Бизнес Борис Швайцер, генеральный директор ОАО «Кондитерская фабрика "Пермская"»: «Создание новой конфеты – это дело случая, который не всегда приводит к положительному результату»

Борис Швайцер, генеральный директор ОАО «Кондитерская фабрика "Пермская"»: «Создание новой конфеты – это дело случая, который не всегда приводит к положительному результату»

Борис Швайцер по долгу службы каждый рабочий день ест конфеты. И это не может не сказаться на его настроении, которое, в хорошем смысле этого слова, не всегда рабочее. Это и не удивительно – фабрика заполнена кондитерскими запахами, от которых голова идет кругом и возникают шоколадно-карамельные фантазии. Люди, которые работают в «сладких» условиях, редко вспоминают о том, что такое трудовые споры, ссоры и плохое настроение. Об особенностях кондитерского бизнеса, истории фабрики «Пермская», конкуренции на «сладком» рынке и своих любимых конфетах Борис Швайцер рассказал корреспонденту 59.ru.

Вас очень сложно застать на рабочем месте. Расскажите о распорядке своего дня.

– Распорядок дня – типовой для любого директора производственного предприятия. Много времени уделяю общению с людьми, в том числе с персоналом фабрики. Чаще всего хожу на производство и смотрю, как организованы процессы, какие там проблемы. Провожу совещания, но стараюсь их не «растягивать», обычно они занимают 20-30 минут. Работаю на компьютере, изучаю текущую информацию по отгрузкам, по продажам, по производству, по экономике.

Помнит ли Пермская кондитерская фабрика о своей истории?

– Конечно. Фабрику основал купец второй гильдии Владимир Судоплатов в 1892 году. К сожалению, современные предприятия в России не имеют богатой истории, и очень бы хотелось, чтобы любые исторические основы были знакомы пермякам. Ведь и сама Пермь не обладает длинной историей, ей чуть больше 280 лет. В сравнении, к примеру, с европейскими городами, это не история. Нашей фабрике уже почти 120 лет, она прошла и дореволюционный период, в течение которого получала медали из чистого золота на самых крупных ярмарках в России, и социалистический период. У себя на фабрике мы шутим: пережили три революции, две войны, и какой-то кризис для нас – это ерунда. Кризисы мы щелкаем, как орешки.

Когда вы пришли на фабрику, в каком состоянии находилось производство?

– Это было семь лет назад. Состояние было, скажем прямо, не ахти. Объективно необходима была перестройка социалистического предприятия в капиталистическое. Если в социалистические годы фабрика была монополистом рынка, продукция выпускалась по разнарядке госплана и реализовывалась в полном объеме, то в 90-е годы ситуация полностью изменилась. Производство необходимо было выстроить согласно новым правилам капиталистических бизнес-процессов. На мой взгляд, этот переход был осуществлен не очень удачно. То положение, которое было семь лет назад у фабрики, можно охарактеризовать как «тяжелое».

Что изменилось с тех пор?

– Очень многое. Мы построили новую фабрику во всех смыслах этого слова. Раньше были две промышленные площадки в центре города: около ЦУМа и около эспланады. С нуля под новые нужды фабрики было построено новое производственное помещение. Мы выстроили систему энергоснабжения, наладили бизнес-процессы, изменили некоторые технологические процессы, скорректировали организационную структуру. По сути, сейчас, проработав на новой площадке три года, я могу сказать, что это другое предприятие.

Почему вы решили связать свою жизнь с кондитерским бизнесом?

– Я профессиональный специалист в области информационных технологий, окончил ПГТУ по специальности «Автоматизированные системы управления». Больше 20 лет я занимался вопросами, связанными с информационными технологиями. В том деле, которым я занимался, я подошел к «потолку» своего развития, оказался практически на вершине карьерной лестницы. В этой связи мне захотелось серьезных изменений. Кондитерское направление – это не более, чем стечение обстоятельств. Просто дело случая.

Как выстроена система продаж вашей продукции?

– У нас классический набор каналов сбыта: сетевые каналы, фирменные магазины, устойчивые отношения с оптовыми покупателями. Такие же каналы продаж существуют и вне территории Пермского края, есть отношения с федеральными сетями, в частности, с сетью «Ашан», и оптовыми покупателями.

А кого на сегодняшний день вы бы назвали своими самыми серьезными конкурентами?

– В России есть несколько классов производителей кондитерских изделий. Есть «топовые» производители – это объединенные кондитеры в лице «Красного октября», «Рот Фронта», «Альпен Гольд», «Нестле» и другие западные производители, которые обладают серьезной долей российского рынка. К сожалению, мы в эти «топовые» производители пока не входим, не можем конкурировать с ними по всем параметрам. В регионах достаточно много кондитерских фабрик, в каждом регионе мы конкурируем с местным производителем. Это уже другой уровень конкуренции, потому что фабрики, в отличие от тех же «Нестле», или такие же, как мы, или ниже нас по уровню. Однако на пермском рынке в тех классах, в которых мы работаем, мы традиционно занимаем лидирующие позиции.

С кем конкурируете в Перми?

– Объединенные кондитеры – наш главный конкурент в Перми по пралиновым конфетам, «Нестле» – по помадным конфетам, по наборам много конкурентов. В последнее время стала популярной продукция украинских фабрик, например «Рошен». В несетевой торговле мы конкурируем с фабрикой «Славянка».

Ваша кондитерская фабрика является участником проекта «Покупай Пермское!». Как вы считаете, эффективен ли этот проект? Предприятие получает от него ощутимую выгоду?

– Мы принимаем участие в проекте с самого его образования. Выгоду проект приносит, но я думаю, что это не такая выгода, которую можно точно обозначить определенными суммами. Сам по себе проект был актуален именно во время кризиса, когда необходимо было в локальных границах давать определенные преимущества местным производителям. С самого начала существования проекта было противоречие между рыночной экономикой, где все работают на общем рынке и не имеют никаких преимуществ, и желанием обеспечить местным производителям поддержку. Это противоречие не может быть разрешено ни административными, ни налоговыми рычагами. Может быть только идея, заложенная в голову пермского потребителя, которая заключается в том, что при прочих равных условиях, при соответствующем качестве, при соответствующей цене, если ты покупаешь пермский продукт, то ты вносишь свой рубль в организацию новых рабочих мест, в работу «смежников» у этого производителя. Эта работа должна проводиться именно на фронте убеждений, передачи информации. Я не думаю, что этот проект эффективен в этом плане. Мы участвуем в проекте, но не относимся к нему как к панацее, которая спасет фабрику и решит все наши проблемы.

Что является важнейшим аспектом кондитерских изделий для сегодняшнего потребителя: реклама, упаковка, качество или вкус продукции?

– Важен комплекс. Мы являемся классическим производителем, я уже говорил об истории фабрики. Классика – это всегда хорошо, ведь это то, к чему человек привык, то качество, которое он уже оценил, принял. В этом смысле наш основной потребитель – это потребитель, оставшийся с социалистических времен, который покупает конфеты «Белочка», «Маска», «Кара-кум». Но тенденция последних лет – это поиск новых вкусов. Мир очень быстро меняется во всех отношениях, в том числе меняются предпочтения людей в сладостях. Не работать в этом направлении нельзя. Мы очень активно последние пару лет выдавали новые продукты. К сожалению, наверное, не достаточно информировали об этих продуктах, не достаточно их продвигали на пермском рынке. Это происходит из-за того, что на сегодняшний день у нас наблюдается дефицит продукции. Мы не можем произвести столько, сколько требует рынок. Думаю те, кто регулярно посещает наши фирменные магазины «Пермские конфеты», видят новые конфеты «Лавель», «Тянучки», «Даффи» – они все были впервые выпущены в этом году.

Кто занимается разработкой новых конфет?

– У нас есть участок по разработке новых изделий, там трудятся квалифицированные технологи. Существует определенная процедура разработки новой конфеты. Нужно посмотреть, что делают конкуренты, посмотреть топовые позиции, которые востребованы рынком, проанализировать, почему они популярны. Рассмотреть цены, вкусы конкурентов. Обязательно нужно учитывать ограничения оборудования, которое у нас имеется. Некоторую продукцию, при всем желании, на нашей фабрике мы не сможем массово производить. Учитывая все вышеперечисленные факторы, создается новый вкус, новая конфета. Затем она тестируется дегустационной комиссией. Как и любое творчество, создание новой конфеты – это дело случая, который не всегда приводит к положительному результату.

В данный момент происходит разработка новых вкусов? Это непрерывный процесс?

– Да, мы постоянно находимся в поиске. Сейчас у нас «большой сезон», который длится с сентября по Новый Год. Я думаю, что те изделия, которые мы уже разработали, мы будем производить до конца года. В следующем году снова начнем активно заниматься разработкой новых конфет. Недавно мы заключили контакт на поставку оборудования из Дании. Это оборудование позволит нам выпустить целую линейку новых изделий.

Оборудование, находящееся на фабрике, специализированное?

– Полностью все оборудование специализированное. Основное оборудование вообще выполняется под заказ, это не тот товар, который можно просто купить, как телевизор. Сначала нужно определить характеристики продуктов, массы, на которых будет работать оборудование, и только потом оно изготавливается по этим техническим заданиям. На сегодняшний день в России практически нет пищевого машиностроения, поэтому мы привозим оборудование из Италии, Дании. Китай производит подобное оборудование, но оно значительно ниже по качеству, поэтому его мы предпочитаем не покупать.

У конфет есть целевая группа? К примеру, конфеты для женщин, для мужчин, для детей, для взрослых?

– Бывают кондитерские изделия, ориентированные на определенные потребительские группы, но мы не занимаемся сильно узкими сегментами. Есть фабрики, которые выпускают только диабетическую продукцию или продукцию для детей. Наша фабрика занимается широким ассортиментом продукции – мы выпускаем не только конфеты, но и мармелад, и зефир, и вафли, мы ориентируемся на максимально широкий круг покупателей. Хотя известно, что покупки в магазинах совершаются преимущественно женщинами. Потом, наверное, когда женщина купила конфеты, мужчины их кушают не меньше.

Работники вашей фабрики имеют право пробовать продукцию?

– Конечно, мы не можем их в этом ограничивать. Это бессмысленно. Они не могут выносить продукцию за пределы фабрики, потому что это уже будет воровством, а здесь кушать – пожалуйста.

Накладывает ли «сладкий бизнес» отпечаток на личности людей, которые в нем работают?

Я регулярно посещаю всероссийские съезды кондитеров. Так как я непрофессиональный кондитер, мне очень интересно смотреть на аудиторию таких мероприятий. Понятно, что у нас в цехах работают, в основном, женщины. На съезды тоже очень много приезжает женщин. Мне кажется, они больше следят за собой, очень хорошо одеваются.

Сложно ли производить кондитерские товары?

– Да, этот процесс – один из самых сложных в пищевой промышленности. Я не хочу обижать других производителей, но у нас очень сложный технологический процесс, один из самых сложных. И это не может не оказывать отпечаток на людей. Мне кажется, наши работники более ответственные, чем другие, более добрые. Они ведь вкладывают душу в то, что делают. Одно дело производить металлические трубы и не видеть конечного потребителя. Другое дело производить, например, конфеты для детских новогодних подарков, и видеть, как радуются дети, получая их. Очень много приходит писем с благодарностями. Недавно мы получили письмо от бабушки, которая живет в Нижегородской области. Она написала нам, что конфетами кондитерской фабрики «Пермская» она угощала своих гостей на свое 70-летие. Благодарность людей, наших потребителей, очень важна для нас, такие вещи невозможно купить. Такие благодарные отзывы показывают нам, что наши конфеты нужны людям. Мы рады, что дарим людям эту радость.

Вы сами любите сладкое?

– Находясь на работе, я постоянно ощущаю присутствие кондитерских запахов. Ловлю себя на мысли, что во время рабочей недели, кроме рабочих дегустаций, когда приходится пробовать конфеты, сладкого мне не хочется. А в выходные бывает, что рука сама тянется к конфетам.

Какая конфета ваша «любимица»?

– Расскажу историю. В последнее время мы принимаем участие во многих кондитерских выставках, и на одной из них стенд был оформлен так: к нему были прикреплены конфеты и подписаны «Любимая конфета генерального директора», «Любимая конфета главного бухгалтера», «Самая дорогая конфета», «Самая новая конфета». Стенд пользовался большой популярностью. Про себя могу сказать, что вкусы меняются. Есть классический ассортимент, который мне нравится: «Белочка», «Кара-кум», «Маска», «Трюфели». В данный момент мне нравится наша новая разработка – конфета «Лавель» с орехами, ей всего две-три недели. Наверное, так и должно быть: появляется что-то новое и завоевывает свое место.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем