Бизнес Дмитрий Порошин, генеральный директор группы предприятий «Картофельный край»: «Через сельское хозяйство мы реализовываем наш главный проект – возведение индустриального парка»

Дмитрий Порошин, генеральный директор группы предприятий «Картофельный край»: «Через сельское хозяйство мы реализовываем наш главный проект – возведение индустриального парка»

Многие бизнесмены обратили свой взор на сельское хозяйство в непростое для экономики время, ведь в агробизнесе обошлось без серьезных потрясений. Группа предприятий «Картофельный край», несмотря на «сельскохозяйственное» название и соответствующую ему основную специализацию, в качестве одной из главных целей своей деятельности видит возведение индустриального парка на территории Пермского края. О своих амбициозных планах, о виртуальном проекте «Пермская картошка» и об эстетике современного производства рассказал в беседе с корреспондентом 59.ru Дмитрий Порошин.

Какая идея появилась раньше: «промышленная» или «сельскохозяйственная»?

– Изначально у нас возник проект индустриального парка «Красный», только он был тогда ориентирован на логистику. Когда наступил кризис, пришло понимание того, что логистика, да и вообще любая промышленность, не так уж интересна. Мы искали пути развития проекта. Нашли привлекательную нишу – сельское хозяйство. Через сельское хозяйство мы реализовываем наш главный проект – промышленный парк «Красный».

Получается, что группа предприятий «Картофельный край» основана во время кризиса?

– Мрачновато звучит – «во время кризиса», на развалах экономики. (Смеется.) На самом деле, можно и так сказать. Кризис подтолкнул нас к поиску новых направлений в развитии компании. Одной из самых привлекательных отраслей оказалось сельское хозяйство, его кризис не коснулся совсем. Везде были проблемы – а в агробизнесе не было.

Ваша компания является участником проекта «Пермская картошка», который тоже был создан во время кризиса. Актуален ли до сих пор этот проект?

– «Пермская картошка» – это, в первую очередь, бренд. Причем незарегистрированный. По сути, это виртуальный проект, PR-проект министерства сельского хозяйства Пермского края для продвижения продукции пермских производителей. Целей, которые были поставлены перед этим проектом, он достиг. Бренд стал узнаваем как в крае, так и за его пределами. Под этим брендом сейчас происходит развитие пермских сельхозпроизводителей, многие компании стали выращивать картофель.

Это не единственный проект минсельхоза, в котором вы принимаете участие. Расскажите о другом проекте – «Покупка предприятий».

– Интересный проект. Он ориентирован на смену собственников низкоэффективных предприятий. Думаю, что проект будет успешно реализован, достигнет своей цели – увеличение количества прибыльных предприятий.

С советских времен осталось много колхозов, которые работают в убыток, но все-таки работают. И это устраивает руководство, так как они работают сами на себя, без всякого развития. Они точно также, как и все сельхоз предприятия, пользуются субсидиями, дотациями из бюджета. Получается, что бюджетные деньги не идут на развитие, они предприятием «съедаются».

Традиционно в сельском хозяйстве самые низкие зарплаты. По последним данным, средний заработок сотрудников предприятий агробизнеса составляет 8 тысяч рублей. Существует ли в вашей компании такая проблема?

– Если сравнивать с промышленностью, с другими сферами, то наверное, средняя зарплата наших работников будет ниже. Но если сравнивать с другими предприятиями, зарплата значительно выше. Если рассматривать новое предприятие, которое мы покупаем, там зарплата составляет примерно 8 тысяч, как вы и сказали. Но на предприятиях, которые у нас уже работают давно, сотрудники зарабатывают около 14-15 тысяч.

Что нужно сделать, чтобы убыточное предприятие стало приносить доход?

– Для этого существует стандартный набор инструментов. Необходимо снизить расходы и повысить доходы.

А если более конкретно?

– Практически все хозяйства, которые мы покупаем, – это СПК (сельскохозяйственный производственный кооператив. прим.ред.). Кооператив – это такая форма собственности, которая на сегодняшний день уже себя изжила и не может работать в прибыль. Председатель кооператива выбирается на общем собрании. Работники кооператива являются членами общего собрания, председателя выбирают они. Председатель, следуя логике, должен быть с работниками ласков, любезен, он не может никого наказать, не может уволить. Люди работают спустя рукава, они не нацелены на результат.

Когда мы приобретаем хозяйство, сначала мы проводим реорганизацию. Из СПК мы превращаем его в ООО. Когда предприятие приобретает новую форму собственности, у руководства предприятия развязываются руки. Они смело могут увольнять людей, которые нарушают трудовую дисциплину. Могут принимать новых сотрудников, могут штрафовать и прочее. В СПК все основные решения принимаются на общем собрании кооператива. И каждый заинтересован больше не в развитии всего предприятия, а в удовлетворении собственных потребностей.

В любом случае мы анализируем те активы, которые есть у предприятия, проводим ряд мероприятий, которые позволяют реально снизить расходы. Возможно, происходят сокращения, но те, кто остается, больше зарабатывают. Обязательно повышаем зарплату, чтобы мотивировать людей работать усерднее.

Сельхозпредприятие – это такое же предприятие, как и другие. К нему можно применять стандартный набор методов.

Еще планируете какие-нибудь приобретения в ближайшее время?

– У нас есть четко определенная стратегия. Нас интересуют только те хозяйства, которые находятся рядом с уже существующими. По сути, происходит не скупка предприятий, а укрупнение. Также есть специализация по районам. Это позволяет уделять достаточное внимание как новым, так и уже существующим хозяйствам, не «распыляться».

Теперь поговорим о другом направлении в работе вашей компании. Для начала хотелось бы уточнить терминологию. Технопарк, промышленный парк, индустриальный парк – есть ли различия в этих терминах?

– Индустриальный и промышленный парк – это одно и то же. Задача индустриальных парков – сконцентрировать на большой территории производства, которые обеспечат развитие современного уровня технологий. Технопарк же в большей степени связан с инновациями.

В Пермском крае разрабатываются проекты сразу нескольких промышленных парков. С чем связано оживление в сфере промышленности в последнее время?

– Оживление связано с тем, что производственная база, которая существовала в далекие социалистические времена, была практически полностью разрушена. Нужно повышать инвестиционную привлекательность в регионах. Создавая эти парки, мы привлекаем новые технологии, зарубежных инвесторов. По России создается много промышленных парков, в Перми пока планируется только три – «Осенцы», «Звездный» и «Красный». Думаю, что этого недостаточно, принимая во внимание высокий потенциал Пермского края. Создаются эти парки по частной инициативе, государство в этом никак не участвует, потому количество парков и ограничено. Ограничены также возможности парков, ограничено предложение по привлечению резидентов.

На какой стадии находится сейчас строительство индустриальных парков в Перми?

– Все три пока только планируются. «Красный», пожалуй, самый проработанный, самый продуманный. Он находится уже на стадии проектирования, в отличие от других парков.

Сколько нужно времени, чтобы создать базу для промышленного парка?

– Наш парк планируется с 2007 года. В связи с тем, что во всем мире были экономические сложности, на полтора года проект был приостановлен. В августе 2010 года проект возобновился. Сейчас он находится на стадии проектирования и разработки, понимании концепции парка. Реализация проекта разбита на очереди. Запустить все очереди планируется за три года. На каждом этапе мы сталкиваемся с определенными сложностями.

Проблемы были на стадии получение разрешения на строительство, с подведением мощностей. У нас в стране избыток энергетических ресурсов, тем не менее, в каждом конкретном месте есть его недостаток. Местоположение парка определяется не только наличием энергетики, но и наличием прочей инфраструктуры, рабочей силы.

Есть пример в России. Построили парк, а человеческого ресурса на территории не хватает. Сейчас они усиленно привлекают туда кадры: строят жилье, предлагают выгодные условия работы. У нас кадров с избытком – рядом большой город.

Чем «Красный» будет отличаться от других промышленных парков?

– У каждого парка есть своя направленность. «Звездный» и «Осенцы» определили для себя общее направление деятельности, но четкого понимания еще нет. Мы же строим парк с пищевой направленностью. Переработка, производство продуктов питания – наша специализация.

Название «Красный» ассоциируется с чем-то советским, так и было задумано?

– Не вижу ничего плохого в такой ассоциации. Но название, конечно, не из того времени заимствовано. Изначально проект назывался «Индустриальный парк "Краснокамск"». Но мы столкнулись с тем, что город Краснокамск в России никто не знает, поэтому мы изменили название на «Индустриальный парк "Красный"», город Пермь». «Красный» – значит «красивый», и мы хотим построить парк, на территории которого размещены не однотипные коробки, а красивые современные производства.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем