуживания и так далее. За последнее время наибольшее ускорение развитию нашей сети придал приход «Пятерочки». На тот момент, когда ее представители озвучивали свои планы, согласно которым до конца года у них в Перми должны были открыться 20-30 магазинов, у нас работали только 6 торговых точек. Понимая, что приходят серьезные конкуренты и что на это надо незамедлительно реагировать, мы резко набрали обороты и в тот год вместо запланированных 4-5 открыли 20 супермаркетов «Виват»!

Конкуренция помогает нам понять наши слабые места и реализовать какие-то вещи, которые мы еще не претворили в жизнь. Поэтому прихода в Пермь новых конкурентов мы не только не боимся, но даже надеемся, что это поможет улучшить работу нашей сети.

– Почему у сетей, которые уже заявили о своем приходе и вышли на местный рынок, не получается здесь развернуться?

Все зависит от их уровня. Среди них не так много крупных игроков федерального значения. Так, в головном офисе компании Х5 (владелец сети «Пятерочка»), видимо, ставят перед региональными подразделениями задачу самостоятельно развиваться. Со своей стороны, они не помогают пермским франчайзерам сети «Пятерочка». А у местных, наверное, не хватает собственных средств для активного развития.

Сегодня к нам приходит «Седьмой континент», который, однако, за пределами Москвы представлен весьма слабо. И пока не совсем понятно, чем именно он будет удивлять немосквичей.

– Из существующих на местном рынке сетей – «Семья», «Пятерочка», «Добрыня» – кто ближайший конкурент вашей компании?

– По объемам продаж мы являемся игроком номер один в Пермском крае. Те сети, которые вы перечислили, занимают 2, 3 и 4 позицию соответственно. Все они являются нашими основными конкурентами. Сейчас «Семью» хотят продать, купит ее явно не пермский инвестор. И вот тот, кто ее приобретет, станет нашим новым конкурентом.

– А у вас не возникало желания приобрести этого конкурента?

– Мы изучали этот вопрос. Однако сами являемся еще не настолько крупной компанией, чтобы брать на себя такую большую долговую нагрузку. Хотя преимущество в данной ситуации очевидно – мы бы на долгое время обеспечили себе позиции игрока номер один в Пермском крае.

– Чем вообще «Виват» отличается от «Семьи»?

– Это главный вопрос, на который мы все время ищем ответ. Если поставить рядом два одноуровневых супермаркета, то отличаться они будут по наличию или отсутствию парковочных мест, по подходу к уборке помещений, по оборудованию, по качеству обслуживания покупателей, по каким-то небольшим ассортиментным моментам и так далее. Иными словами, преимущество в торговле зависит от тысячи мелочей. Поэтому мы стараемся ввести как можно больше позитивных мелочей и устранить как можно больше мелких недостатков.

– Ранее вы заявляли, что в Уфу ваша сеть не пойдет. Однако в дальнейшем в прессе прошла информация о намерении объединиться с «Матрицей»…

Это не совсем так. Как я уже говорил, мы ищем пути развития и выхода в другие регионы. И прежде всего нам интересны все соседние регионы. Мы ставим перед собой задачу стать уральской межрегиональной сетью. Поэтому нам интересны Башкирия, Свердловская и Тюменская области. Один из вариантов выхода в другой регион – это слияние с представителем местного рынка. В частности, в Башкирии мы вели переговоры с сетью «Матрица». Однако это были лишь предварительные встречи. По первым же итогам знакомства мы поняли, что сеть «Матрица» по ряду параметров нам не подходит: по ее позиционированию, прибыли и долговой нагрузке. Добавлю, у нас не было переговоров о слиянии, только изучалась возможность подобного шага. Однако, поняв, что мы с «Матрицей» не подходим друг другу, решили самостоятельно выйти на этот рынок.

В наших планах – появление филиала в Уфе до конца 2007 года. Если не успеем сделать это в ближайшие месяцы, то в следующем году точно откроем там супермаркет. Кроме того, в следующем году надеемся выйти еще в один регион. Это будет Свердловская или Тюменская область.

– В Уфе, я так понимаю, вы уже ведете строительство супермаркета?

– Нет, дело в том, что в Уфе и Екатеринбурге сейчас строится большое количество торговых центров. Присутствие продовольственного супермаркета в качестве якорного арендатора является для этих центров обязательным условием. И сейчас мы ведем с представителями центров активные переговоры об аренде помещений.

– В то же время компания «ЭКС» строит гипермаркет именно в Уфе. Как вы оцениваете то, что ваш основной пермский конкурент таким образом выходит на уфимский рынок, куда собственно стремитесь и вы?

– Я так понимаю, что УК «ЭКС» продает свой ретейлерский бизнес и начинает вплотную заниматься девелопментом. Именно поэтому компания строит в Уфе ТЦ, в котором одним из якорей предусмотрен продовольственный супермаркет. Скорее всего, им станет «Перекресток» – на центре даже уже висит растяжка, анонсирующая открытие. Мы не выходили на УК «ЭКС» с вопросом об аренде помещений в данном центре, поэтому не знаем, каким образом они формировали свою базу. Судя по всему, в Уфе «Семья» не будет заниматься розничной продажей продовольствия.

– Область вашего бизнеса постоянно растет. Можно схематично обрисовать, чем именно занимается ваша компания?

– Да, наша компания растет, и, в частности, сейчас у нас проходит очередная реструктуризация бизнеса. Она заключается в следующем: на сегодняшний день мы представляем единый холдинг предприятий, которые занимаются несколькими видами деятельности. Мы хотим разделить холдинг на три самостоятельных группы предприятий, каждая из которых будет курировать свое направление деятельности – оптовую торговлю (прежде всего, алкогольную), ретейл и ресторанный бизнес. У нас есть четкий план организационных мероприятий, и этот план уже начал воплощаться в жизнь.

– Когда закончится данный процесс?

– Этот процесс бесконечен. Всегда существует задача дальнейшего усовершенствования бизнеса, и мы не намерены останавливаться на достигнутом.

– Но будет какая-то одна, управляющая всеми подразделениями, компания?

– Есть группа собственников, которая через совет директоров реализует свои замыслы и планы. Пока это единая структура, но позже их станет три – у каждой группы будет свой совет.

– Кому сейчас принадлежит компания?

– В наш холдинг входит несколько предприятий, в каждом из которых разный процент учредителей. Если говорить про розничный бизнес, то на 99% он принадлежит мне. Остальных собственников мы бы не хотели разглашать.

– После начатого процесса реструктуризации это соотношение изменится?

– Не думаю. Хотя, конечно, любой собственник вправе принимать решение по продаже своей доли…

– И все-таки каковы планы?

– Нет, в ближайшее время это не планируется. Мной точно… В том числе, для удобного стратегического развития и возможной дальнейшей продажи мы и делим холдинг на три разных бизнеса.

– А если конкретно, сколько супермаркетов и где вы планируете открыть в ближайшем будущем?

– В этом году мы хотели открыть один магазин в соседнем регионе, но сейчас не вполне уверены, что это получится. Однако в следующем году мы планируем открытие не менее двух точек в других областях. Кроме того, одна из основных наших целей – закрепление лидерства в своем регионе, поэтому в следующем году мы намерены открыть еще 21 магазин: один гипермаркет и 20 супермаркетов. В данный момент мы начали активное развитие в городах края. Сейчас у нас уже есть магазины в Березниках, Соликамсмске, Добрянке, Чайковском и Чернушке. На следующий год мы выйдем в Кунгур, Лысьву, Чусовой и Губаху.

По итогам 2007 года продажи сети супермаркетов «Виват» в Пермском крае составят 20%, а в следующем мы должны довести показатель продаж до 40%. Пермь мы практически полностью охватили – осталась пара микрорайонов, где пока нет наших магазинов, но мы планируем их открыть и там. Теперь мы активно выходим на областной рынок.

– Вообще, вы довольны тем, как выполняется поставленный план?

– Нет, мы чуть-чуть отстаем от графика открытия новых магазинов. Прежде всего, потому, что в этом году вступил в силу новый Градостроительный кодекс с более жесткой системой документации. Именно поэтому все запланированные магазины открываются с опозданием примерно на 2-4 месяца. Однако мы намерены все наверстать в начале следующего года.

– Появление в Перми Metro как-то отразилось на вашей выручке?

– Нет, на нашей выручке это никак не сказалось. Но сам приход конкурента – хороший повод еще раз задуматься о том, чем он лучше, и активно на это среагировать.

– Что касается ваших производственных баз, есть ли в планах компании приобретение какого-нибудь крупного производства, к примеру, молочного завода или алкогольного?

– Молочный завод у нас есть. Вообще, производством продукции стоит заниматься только по двум причинам. Во-первых, если ты производишь какой-то уникальный товар, который никто другой не может сделать. Во-вторых, если товары производятся там же, где будут продаваться. Думаю, потребителю гораздо больше понравится горячая, свежая буханка хлеба, чем та, что проехала неизвестно сколько километров…

– Но если у вас есть крупная хлебопекарня, то вы не только свои магазины обеспечиваете продукцией, но и имеете возможность выйти с ней и в другие регионы…

– Мы придерживаемся следующей стратегии: заниматься своим делом надо профессионально. Если есть производители, которые делают этот продукт хорошо, мы не видим смысла в том, чтобы самим производить то же самое. Но производственные цеха у нас будут всегда. Ведь одной из их целей является изготовление какой-то уникальной продукции, которую никто другой не делает. В этом плане нам не хватает площадей, и мы сейчас ищем помещение, в котором будет располагаться большая фабрика-кухня. Мы действительно серьезно над этим работаем, так как понимаем – в ближайшее время никто не сможет наладить такую цепочку производства.

– А как же быть с хлебозаводами? Совсем недавно продали очередной хлебокомбинат…

– Вопрос по хлебозаводам довольно сложный. У нас есть мини-пекарни в гипермаркете, и сейчас мы закупаем мини-пекарни для наших самых больших супермаркетов. Такие мини-пекарни снабжают всю нашу сеть хлебами, испеченными по различным национальным рецептам. Это эксклюзивная продукция… Возможно, экономически выгоднее будет обеспечивать наши магазины на 100% хлебной продукцией собственного производства. Но пока мы придерживаемся такой практики: самую ходовую продукцию берем у хлебозавода, а всю оригинальную делаем сами.

– Вы еще упомянули молочный завод…

– Да, некоторые наши собственники, включая меня, занимаются дополнительными видами бизнеса. В частности, мы купили Купросский молочный завод, который находится недалеко от Кудымкара. Это экологически чистый район, до ближайшего производства 350 километров. На заводе под различными частными марками, в том числе и под нашей, производятся все виды молочной продукции. Продукция завода достаточно недорогая, дешевле, чем у основных пермских производителей. Но на самом заводе нет уникальных технологий, поэтому не видим смысла активно развивать этот бизнес. Если другой завод выйдет с предложением предоставлять нам продукцию с таким же качеством, но по более низкой цене, то мы откажемся от собственного производства молока. Это один из важнейших принципов работы нашей компании – предлагать наилучшие условия для наших потребителей.

– У вас еще был магазин элитных спиртных напитков «Марго», который также потом закрылся. Почему?

– Мы пробуем себя в разных направлениях, а потом выбираем самые перспективные и развиваем их. Так, одним из критериев перспективности направления для нас является возможность его развития как сети. Для винного бутика «Марго» внутри Перми не было путей развития – можно было открыть не более 2-3 магазинов. Выходить же с таким узким проектом на другие регионы тоже смысла нет. Поэтому магазин был закрыт.

Мы закрываем все проекты, которые не можем полноценно развивать и выстраивать в сетевой бизнес. Сегодня на месте «Марго» у нас очень успешно работает супермаркет «НормаН».

– Кстати, в Питере в развитии сети вам поспособствовало ограничение деятельности игровых заведений. В Перми такая же ситуация?

– Нет, у нас все по-другому. В Санкт-Петербурге ситуация следующая: помимо того, что требования к игровому бизнесу ужесточились в связи с выходом федерального закона, власти города также ведут жесткую политику контроля деятельности игровых клубов. И поэтому их число там резко сокращается. В Перми с 1 июля тоже вступили в силу ограничения по игровым заведениям, но 90% их, видимо, как-то перестроились и дальше ведут свою деятельность – никакого активного закрытия клубов мы не наблюдаем, поэтому увеличения предложения на рынке недвижимости не произошло.

– В последнее время увеличились цены на продукты первой необходимости. Вы, как владелец торговой сети, как это прокомментируете?

– Торговые сети являются проводниками товара, местом, где мы сводим вместе производителей и потребителей. Все оптовые цены имеют обоснованные наценки, поэтому особо влиять на цены продажи можно только в рамках своей торговой наценки. Прежде всего изменение цен произошло у производителей. Уже после этого и нам пришлось увеличить свою наценку. Вместе с тем, существует определенный сезонный всплеск, в том числе связанный с зерном и подсолнухами. Думаю, что цены на хлеб, муку и подсолнечное масло на летний уровень уже не вернутся, но все-таки станут ниже сегодняшних.

– В апреле «Виват» взял облигационный заем на 1 миллиард рублей. На какой стадии находится это процесс?

– Да, мы взяли такой заем и через три года планируем его закрывать. Вообще, у нас есть программа развития, в которой предусмотрено использование для развития как собственных, так и заемных средств. Мы будем следить за ситуацией на рынке, и если она будет благоприятной, то выпустим второй облигационный займ. В целом это размещение прошло успешно. Как и было запланировано, 50% займа мы отправили на развитие, 50% пошло на погашение других наших задолженностей. Цель займа – перевести наши краткосрочные кредиты на более долгосрочные, благодаря чему наша финансовая позиция стала бы еще более устойчивой.

По темпам роста мы обгоняем своих конкурентов…

– Вы работаете сейчас над открытием каких-либо крупных торговых центров?

– На конец года у нас запланировано открытие большого торгового центра «Миллениум» в Березниках. Там в долевом участии мы откроем супермаркет и ресторанный комплекс.

Вообще несколько ТЦ у нас уже есть, мы являемся их соинвесторами.

– Какие?

– Два в Березниках, и здесь в Перми есть объекты, где мы сами приобрели землю – на Героев Хасана и на Мира (рядом со «Столицей»), к другим проектам мы подключаемся на стадии проектирования.

– Если говорить про конкретные проекты, что за ТЦ откроется в Березниках?

– В конце года в Березниках на улице Пятилетки мы планируем открыть торговый центр, в котором нам принадлежат первый и четвертый этажи. На первом будет располагаться супермаркет «Виват» – самый большой в Березниках. На четвертом мы сделаем ресторанный комплекс, в котором будет представлены «Виват-Буфет» и пивная «Боб».

– С проектом торгового центра на улице Мира уже что-то решено?

– Там нам принадлежит земельный участок, и мы сейчас проектируем небольшой ТЦ, ведем переговоры с руководством ТРК «Столица», чтобы как-то в единой системе выстраивать проект – как соседи не видим смысла отгораживаться друг от друга. В новом ТЦ обязательно будет супермаркет «Виват»…

– Но в «Столице» есть «Семья»?!

– Да, но там это достаточно небольшой магазин. Думаю, места для розничной торговли на этой площади еще вполне достаточно… Сейчас проект находится на согласовании, в зависимости от результатов мы поймем, сколько у нас будет этажей и что на них разместится. Хочется там устроить ресторанный комплекс («Виват-Буфет» и «Боб»). Возможно, пригласим кого-то из операторов электроники и одежды. По срокам сдачи? Все зависит от того, как скоро проект здания будет согласован и мы получим разрешение на строительство. В принципе, мы планируем через полтора года этот проект сдать.

– Бизнес строительных материалов, по вашим словам, пока в Перми не развит…

– В части магазинов строительных материалов мы, наверное, единственный город-миллионник в России, где нет магазинов «ди эй вай» – супермаркетов стройтоваров. Но думаю, они в ближайшее время придут.

У нас на Героев Хасана, 105 вместо одного из цехов завода «Велта» строится магазин как раз такого формата. Открытие ТК запланировано на вторую половину следующего года. Создается 26 тысяч метров торговой площади пока в «свободной нарезке». Еще не решено, в какой именно пропорции и кто будет представлен там, но это точно будет ретейл-парк – несколько больших арендаторов и больше никого. Мы хотели самостоятельно открыть магазин «ди эй вай», но, изучив этот вопрос, решили, что нам для этого не хватает кадровых ресурсов. Поэтому мы ищем партнера – предлагаем эту площадь основным игрокам этого рынка.

– Комплекс «Горный хрусталь» скоро сдадут? Новый год уже можно будет там отпраздновать?

– Нет, Новый год не получится. Мы хотим там сделать достаточно современный объект, со всеми «прибамбасами», которые необходимы как современному супермаркету, так и современному ресторанному комплексу. Поэтому мы вкладываем в этот объект разные дополнительные вещи, к примеру, построили пивоварню. Сейчас общестроительные работы заканчиваются, и мы входим в стадию отделки. Намерены открыть комплекс до 8 марта, но насколько это получится – сказать трудно.

– Чем будет отличаться «Горный хрусталь» от других подобных ему комплексов?

– Ну… в «Горном хрустале» мы откроем ночной клуб с двумя танцполами. Кстати, в дальнейшем это направление станем внимательно изучать. Кинозалы? Нет, этой развлекательной части там не будет.

– Большую ли часть занимают в вашем холдинге рестораны?

– Вообще, если говорить о ресторанной части нашего холдинга, то именно она по итогам этого года стала самой активно развивающейся и вырастет на 150-170%. А те объекты, которые только откроются, уже говорят о том, что этот показатель увеличится еще больше. Этому направлению всего два года, но мы считаем, что на 1 января 2008 года мы уже станем лидерами пермского ресторанного рынка по объемам продаж. В следующем году мы хотим увеличить этот показатель еще в два раза как минимум.

– Если структурно представить ресторанный бизнес Прикамья, то какую долю в нем вы занимаете?

– На сегодняшний день в Перми присутствуют три игрока с одинаковыми объемами рынка – «Норма», RestUnion и «Алендвик». Однако, согласно имеющимся у нас исследованиям, по темпам роста мы обгоняем своих конкурентов.

– Расскажите о вашем сотрудничестве с «Ростикс Групп». Кому из компаний принадлежит большая часть «Росинтер-Пермь» и чьи голоса на совете директоров являются ключевыми?

– У нас открыто совместное предприятие «Ростинтер». У нас 49% акций, а 51% – у них. «Ростинтер» на сегодняшний день является открытым акционерным обществом. Оно прошло IPO и стало первой ресторанной сетью, чьи акции котируются на бирже. Благодаря нашей доле в этой компании «Ростикс Групп» может включать ее доход в свою консолидированную доходность. На данный момент у нас выстраиваются продуктивные отношения с «Ростикс Групп»: в совете директоров к нам прислушиваются и привлекают нас к дальнейшему развитию совместного предприятия.

Отмечу, первый ресторанный комплекс «Il Патио» и «Планета суши» на Ленина был признан с точки зрения дизайна лучшим в России среди других заведений этой сети. А финансовые показатели, которые были им поставлены в план, пока выполняются с опережением графика. Мы довольны работой данного заведения. Кроме того, сейчас открыто еще два «Ростикса», а также на стадии реконструкции находятся еще два помещения – в одном будет «Il Патио» и «Планета суши», а в другом – пивной ресторан «Сибирская корона».

– А где именно они будут находиться?

– «Ростикс Групп» пока не озвучивает адреса…

– Насколько мне известно, должно что-то появиться в районе площади Дружбы…

– «Il Патио» и «Планета суши» будут на Комсомольском проспекте, 7, на месте игрового клуба «El Grant».

–То есть все же закрытие игровых заведений вам помогло?

– (смеется) Да, как только появилось предложение на рынке коммерческой недвижимости, мы сразу же им воспользовались. Второй откроется тоже в районе Комсомольского проспекта, но о нем мы позже скажем.

– Вообще, ресторанный бизнес в Перми уже сформировался?

– Сейчас рынок активно растет, каждый месяц что-то открывается. При этом среди новых заведений появляются и дешевые (быстрое обслуживание); и рестораны среднего типа («Il Патио»), рассчитанные на довольно частое посещение; и рестораны высокой кухни – как минимум какие-то зародыши этого появились. Таким образом, рынок с каждым годом расширяется. У него есть и плюсы, и минусы. Среди плюсов – все больше становится разнообразие, мы стали меньше отставать от ресторанной моды Москвы, Питера и Екатеринбурга. Минусы связаны с этим же бурным развитием – нестабильность работы этих ресторанов, прежде всего связанная с низкой квалификацией рядового персонала. Ведь при бурном росте требуется все больше людей, но подготовка этих специалистов и отслеживание их работы пока несколько запаздывает.

– Сейчас существует мода на восточную кухню, на те же суши и тому подобное. А в дальнейшем куда будет она развиваться?

– Тут наблюдаются общероссийские тенденции. Так, в Москве сейчас в целом идет мода на азиатскую кухню. Там достаточно большое количество тайских, китайских, индонезийских и еще каких-то ресторанов. У нас в этом направлении пока все достаточно спокойно. По массовости ничто не сравнится с японской кухней, причем я считаю, что в Перми пик ее популярности еще не наступил.

Ресторанный рынок будет разбиваться на более мелкие сегменты, и на рынке элитных ресторанов будут действовать различные тенденции – мода на средиземноморскую кухню, мода на молекулярную кухню и так далее. В среднем сегменте будут развиваться какие-то национальные кухни. В нижнем ценовом сегменте будут выстреливать предприятия быстрого обслуживания – обязательно появятся сами или аналоги «Макдональдса», «Сбарро», «Крошки-картошки» и других – тех, кто в столице уже завоевал свои позиции.

Как бы я пошел продавать алкоголь, если бы не пил его?

–Что является для вас показателем успешности работы сети?

– Для розничной сети основными показателями успешности бизнеса являются темпы роста. В оптовой торговле рынок уже поделен, расти особо некуда, поэтому там основной показатель – рентабельность.

– Для вас лично, что такое успех?

– Это когда я достигаю тех результатов, которые планировал и затратил при этом столько ресурсов, сколько намеревался.

– Скажите, что вами двигало, когда вы только начинали свою предпринимательскую деятельность? И что вами движет теперь?

– До занятия бизнесом я продолжительное время никакой особой деятельностью не занимался. Потом решил заняться предпринимательством, то есть брать на себя какие-то финансовые риски, самому за них отвечать. Я выбрал этот путь и считаю, что было бы плохо, если бы я выбрал что-то другое. Иными словами, заниматься предпринимательской деятельностью, принимать решения самостоятельно, брать на себя риски и тому подобное – это на самом деле то, что я люблю.

– Не возникало желания отдохнуть, заняться чем-то другим?

– (смеется) Я буквально пару недель назад начал обучаться в MBA, где одним из первых курсов была философия бизнеса. И в течение недели я отвечал примерно на такие философские вопросы… В книге Ницше «Так говорил Заратустра» говорится: «Если бы вам дали возможность, готовы ли вы прожить свою жизнь второй раз, точно так же, как вы ее прожили до этого?» В целом большинство моментов своей жизни я бы хотел прожить также.

– Как при таком напряженном графике отдыхаете?

– Да я не напрягаюсь. (смеется) Ну, во-первых, я предприниматель, который сам планирует свое время. Есть люди, у которых множество каких-то рамок – им надо приходить и уходить в определенное время на работу и так далее. В этом плане я человек достаточно свободный. В то же время необходимо понимать, что каждый шаг несет определенные последствия. Поэтому, ставя какие-то задачи, я стараюсь достаточное время уделять работе, семье и себе. Отдыхаю двумя способами – либо провожу время со своей семьей, либо занимаюсь спортом.

– Есть люди, на которых вы ориентируетесь?

– Если понимать под этим людей, на которых я равняюсь, чье мнение мне интересно, – таких людей много. Это вся моя семья, также на работе есть люди, чьи взгляды на определенные вопросы мне интересны.

– Сколько всего человек работает в вашей компании?

– Больше 9 тысяч человек.

– «Норма» стала семейным бизнесом?

– У нас есть прецеденты того, что в компанию приходят работать всей семьей.

– А члены вашей семьи?

– Мой старший сын учится в университете и в свободное время подрабатывает в нашей компании.

– Чем у вас занимается жена?

– Она работает в государственной больнице врачом-гинекологом. Также она является для нашей семьи домашним доктором, поэтому мы практически никогда не болеем.

– Семья у вас большая?

– Да, семья у меня большая – жена, трое детей, еще две кошки, собака, попугай. Были рыбки, но что-то они не прижились у нас.

– А кроме старшего, младшие собираются в компании работать? Или им еще рано?

– Во-первых, я не уверен, что старший собирается. С другой стороны, я не уверен, что мы его сюда позовем. Он еще учится и ищет себя. Подходит ли он нам, подходим ли мы ему – мы будем присматриваться друг к другу.

Еще у меня есть сын 13 лет и дочь 8 лет. Они учатся в школе. Думаю, когда они подрастут, то решат, кем именно станут. Моя задача – им в этом не мешать.

– Как-то один из видных бизнесменов Перми сказал: «Нет такого дела, в котором бы я не добился успеха». Про вас можно такое сказать?

– Нет, про меня такое сказать нельзя. Мне буквально месяц назад исполнилось 40 лет, и я задумался, чем хочу заниматься дальше. Я решил, что хочу заниматься только тем, что могу и что мне интересно. Я должен не просто разобраться и преуспеть в каком-то деле, но помимо всего прочего это дело должно мне нравиться, быть со мной в какой-то гармонии. То, чем я сейчас занимаюсь – мне нравится.

– Вашу деятельность уже оценили специалисты рынка. В частности, вы были названы «Человеком торговли 2004». Для вас это что-то значит? Были еще какие-то награды?

– Это все приятно и почетно. Мой бизнес заключается в том, чтобы люди у меня покупали товары, и если я делаю это хорошо, и это подтверждается какими-то наградами, то это отлично. Вообще, у меня есть специальный шкаф для всяких медалей и кубков. Я их кладу в шкаф и больше его не открываю, пока следующую награду не дадут.

– Вы сказали, что учитесь сейчас. А на кого? И каково ваше первое образование?

– Я учился на механико-математическом факультете ПГУ. Окончил 4 курса, после этого решил заниматься бизнесом и ушел, не получив высшего образования. Недавно поступил в Уральский институт бизнеса, где учусь на MBA. Прослушал первый курс. Пока все интересно. Впервые за 15 лет посидел четыре дня подряд за партой.

– И небольшой блиц. В политику не собираетесь пойти?

– Однозначно нет.

– В какой-нибудь парии состоите?

– Нет.

– Спортом увлекаетесь? Боевыми видами? Футбол?

– Да, я несколько раз в неделю занимаюсь спортом. В том числе играю в футбол, теннис, хожу в тренажерный зал и бассейн.

– Самая вредная ваша привычка?

(Задумался.) Я считаю, что самые вредные у человека привычки – это какие-то «фетиши» и стереотипы. Пить, курить, еще чем-то заниматься – все зависит от того, насколько они вредят конкретному человеку. Ведь можно не пить и не курить, и так себе вредить.

– А вы не пьете и не курите?

– Я не курю, но пью. Как бы я пошел продавать алкоголь, если бы не пил его? Нечасто, но я употребляю алкоголь.

– Любимый напиток?

– Однозначно водка, хорошо отношусь к пиву и виски.

– Любимый ресторан или кафе?

– Мой любимый ресторан «Боб», часто в него хожу и хочу, чтобы он был для меня и других пермяков самым хорошим в городе.

– Самый необычный подарок в жизни?

– Даже не знаю… Вообще, я считаю, что подарки надо дарить такие, которые человек сам себе никогда не купит. Просто он об этом не думал, или руки у него до этого не доходят. Мне дарят море подобных вещей... Главное – внимание и уважение, которое к тебе проявили, а не то, насколько необычен подарок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем