Бизнес Игорь Лагуткин, директор Пермского филиала компании «Росгосстрах»: «Высшая самореализация руководителя – воплощение его идей в жизнь»

Игорь Лагуткин, директор Пермского филиала компании «Росгосстрах»: «Высшая самореализация руководителя – воплощение его идей в жизнь»

" src=

В октябре 2007 года Пермский филиал крупнейшей страховой компании России «Росгосстрах» (РГС) возглавил Игорь Лагуткин. Своей ближайшей задачей в качестве директора филиала он ставит дальнейшее усиление позиций филиала, особенно в сфере корпоративных продаж и имущественного страхования. По предварительным итогам за 2007 год Пермский филиал РГС собрал около 1,15 миллиарда рублей. Выплаты клиентам за тот же период составили свыше 688 миллионов рублей. Доля компании на страховом рынке края составляет более 16%. Игорь Лагуткин имеет значительной опыт руководящей работы в крупных международных и российских компаниях, таких как «Патра», «Нестле», ХК «Стройфарфор». До своего нынешнего назначения он занимал должность первого заместителя директора филиала Росгосстраха в Пермском крае. Kapital59.ru побеседовал с Игорем Анатольевичем о перспективах страхования в России и Перми, русском менталитете, особенностях местного бизнеса и жизненном драйве.

Игорь Анатольевич, расскажите, какие виды страхования на сегодняшний день наиболее востребованы.

– Самым популярным на сегодняшний день является ОСАГО, так как это обязательный вид страхования. Очень динамичными темпами развивается каско. Кроме этого следует отметить имущественное страхование физических лиц. Что касается корпоративного сектора – это страхование имущества юридических лиц и добровольное медицинское страхование (ДМС).

Конкретно в Пермском филиале «Росгосстраха» какие виды пользуются наиболее активным спросом?

– В 2007 году ключевыми видами для нашего филиала, показав высокие темпы роста, были каско, страхование имущества юридических лиц и ДМС.

По каким причинам, как вы думаете?

– Во-первых, если брать сегмент добровольного автострахования, в России сейчас бум покупки автомобилей. Рынок динамично развивается – по итогам 2007 года он станет вторым в Европе после Германии. Прогнозируется, что в ближайшие три года у нас есть все возможности, чтобы стать крупнейшим рынком в Европе. Темпы продажи автомобилей, особенно иностранного производства, впечатляют. Это, соответственно, отражается на автокаско, ведь при покупке автомобилей и физические, и юридические лица пользуются услугами банков – кредитами или лизинговыми схемами.

Такой же бум переживает и ипотечное страхование. В 2007 филиал показал очень высокие темпы роста по данному виду.

Какое страхование более прибыльное: обязательное или добровольное?

– Наиболее прибыльным является добровольное страхование. Не секрет, что на сегодняшний день ОСАГО перестает приносить прибыль. На 1 ноября 2007 года уровень выплат по данному виду в нашем филиале составил 89,1% по отношению к страховым сборам. В связи с тем, что в этом году вступают в силу новые поправки в закон по ОСАГО, этот продукт становится убыточным для страховых компаний. Я прогнозирую, что мелкие страховые фирмы будут вынуждены либо уйти с рынка, либо просто обанкротятся. Пермь – один из самых высокоубыточных регионов по ОСАГО, так как здесь очень высок уровень аварийности. Это связано с низкой культурой вождения и неудовлетворительным состоянием дорог.

В одном из интервью вы сказали, что до 2004 года корпоративное страхование переживало период стагнации. С чем связан скачок активности в пользовании этой услугой?

– Компании увеличивают свои производственные мощности, а, значит, инвестируют серьезные финансовые средства в свое производство, запускаются денежноемкие высокотехнологические линии. Для увеличения производительности, конечно, нужны серьезные денежные средства. Поэтому многие компании пользуются кредитованием. Мы, как партнер банка и предприятия, страхуем риски банка и залоговое имущество предприятий. Количество клиентов постоянно увеличивается, что позволяет считать корпоративный сектор одним из самых приоритетных для нас.

Многие компании проявляют интерес к добровольному медицинскому страхованию. Во-первых, это хороший элемент по управлению политикой удержания персонала. Кроме этого, хороший руководитель знает, что заниматься профилактическим лечением сотрудников более выгодно, чем нести убытки, связанные с их болезнью. Для компании в конечном итоге это обходится намного дешевле.

Игорь Анатольевич, что вы думаете о рынке страхования в Перми на сегодняшний день? Не перенасыщен ли он?

– По информации за девять месяцев 2007 года, на страховом рынке Пермского края работает 125 компаний. Я считаю, что это достаточно большое количество. Это говорит о зрелости регионального страхового рынка и о достаточно высокой конкурентной борьбе. Не думаю, что в ближайшее время обозначится тенденция к увеличению количества компаний. Более того, мне кажется, что на рынке будет некий спад. При такой конкуренции мелкие страховые компании либо уйдут с рынка, либо попытаются объединиться с другими. Поэтому я полагаю, что как на рынке России, так и Пермского края, последующие годы будут проходить под флагом слияний и поглощений. Этому будет способствовать и ситуация по ОСАГО.

Ни для кого не секрет, что РГС в Перми лидирует на рынке страхования. В чем же секрет успеха: сложившийся бренд или особые условия обслуживания клиентов?

– Здесь нельзя вывести какой-то универсальной формулы. Я думаю, что у лидерства очень много составляющих. Назову только некоторые из них. Во-первых, РГС – это старейшая российская национальная страховая компания, имеющая 86-летний опыт работы. Это очень мощная инфраструктура, широкая филиальная сеть. На сегодняшний день в Пермском крае филиал имеет 51 подразделение, более 2 800 человек работает в нашей структуре. По количеству филиалов нас сравнивают с Почтой России и Сбербанком РФ.

Во-вторых, это профессиональные кадры. Сила «Росгосстраха» – в сплоченной команде. Это команда единомышленников, которая четко понимает, что от нее требуют, и идет к заданной цели. Следует отметить, что ни у кого нет такого мощного агентского корпуса, как у «Росгосстраха» – порядка двух тысяч агентов на сегодняшний день трудятся на территории Пермского края. Ни одна страховая компания не имеет ничего подобного. Кстати, очень многие из страховщиков когда-то работали в РГС.

«Росгосстрах» – универсальная компания, которая активно работает на всех рынках страхования. Особое внимание уделяется повышению качества обслуживания. Для удовлетворения потребностей различных групп клиентов мы постоянно совершенствуем наши страховые продукты. Компания инвестирует очень серьезные деньги в методологию и инфраструктурные проекты. В частности, в конце ноября в Пермском филиале мы запустили новую программу Guidewire ClaimCenter, лучшую в мировой практике урегулирования убытков. Эта программа реально позволяет работать всем центрам урегулирования убытков Росгосстраха в едином информационном поле – такой технологии на сегодняшний день не имеет ни одна страховая компания в России. И, насколько я знаю, мы вторая компания в Европе, которая внедрила эту технологию в свою работу.

Откуда вы берете кадры?

– У нас очень большой агентский корпус, который работает длительный срок, еще начиная со времен Госстраха. Есть сотрудники, которые проработали и 20, и 25, и 30 лет. На сегодняшний день компания находится в периоде обновления. На работу в «Росгосстрах» привлекаются молодые, амбициозные люди. Мы тесно сотрудничаем и с колледжами, и с высшими учебными заведениями, которые готовят кадры для страхового и финансового рынков. «Росгосстрах» учредил специальные стипендии, которые выплачиваются лучшим студентам страховых специальностей. Уже второй год при поддержке нашей компании по всей стране проводится конкурс студенческих работ. Хочу отметить, что в прошлом году четыре пермских студентки стали победителями данного конкурса. Приходят в компанию и по рекомендации наших сотрудников и партнеров. Практика показывает, что именно эти люди и задерживаются в нашей компании.

Каковы ближайшие планы компании? Какой сектор «Росгосстрах» в Пермском крае намерен развивать наиболее усиленно?

– Я уже говорил о том, что мы универсальная компания, и наша задача – динамично развиваться во всех направлениях. И это не просто лозунг. Однако мы выделяем наиболее приоритетные направления, где сейчас есть наибольший потенциал. В первую очередь, мы будем концентрироваться на корпоративном страховании, а также на страховании имущества физических лиц. Это будущее, где уровень рентабельности намного выше, чем по обязательному страхованию. Я бы еще отметил такой вид, как добровольное автострахование.

Страхование без риска и ошибок не существует. Как их избежать?

– Большинство ошибок совершается на стадии заключения договора страхования. Это объясняется низкой страховой грамотностью россиян. Поэтому одна из основных задач продавца – обратить внимание клиента на все условия договора. Очень часто, получая страховой полис, человек реально не представляет, от каких рисков и на какую сумму он застрахован. Это недопонимание оборачивается негативными эмоциями в адрес страховой компании при наступлении несчастья. Наша задача – повышение страховой культуры населения. Для этого «Росгосстрах» проводит целый комплекс различных мероприятий: это и публикации статей по вопросам страхования в прессе; и специальная телепрограмма на канале «Вести-24», которую ведет статс-секретарь компании Андрей Батурин; и радиопрограммы, посвященные страхованию. Мы уделяем достаточно много внимания обучению наших сотрудников качественному обслуживанию клиентов, в том числе и объяснению им особенностей страховых продуктов.

Отрадно, что к осознанию необходимости страхования стали приходить руководители крупных предприятий. Они понимают, что страхование помогает им снизить возможные риски, которые бы неблагоприятно отразились на развитии предприятия в целом. Многие компании сегодня занимаются профессиональной постановкой системы риск-менеджмента. Риски могут быть различными – в зависимости от профессиональной направленности предприятия. Профессиональные директора, разумеется, определяют, от чего, в первую очередь, им нужно застраховаться. Соответственно, они очень точечно подходят к выбору продукта, и уровень их страховой грамотности достаточно высок. Такие руководители могут разговаривать на одном языке с любым страховщиком.

Часто ли случаются судебные разбирательства?

– На самом деле, они, конечно, есть. Но мы все-таки пытаемся не доводить дело до разбирательства, потому что суд – это разрыв отношений с клиентом. Нам нужно пытаться ликвидировать проблемные ситуации – договориться с клиентом, чтобы ни в коем случае не потерять его лояльность. Потому что сила компании – в ее постоянных клиентах, на которых зиждется стабильность любой страховой компании.

На недавно прошедшем круглом столе (организатором был сайт www.59.ru) была заявлена тема «Страхование без ошибок», где обсуждалась высокая степень опасения граждан при заключении договора. Скажите, как вы завоевываете доверие своих клиентов?

– Тут опять же несколько аспектов работы. В первую очередь, это широкая продуктовая линейка. Мы предлагаем нашим клиентам очень большой спектр услуг, который бы устроил абсолютно разные категории граждан. В корпоративном секторе мы очень много внимания уделяем страхованию финансовых рисков. Если в этом году мы больше страховали риски финансовых институтов, то сейчас мы приходим к выводу о необходимости страховать и финансовые риски предприятий. Мы понимаем, что рынок не является статичным, он постоянно изменяется. И требования к нему меняются каждый день. Мы пытаемся разработать новые продукты, которые бы заинтересовали наших клиентов. И, конечно, мы повышаем качество обслуживания клиентов.

Как вы думаете, почему в России в целом рынок страхования развит очень слабо, ведь услугами страховых агентов пользуется только пять процентов населения?

– Это менталитет русского человека, наверное. Вера в русское авось, состоится-не состоится. Какой был негативный резонанс, когда ввели ОСАГО! И люди не вспоминали, какие у них были проблемы, когда они, допустим, на старой машине царапали дорогой джип. И что с ними после этого происходило! Ломались судьбы, на самом деле. Особенно в бурные 90-е годы.

Оценив на практике все плюсы ОСАГО, очень многие восприняли его позитивно, потому что этот вид реально гарантирует решение многих проблем. Причем за небольшие деньги. На сегодняшний день в среднем по России страховка ОСАГО стоит 80 долларов. Тогда как в США – порядка 450 долларов. Как вы знаете, автомобильный рынок выравнивается в сторону западного – очень много иномарок, которые по цене находятся на том же уровне, что и в Европе, и в Америке. Причем с учетом пошлин выходит, что в США машина стоит даже дешевле, чем у нас. А 80 долларов – это все-таки не 450!

Страхование в нашей стране не было так распространено, как на западе. Но Россия все-таки страна уникальная, и очень часто мы за десятилетия минуем тот путь, который европейские государства проходили за века. Так было, есть и, наверное, будет.

И за последние несколько лет в отношении россиян к страхованию произошли изменения. Сегодня, когда клиент приходит застраховать свою машину по автокаско, ему уже не жалко заплатить по 40-50 тысяч рублей за новенькую иномарку. Да, автомобиль – это средство повышенной опасности. Но, к сожалению, не многие задумываются о том, чтобы застраховать свое собственное здоровье. Ведь, самое дорогое, что есть у человека, это его здоровье и жизнь, а не машина. И в первую очередь надо уделять внимание этому аспекту. Поэтому задача страховщиков на ближайшее время показать необходимость страхования жизни.

Вы заговорили о страховании здоровья, жизни. Известны случаи, когда некоторые люди страхуют части своего тела на баснословные суммы. У нас есть такое?

– На самом деле, это продукт специфический и он больше связан с пиаром самой звезды. Любая звезда пытается создать вокруг себя фон каких-то интересных событий. Страхование, скажем, ягодиц Дженнифер Лопес – это все-таки элемент собственного пиара и в меньшей степени относится к собственно страхованию. Есть же на западе риски, связанные с кражей инопланетянами. То есть эти вещи на самом деле не могут произойти, но люди по каким-то своим внутренним причинам страхуются от этого. Например, в 2005 году либерально-демократическая партия России застраховала жителей деревни Молебка от падения метеоритов в разгар своей предвыборной кампании. Это тоже был один из элементов предвыборного пиара.

Каков процент страхующихся в Пермском крае по отношению к другим регионам?

– Если сравнивать долю рынка в Пермском крае со средним по стране, то она незначительно выше. К примеру, по данным опросов «Росгосстраха», доля семей, имеющих хотя бы один полис, приобретенный за свой счет, составляет в России – 53,3%, а в Перми – 54,6% (по данным Центра стратегических исследований Росгосстраха).

Какие виды страхования вызывают у людей наибольшие опасения и почему?

– Сейчас развивается рынок страхования жизни, но большая часть населения после всех наших потрясений в 90-х годах с опаской рассматривает долгосрочные проекты. Доверие к финансовым институтам на сегодняшний день недостаточно высокое. Менталитет клиента – это такой большой маховик, который очень трудно раскрутить. Нужно, чтобы человек поверил, а это все-таки работа с временным фактором. Поэтому сейчас мы занимаемся объяснением, почему страхование жизни – это интересный продукт, в первую очередь, для среднего класса.

Можно застраховать свою жизнь, скажем, на 20 лет, при этом каждый квартал выплачивать определенные денежные отчисления, которые бы покрывали риски, связанные со здоровьем, жизнью, и через 20 лет возвращались бы обратно, еще и с определенным инвестиционным доходом. Достаточно обеспеченные люди могут находить и другие источники вложения своих собственных средств, – то, чего не может себе позволить средний класс. Страхование жизни могло бы послужить ему неким буфером от непредвиденных ситуаций.

Нужно жить в постоянном движении...

Расскажите о своей карьере.

– Я приехал в Пермь в мае прошлого года на позицию первого заместителя директора филиала. И в октябре 2007 года возглавил Пермский филиал «Росгосстраха». До этого я жил в Москве, работал коммерческим директором компании «Юнис». В течение трех лет был коммерческим директором компании «Стройфарфор» в Ростове-на-Дону.

Образование – важный элемент в вашей работе?

– Я закончил Уральский государственный экономический университет. После этого получил образование в Уральском государственном техническом университете. У меня есть как экономическое, так и инженерное образование. Проходил массу всевозможных тренингов, закончил программу в Шведском институте менеджмента в Стокгольме. Также закончил школу публичной политики и Московскую школу политических исследований.

Обучение для меня – постоянный процесс. Мы сейчас живем в очень глобализованном мире, который меняется каждый день. Войдя в этот дикий темп, очень важно находиться в русле тенденций, чтобы быть адекватным требованиям, которые ставит рынок. Я считаю, что каждый менеджер должен уделять много времени образованию. Я посещаю различные тренинги, мастер-классы. Для самообразования я читаю литературу, которая мне интересна. Плюс Интернет – это великая вещь. И средство общения, и самый современный, технологичный и оперативный носитель информации.

Как вы управляете своими денежными средствами?

– Самый больной вопрос, потому что денежными средствами управляю плохо. (Смеется.) Очень мало времени на это. Денежные накопления я размещаю в банке, также у меня есть немного средств в определенных акциях. Но до глобальной работы, например, с инвестиционными компаниями, в этом направлении я еще не дошел. Хотя понимаю, что в принципе это нужно делать. Я знаю, что на сегодняшний день есть компании, которые предлагают такие услуги: «Тройка Диалог», «БрокерКредитСервис», – но я до этого еще не созрел.

Чем вы увлекаетесь помимо работы? Расскажите о своих хобби, увлечениях.

– Я очень люблю читать. Люблю активный отдых с друзьями – я занимаюсь дайвингом, горными лыжами. Мне повезло в жизни – я работал с очень интересными людьми, которые из ничего смогли создать очень серьезные корпорации. От них я научился тому, что нужно жить в постоянном движении. Могу сказать, что за восемь месяцев своей жизни в Перми я считанные разы оставался на выходные здесь – постоянно куда-то езжу. Нужно получать от жизни постоянный драйв.

Последнее, что меня захватило – это сплавы. Я вспоминаю, как мы с друзьями ездили на Катунь, на высокую воду – это на Горном Алтае. На рафте мы сплавлялись через пороги, и я впервые понял, что такое полноценная стихия. Я – человек, который в принципе неплохо плавает. Но когда у нас перевернуло рафт, и мы порядка трех-четырех километров прошли в ледяной воде через скалы, через пороги, чудом не погибли. Я испытал для себя новые ощущения, когда не можешь выплыть из этой бурлящей массы из воды и воздуха. Страх и уважение к природе поменяли меня и показали, что значит плечо друга в трудной ситуации.

Насколько сбалансирована ваша жизнь в плане работы и отдыха?

– Когда я работал в компании «Нестле» региональным управляющим, очень часто просыпался в два-три ночи, меня мучила бессонница. Я думал о ценах на акции после моих прогнозов, которые отсылал в штаб-квартиру. Это источало изнутри. И я благодарен своим учителям – руководителям, которые в нужный момент показали мне, как надо уметь переключаться с одного на другое, с работы – на отдых и наоборот.

Я очень люблю работать, получая ощущение постоянного драйва. Чем выше загрузка – тем больше я получаю удовольствия. Когда день расписан по минутам – то наибольшее удовольствие получаешь от качественно сделанной большой работы. У меня были моменты, когда, работая в холдинговой компании «Стройфарфор» (21 филиал по стране), я просто перемещался из самолета в самолет. Ноутбук, мобильная связь, беспроводной Интернет. В общем, я налетывал по 26 часов в неделю. И жил в таком графике достаточно большое количество времени.

Я всегда стараюсь получать удовольствие от работы. Если этого нет, то она становится мне неинтересной. И то же самое нужно получать от отдыха. Иногда думаешь: выходной – надо бы растянуться на диване, поспать перед телевизором. Но когда это получается, через два часа уже хочется бежать. Уже не можешь, уже скучно.

Что предпочитаете из литературы?

– Последнее время изучаю историческую литературу. В течение 2,5 лет я упорно читал Николая Карамзина – «Историю государства Российского». На сегодняшний день читаю «Григория Распутина» Эдварда Радзинского. Мне это очень интересно, потому что я нахожу много аналогий с тем, что происходит сегодня. Многому можно научиться у наших предков, чтобы не совершить ошибки в своей жизни. Очень люблю Николло Макиавелли и его «Государя». Я вообще считаю, что это настольная книга для любого менеджера. Хотя она и написана пять веков назад, совершенно не утратила своей актуальности. Это та книга, которую я перечитываю достаточно часто.

Разумеется, я стараюсь читать бизнес-литературу. Мне очень нравятся книги из серии «Стокгольмская школа экономики». У них очень хорошие авторы, интересные книги. Это Джим Коллинз «Построенный навечно» и «От хорошего к великому». Потрясающие вещи, хотя им не один год. Это те книги, которые должен знать каждый менеджер. До работы в «Росгосстрахе» я очень много времени уделял маркетингу, брендингу, потому что это входило в мои функциональные обязанности. У меня очень хорошие, дружеские отношения с таким корифеем в области маркетинга, как Томас Гэд.

Можете процитировать своего любимого автора?

– У Джима Коллинза есть такое выражение, что компания – это корабль с командой. Так вот, очень важно сначала набрать правильную команду, а потом определиться, куда плыть, а не наоборот. Если есть команда правильных людей на правильных местах, то она готова плыть к любым поставленным целям.

В отличие от Джима Коллинза, я считаю, что руководитель должен быть харизматичным, пассионарным и способным достигать поставленных целей. Самое главное – это зажечь людей, чтобы они горели тем же самым. Если это есть, то это супер. Высшая самореализация руководителя – воплощение его идей в жизнь. И человек видит, что он способен творить историю. Я такое уже испытал и благодарен Богу. Надеюсь испытать и в дальнейшем.

Как вы относитесь к Перми?

– Пермь – на самом деле, для меня не чужой город. Я много раз бывал здесь, начиная с 1990 года. Когда мне предложили работать в Перми, я знал, куда еду. Я здесь себя очень комфортно чувствую. Особенно люблю старый город. Он мне чем-то напоминает Ростов-на-Дону: улицы Сибирская, Кирова…. Здесь очень хорошие люди – мои друзья, с которыми я люблю общаться.

Как вы оцениваете деловую активность пермяков?

– Деловой ритм после Москвы отличается, и здесь есть определенная местная специфика. Это не хорошо и не плохо. Она такая, как есть, сложилась в силу каких-то исторических событий. В Перми не принято принимать быстрых бизнес-решений. Я заметил, что люди очень взвешенно подходят к их принятию. Это основное отличие. Что касается Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Москвы, то там, наоборот, решения принимаются очень быстро.

Как думаете, есть ли какой-то определенный тип пермского предпринимателя?

– Знаете, если вспомнить Михаила Булгакова: «Да нет, те же люди». И мотивация предпринимателей, что бы ни говорили, одна. Цель создания бизнеса – получение прибыли. И я не думаю, что в этом смысле предприниматель из Екатеринбурга сильно отличается от пермского.

Вы похвалили Интернет. У вас нет тревоги по поводу большого разнообразия и характера информации в сети?

– У меня нет фанатизма – я не сижу в Интернете по 17 часов. Но нужно распределять свое время, в том числе и на Интернет. Когда вечером прихожу домой, если у меня есть время, я не смотрю телевизор, лучше посижу в сети. Очень люблю Live Journal – там есть своя тусовка людей, с которыми мне интересно общаться. Во-первых, на сегодня наиболее оперативная информация находится в Интернете; во-вторых, представлены точки зрения разных людей, чего я не могу получить от телевидения. В сети собрана наиболее беспристрастная информация. Поэтому Интернет для меня предпочтительнее.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем