Все новости
Все новости

Бизнес вынужден жить по советским законам

Поделиться

Во времена государственных промышленных объединений-гигантов ко всем производствам предъявлялись одинаковые требования в областях кадрового учета, МЧС и гражданской обороны, экологии, безопасности дорожного движения. Эти требования в федеральном законодательстве сохранились с советских времен до сих пор. Сегодня такое регулирование может быть эффективным исключительно по отношению к крупным обрабатывающим производствам с численностью более 250 человек. Что делать всем остальным?

В свое время с целью стимулирования развития малого и среднего бизнеса правительство РФ провело ряд реформ для упрощения налогового администрирования и снижения давления со стороны контролирующих органов. При этом за последние двадцать с лишним лет мы практически не продвинулись в актуализации требований федерального законодательства, предъявляемых к деятельности малых и средних предприятий.

Требования к средним и малым производствам обрабатывающего сектора до сих пор представляют собой архаичные нормы, для соответствия которым предприятия вынуждены нести огромные непроизводственные затраты. Например:

  • требования ГИББД распространяются по отношению ко всем организациям, имеющим в штате хотя бы одного водителя: необходимо наличие лицензированного медицинского кабинета с сотрудником для проведения предрейсовых осмотров, согласованные ежегодные планы работы и т. д.;
  • требование МЧС о разработке и согласовании ежегодных планов реагирования в чрезвычайных ситуациях, с обязательством содержать собственные пожарные команды, определением порядка эвакуации сотрудников;
  • требования ведомственного экологического надзора по разработке большого количества документов, таких как разработка и согласование нормативов ПДК для выбросов в атмосферу, паспортов для всех видов отходов, определения санитарных зон и пр. Производственное предприятие обязано содержать штатного специалиста-эколога, даже если на нем трудятся, к примеру, 5 человек и работает один токарный станок.

Очевидно, что в этом случае собственник не может позволить себе содержание в штате непрофильного специалиста. К тому же, разработка экологической документации может стоить предприятию сотни тысяч рублей, а платежи за выбросы составляют мизерные суммы, в пределах нескольких десятков рублей.

Военкоматы по всей стране заставляют предприятия, помимо кадрового учета, вести воинский учет, при этом все изменения в составе, характеристиках персонала обязаны незамедлительно до них доводиться. Для этого также требуется дополнительный сотрудник. В дополнение ежегодно разрабатывается и согласовывается план ведения воинского учета – важность этого документа подтверждается многочисленными возвратами этих планов работодателям для доработки, в случае если что-то заполнено не по форме или цифра находится не в том столбике.

Затраты на отдельных специалистов по кадровому и воинскому учету абсолютно не оправдывают себя на маленьких предприятиях. Например, после модернизации производства штат на Краснокамской фабрике деревянных игрушек составляет 50 человек, и на такое небольшое количество персонала все равно предусмотрен начальник по кадрам, функционал которого сводится к ведению этих самых списков воинского учета.

Такое дотошное регулирование может быть применимо к крупным предприятиям, с численностью персонала от 250 и более человек. Такие компании имеют возможность по каждому из приведенных направлений нанять обученного сотрудника, но как объяснить и довести все эти требования вновь создаваемым малым производственным компаниям, или, к примеру, дочернему предприятию иностранной компании, которая решила начать в России свой бизнес?

Не нужно забывать и том, что расходы малых производственных компаний в итоге увеличивают себестоимость продукции и делают предприятие неконкурентоспособным, несмотря на внедрение новых технологий.

«Деловая Россия» неоднократно выступала с предложением проанализировать требования всех федеральных структур к производственному бизнесу, дифференцировать их по отношению к компаниям разного размера. Тем более что на сегодняшний день в России уже сформирован рынок аутсорсинговых услуг. Компании-аутсорсеры способны взять на себя нагрузку в области охраны труда, экологии, транспортных услуг для предприятий – все это, в конечном счете, позволит производственному бизнесу «легче дышать» и сократить себестоимость своей продукции.

А пока создается впечатление, что государство своим стремлением все «зарегулировать» словно отказывается доверять предпринимателям, не верит в их собственный интерес в эффективном и безопасном производстве. Такой «гиперответственный» государственный подход ощутимо портит жизнь многим высокотехнологичным, но небольшим по размеру предприятиям, а ведь именно с ними связан потенциал развития производственного сектора российской экономики.

Дмитрий ТЕПЛОВ, председатель Совета пермского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», директор Краснокамского РМЗ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter