Бюро страховых историй начнет действовать в России с 1 августа 2015 года. Эксперты уверяют, что новая база данных позволит предоставить аккуратным водителям скидки не только по «автогражданке», но также каско и ДОСАГО. В то же время существующая система «бонус-малус» порой дает сбои. Чего дать от новой затеи, разбирался журналист Dengi.59.ru.
К системе повышающих и понижающих коэффициентов по ОСАГО автомобилисты уже привыкли. С 1 августа 2015 года Российский союз автостраховщиков запустит новую базу, где будут аккумулироваться данные еще и по добровольным видам страхования – каско и ДСАГО. Однако для ее полноценного внедрения понадобится время. «Думаю, что в течение года первые запросы в Бюро страховых историй будут малоинформативные, потому что единая база данных пока будет только наполняться. Через год система станет достаточно полной, что позволит страхователю получать правильную и понятную страховую историю», – цитируют Банки.ру исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева.
«В бюро страховых историй можно будет проверить историю страхования водителя по договорам ОСАГО, добровольной «автогражданки» и каско, – пояснил начальник отдела методологии компании «Согаз» Юрий Горцакалян. – Это позволит рассчитывать более справедливую цену на добровольные виды автострахования в зависимости от аварийности клиента. Общая база поможет в борьбе с мошенничеством и утаиванием страховых случаев в прошлом при переходе в другую страховую компанию. А аккуратные водители, не попадающие в аварии на протяжении нескольких лет, смогут рассчитывать на выгодные предложения от страховщиков и не будут привязаны к одной компании».
Крайнюю заинтересованность в запуске бюро высказал руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев. По его мнению, актуальность работы системы в том, чтобы отгородить рынок от недобросовестных и нежелательных страхователей. «Сегодня высокая динамика выплат по каско определяется не только возрастающей стоимостью ремонта, но и высокой активностью недобросовестных автовладельцев, которые используют ряд решений и разъяснений высших судебных органов, которые фактически отменили свободу договора, – рассуждает эксперт. – На страховые компании обрушивается волна исков по случаям, которые не входили в страховое покрытие в рамках подписанных на тот момент с клиентом договоров. По этим причинам перед рынком стоит задача оградиться от таких случаев – не допустить заключение договора с категорией нежелательных страхователей. Наличие единой истории по каждому страхователю позволит пресекать их действия до момента заключения договора».
Бюро страховых историй создается на базе РСА, союз уже обладает опытом построения автоматизированной системы ОСАГО. «Соответственно, уже имеется готовая методология и IT-решение, которые можно имплементировать в добровольные виды, – поясняет г-н Григорьев. – Помимо этого большинство страховщиков каско являются членами РСА, на базе союза создано эффективное взаимодействие между ними. Все это упрощает как сам процесс создания бюро страховых историй, так и снижает издержки на подключение. Они есть, но это очень приемлемые показатели».
Впрочем, база РСА по ОСАГО хоть и действует уже несколько лет, но данные ее не всегда достоверны. Автомобилисты часто жалуются, что не получают должных скидок за безаварийную езду.