В Интернете набирают популярность сайты и группы в соцсетях, участники которых готовы отдать ненужные им вещи, а заодно найти что-то для себя. Пермяки говорят, это помогает сберечь семейный бюджет от неоправданных трат. В особенностях современного бартера разбирался журналист Dengi.59.ru.
За последние полгода объявления об обмене вещами или дарении просматривало 37% россиян – таковы результаты опроса ИОМ «Анкетолог». Подобные предложения можно встретить в Интернете, газетах, на досках объявлений. Но самые популярные в этом плане соцсети и специализированные сайты, посвященные обмену.
Одни давно пользуются подобными услугами, другие окунулись в процесс, когда товары резко подорожали из-за падения рубля. Пермяки тоже активно включились в «круговорот вещей». С 2010 года в нашем городе проводятся бесплатные ярмарки, так называемые фримаркеты (от английского free market. – Прим. ред.). На таком мероприятии можно отдать или взять всевозможные вещи: одежду, игрушки, бытовую технику, книги. И все это без какой-либо оплаты. Кроме того, здесь часто проводятся различные мастер-классы для детей и взрослых.
Впрочем, необязательно дожидаться организации очередной ярмарки. В соцсети создана соответствующая группа, где можно найти нового владельца надоевшей бижутерии или узнать, у кого есть ненужный матрас. Отклик на объявления обычно не заставляет себя ждать.
«Подобные ярмарки – это не только возможность сэкономить. Это также показатель взаимопомощи и солидарности, – говорит психолог Елена Ширяева. – У кого-то скопилось много вещей в хорошем состоянии, которыми можно поделиться. А других этот ворох вещей отлично выручит и позволит избежать лишних трат».
Бывают и ярмарки, основанные на принципе обмена. «У нас на Пролетарке устраивали ярмарку обмена детских вещей, – рассказывает пермячка Мария, мама двоих детей. – Условия были таковы: ты приносишь б/у вещь в хорошем состоянии и получаешь купон, по которому можешь выбрать себе одну вещь. Кроме того, в соцсетях есть специальные группы-аукционы. Там тоже часто «пристраивают» б/у вещи, хотя иногда попадаются и совсем новые. Вещи порой можно купить буквально за копейки. Это очень удобно, учитывая, что сейчас цены на детские товары и одежду высоченные».
Подобные аукционы действуют по следующему принципу: вы выставляете лот (прикладываете фото и описание), называете стартовую цену (она может быть и нулевой), шаговое значение и так называемую блиц-цену (верхний предел). В комментариях к сообщению начинают торговаться желающие приобрести этот товар. Торг заканчивается в двух случаях: предложенная кем-то цена совпала с блиц-ценой или в течение суток не было ни одной новой ставки. Если же за 24 часа вообще не появилось покупателей, лот просто снимается.
Добавим, что в некоторых странах Запада приобретать вещи на таких барахолках – вполне нормальное явление. У россиян же порой нет такого прагматизма, говорят аналитики. После советского времени, когда было сложно что-то купить, и 1990-х годов, когда на это не было денег, многим важны бренды и марки для статуса или комфортного самоощущения. Вот только погоня за брендами порой доходит до абсурда: люди покупают телефон, стоимость которого равна месячной зарплате, из-за чего приходится влезать в кредит. Вместо этого можно было бы подыскать подходящий вариант на досках объявлений.