19 октября вторник
СЕЙЧАС +7°С

Продавцов научат общаться с подростками

Купить алкоголь и сигареты для подростка не составляет сегодня особого труда. Закон, запрещающий продажу табачных изделий лицам моложе 18 лет, был принят около десяти лет назад, однако добиться его беспрекословного исполнения до сих пор не удалось...

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Купить алкоголь и сигареты для подростка не составляет сегодня особого труда. Закон, запрещающий продажу табачных изделий лицам моложе 18 лет, был принят около десяти лет назад, однако добиться его беспрекословного исполнения до сих пор не удалось. Проблема достигла таких масштабов, что обойтись без постороннего участия уже невозможно. На этой неделе пермские торговые сети принимают участие в необычной акции – они обучают продавцов правилам общения с подростками.

Представители городских властей уже оказали поддержку антитабачной инициативе, отметив, что проблема табакокурения должна решаться общими усилиями власти, бизнеса и общественных организаций. Начальник управления по развитию потребительского рынка администрации Перми Ахсо Арекеева рассказала, что пермский бизнес активно включился в программу, которая стартовала в августе текущего года.

Инициатором акции выступил Общественный совет по проблеме подросткового курения, похожие мероприятия уже проходили в 26 российских городах. На первом этапе социологи проводили наблюдения, а также опрос продавцов в супермаркетах, продовольственных магазинах «за углом», киосках и ларьках. Выяснилось, что сотрудник торговой точки отказался продать сигареты подростку в 67% случаев, однако попросил документ, подтверждающий совершеннолетие, только в 40% случаев.

Исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская отметила, что, по сравнению с другими регионами, Пермь показывает неплохой результат – табачные изделия подростку продали только 33% продавцов. «В среднем по России этот показатель составил 60%. Недавно мы проводили акцию в Красноярске и Томске, там цифры были пугающие – 83-87%», – рассказала она.

По словам Анны Сорочинской, необходимо внушить бизнесу идею социальной ответственности. «Каждый продавец должен понимать, что от него в какой-то степени зависит то, насколько здоровым будет следующее поколение, – продолжила она, – Он не должен относится к другим детям так, как не хотел бы, чтобы кто-то относился к его детям».

Согласно исследованию, чаще всего продавец сталкивается с тем, что определить возраст юного покупателя крайне сложно. Об этой проблеме упомянули 75% опрошенных продавцов. 37% отметили, что продают сигареты подросткам, даже если не уверены в том, что им есть 18, из-за боязни конфликта и агрессии по стороны покупателя. Еще 10% сказали, что попросту не хотят вступать в диалог с подростком. Некоторые продавцы признались, что им психологически трудно отказать.

«С этими проблемами мы и работаем на наших семинарах, – отметила Анна Сорочинская. – Мы учим продавцов правильному общению с подростками. Кроме того, мы рассказываем о действующих законах, ведь некоторые даже не в курсе, что продавцам грозит штраф в случае несоблюдения законодательства о продаже табачных изделий». По ее словам, сейчас с Советом уже сотрудничают десять крупнейших торговых сетей Перми. «В течение этой недели мы проведем 13 семинаров-тренингов для сотрудников магазинов», – добавила она.

Выдержки из брошюры Общественного совета по проблеме подросткового курения:

• Для правильного общения с подростком прежде всего необходимо понять его внутренний мир, учитывать психологические особенности и, может быть, даже научиться думать как он.

• Необходимо понять, что подросток, который начал употреблять табачные изделия, считает себя взрослым. И поэтому, общаясь с ним, нельзя ни командовать, ни нянчиться. Вы должны общаться с ним как взрослый со взрослым.

• Формулировка «мы не продаем» позволяет не вызвать негативных эмоций у подростка по отношению к личности продавца.

• Если покупатель не может документально подтвердить свое совершеннолетие, вы уверенно и доброжелательно отказываете ему в продаже сигарет, ссылаясь на закон.

Между тем представители бизнеса отметили, что находят инициативу полезной, однако такую работу они и раньше проводили регулярно. Исполнительный директор сети мелкорозничной торговли «Роспечать» Мария Беляева рассказала, что большая часть продавцов компании – это лица пенсионного возраста, у которых есть дети и внуки. «Они осознают свою ответственность, – добавила она, – Если раньше и были факты продажи табачных изделий, то только потому, что продавец не мог определить возраст покупателя. Сейчас они знают, что нужно делать в таких ситуациях».

Заместитель директора торговых сетей «Берег» и «Лион» Светлана Качаева рассказала в свою очередь, что работа по предотвращению продажи алкогольной и табачной продукции лицам моложе 18 лет проходит в компании постоянно. «Сейчас персонал активно принимает участие в обучении, методика семинаров-тренингов взята менеджерами на вооружение», – подчеркнула она.

Работа проводится своевременно, об этом свидетельствуют результаты статистики. С начала года правоохранительными органами было выявлено 315 фактов продажи табачной продукции несовершеннолетним, это на 29% больше, чем в прошлом году. Хотя данные весьма условные. «Сам факт продажи установить крайне проблематично, – отметила старший инспектор управления по делам несовершеннолетних МВД России по Пермскому краю Елена Ломаева. – Ведь мы не можем приставить сотрудника МВД к каждому киоску, где продают сигареты. Мы призываем всех граждан не оставаться в стороне. Если вы стали свидетелем факта продажи табачных изделий несовершеннолетним, обращайтесь с заявлением в органы полиции или звоните по телефону горячей линии. По факту обращения гражданина будут организованы проверки торговых точек».

Многочисленными исследованиями уже доказано, что употребление алкоголя и сигарет несовершеннолетними напрямую завит от доступности этих продуктов. И если в больших супермаркетах давно уже просят предъявить паспорт даже тридцатилетних покупателей, то в маленьких павильончиках и киосках зачастую даже не смотрят на того, кто приобретает опасные для здоровья товары. Разумеется, нельзя провести тренинги со всеми продавцами в городе, но инициатива уже вызывает надежду на улучшение ситуации. Директор Пермского медицинского правозащитного центра Евгений Козьминых считает, что к проблеме табакокурения и употребления алкоголя нужен комплексный подход. «Это в первую очередь психологическая пропаганда и позитивная социальная реклама», – отметил он.

Фото: Видео Андрея БЕЛОУСОВА

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Перми? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...