Василя Валиуллина, заместитель директора Центра развития и обучения Positive: «Высокая цена тренинга не всегда равняется высокому качеству»

Поделиться

Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с проблемой повышения бизнес-навыков собственных или своих сотрудников. При этом неправильно выбранный тренер может как перевести компанию на новый уровень, так и просто потратить ваши деньги и время. О том, что дают бизнес-тренинги компаниям, когда имеет смысл проводить тренинги для сотрудников и как правильно выбрать тренера, рассказывает заместитель директора по развитию, ведущий тренер Центра развития и обучения Positive Василя Валиуллина.

– Василя, здравствуйте! Какие компании в основном предпочитают пользоваться услугами тренеров? Есть ли ярко выраженные зависимости от размера или сферы деятельности?

– В первую очередь услугами тренеров пользуются, конечно, торговые предприятия и сфера услуг. Конкуренция в этих сферах очень высокая, и важно, чтобы специалисты были грамотные, умели задавать вопросы, внимательно слушать клиента и красиво предлагать именно тот товар или услугу, за которыми пришел клиент. Причем, безусловно, крупные компании обучают своих сотрудников больше и систематичнее, они очень щепетильно относятся к выбору тренинговой компании. При выборе они обращают внимание не только на профессионализм тренера, но и на личностные качества, на систему ценностей тренера, которая должна совпадать с ценностями самой компании.

Сейчас активно обучаются и производственные предприятия. В основном, тренинги проводятся для руководителей высшего и среднего звена, и это правильно. Ведь, как говорят, сотрудник уходит не из компании, а от руководителя. И только грамотный руководитель может сформировать надежную, крепкую команду профессионалов, развивать сотрудников, достигать поставленных целей.

Тренинги стали постепенно проникать и в другие сферы деятельности. Например, вот уже полгода мы плотно работаем с крупным медицинским учреждением республики. У людей сейчас возникла возможность выбирать врача, и очень важно, чтобы помимо излечения тела, врач умел настроить и мысли пациента на выздоровление.

– Что тренинги дают компаниям? В каком случае есть смысл проводить тренинги для своих сотрудников? Как определить такую необходимость?

– Очень правильный вопрос, и начну с третьей его части. Действительно, очень важно прежде, чем приглашать тренера, проводить обучение, четко сформировать запрос: что мы хотим получить в результате обучения. Например: мы хотим увеличить продажи. На сколько процентов? Все ли зависит от обучения, или есть другие факторы? Как будет поддерживаться эффект от обучения? Как будут замотивированы обученные специалисты на достижение новых результатов? И тому подобное. Все нужно продумать. Обучение – дело серьезное, и к нему нужно готовиться не только тренеру, но и самой компании. Бывает так, что проводят тренинг, специалисты улучшают свои профессиональные результаты, чувствуют себя увереннее и покидают компанию. Почему? А потому что компания уже не может удовлетворить дальше потребность в развитии специалиста. Любое обучение должно находиться в системе развития компании и отвечать потребностям бизнеса.

Бизнес-тренинг (я, конечно, имею в виду профессионально проведенный) развивает профессиональные навыки специалиста. Человек становится увереннее в своей профессии, в своих компетенциях. Компании однозначно нужно проводить тренинги в период роста, предстоящих изменений, проводить обучение перед «сезонной» нагрузкой, а также стоит провести обучение, если есть необходимость эмоциональных и профессиональных «всплесков».

Компании, которые регулярно проводят обучение, получают грамотных, конкурентоспособных специалистов, сплоченную команду, готовую к любым изменениям быстро меняющейся среды.

– Чем отличаются тренинги для директоров крупных компаний и мелких? Или неважно, бизнесом какого объема ты руководишь, прежде чем записываться на тренинг?

– Как правило, отличия заключаются в масштабности задач, которые приходится решать директорам. Отсюда и подбор программ обучения. Что касается управления людьми, то здесь базовые управленческие навыки одинаковы: подобрать грамотных исполнителей, распределить роли, уметь четко поставить задачу, контролировать ее выполнение и т. п.

– В крупные региональные центры часто приезжают именитые тренеры (Гандапас, Шлахтер...). Чем могут быть полезны такие тренинги, ведь на них присутствует очень много народу? Не лучше ли записаться на тренинг в маленькую группу?

– Здесь опять вопрос цели. Если вы идете отрабатывать навык, который необходим вам в работе или жизни, то нужно идти в маленькую группу. Если вы хотите пополнить информационное поле по конкретному вопросу – нужно идти к мастеру, именитому тренеру. Поверьте, им есть что сказать и чем наполнить вас.

– Сколько готовы тратить компании на своих сотрудников? Какова рыночная цена таких услуг?

– Цены на бизнес-тренинги отличаются очень сильно. В Москве цены колеблются от 8 000 до 300 000 рублей за группу, в регионах – от 5 000 до 90 000 рублей. Цена зависит от профессионализма тренера и от масштаба компании. Начинающий тренер, пока нарабатывает себе клиентскую базу, просит небольшой гонорар. Здесь важно смотреть на опыт тренера, если он работал в крупной компании в этой должности не менее двух лет, можно смело рассматривать его тренинг.

По высокой цене также нужно очень внимательно выбирать тренера. В сфере тренинговых услуг высокая цена не равняется высокому качеству. Слышала отзывы о том, что пригласили тренера из Москвы, гонорар которого 250 000 рублей за группу до 30 человек, и были очень разочарованы. Или, компания пригласила «дорогого» местного тренера провести тренинг с целью поднять продажи, после чего получила обратный эффект – некоторые продавцы уволились, другим вообще стало сложно продавать.

Кстати, о столичных тренерах. Крупные компании любят приглашать тренеров из Москвы. Как правило, эти тренеры знают свою тему, но далеко не всегда могут адаптировать ее под ситуацию в вашем бизнесе. На местном рынке тоже есть достойные профессионалы, которые не только проведут тренинг, написанный конкретно по вашему запросу, но могут обеспечить посттренинговое сопровождение.

– Какие тренинги являются сегодня наиболее востребованными?

– В разных компаниях по-разному. В основном, востребованы тренинги продаж и управленческие тренинги.

– Конкуренция на данном рынке довольно высокая. Как и по каким показателям стоит выбирать тренера?

– Это как раз тема моего выступления на Межрегиональном кадровом форуме «Модернизация кадрового потенциала страны», который состоится в Уфе 4-5 декабря. МГУ им. Ломоносова путем ряда исследований выделили шесть основных компетенций тренера: структурированность, вариативность, управление групповой динамикой, убедительность в общении, профессиональная осведомленность, цивилизованность. Как определить наличие всех этих показателей уже на моменте подбора тренера?

Например, структурированность – какие вопросы задает вам тренер, изучая вашу ситуацию. Профессиональному тренеру важно знать: обучались или не обучались участники? Что они знают по данной теме? Какие задачи ставите? Как планируете оценивать эффективность обучения?

Вариативность готов ли тренер писать программу для вас или предлагает «коробочный» продукт.

Управление групповой динамикой – насколько динамично ведет переговоры, руководит ли тренер процессом общения и т.д.

Убедительность в общении – хочется ли вам его слушать, интересно ли вам? Предлагает ли сам пути решения поставленной задачи, приводит примеры из своей практики. Как звучит голос, смотрит ли в глаза, убедительны ли жесты.

Профессиональная осведомленность – насколько уверен в данной теме, приводит ли примеры из подобных программ других компаний, задает ли уточняющие вопросы по специфике бизнеса.

Цивилизованность – соблюдает ли тренер согласованности: точное время встречи, сроки написания программы, предполагает ли использование современных технических средств (например, проектор), есть ли раздаточные материалы, попросите образец сертификата (обратите внимание на качество бумаги, дизайна и т.п.).

– Как руководителю оценить эффект от проведения того или иного тренинга? Как часто необходимо проводить тренинги для сотрудников?

– Инструментов для оценки эффективности очень много, в интервью их даже не перечислишь. По этому вопросу есть даже специально написанные книги.

Самые простые инструменты: анкета обратной связи от участников (помогает определить удовлетворенность тренером, заинтересованность в теме); наличие вдохновения, желание применить в работе навыки, полученные на тренинге; по некоторым тренингам можно достаточно быстро увидеть экономический эффект от тренинга.

Если говорить о периодичности, в среднем, каждый сотрудник должен проходить краткосрочное обучение один раз в шесть месяцев, руководители – раз в три месяца.

– У многих тренинги ассоциируются как «зомботренинги». То есть люди, посещающие подобные курсы, словно становятся запрограммированными машинами и у них отсутствует ясность мысли, понимание того, что представляет для них истинную ценность. Ваши комментарии...

– Возможно, вы имеете в виду, личностные тренинги. Наверное, такие есть. Все зависит от тренера.

В бизнес-тренингах не работают с изменениями в личности, там работают с профессиональными навыками. Изменения у человека происходят, конечно, но благодаря возросшему профессионализму. В бизнес-тренингах очень важен ясный ум и осознанность происходящего у участников. На мой взгляд, бизнес-тренинги в этом смысле более экологичны.

Фото: Фото из личного архива Васили ВАЛИУЛЛИНОЙ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter