Бизнес Алексей Красников, директор Уральского филиала X5 Retail Group N.V.: «Наша страна не отличается от остального мира – это коктейль из лобби производителей и промышленников»

Алексей Красников, директор Уральского филиала X5 Retail Group N.V.: «Наша страна не отличается от остального мира – это коктейль из лобби производителей и промышленников»

" src=

Рынок ретейла в Пермском крае силен и активно развивается, преимущественно местными игроками. Правда, федералы не оставляют попытки покорить Прикамье. Так, несмотря на сложный период, у компании X5 Retail Group есть планы не только закрепить имеющиеся позиции в регионе, но и продолжить увеличивать сеть магазинов «Пятерочка». О том, как развивается сеть магазинов одного из крупнейшего федерального ретейлера на Урале – в Перми, Челябинске, Екатеринбурге и Тюмени – рассказал директор Уральского региона X5 Retail Group N.V. Алексей Красников.

Алексей Викторович, не так давно было объявлено, что сеть магазинов «Пятерочка» увеличивает число торговых объектов на территории Пермского края. Так ли это и каково число объектов, которые планируется открыть в этом году?

Сеть магазинов «Пятерочка» на Урале насчитывает 137 торговых объектов, преимущественно формата дискаунтер. Выручка Уральского филиала X5 Retail Group N.V. за 2008 год составил 368 миллионов долларов, из них 11% пришлось на гипермаркеты. Сеть магазинов «Пятерочка» входит в X5 Retail Group N.V., которая также объединяет гипермаркеты «Карусель» и супермаркеты «Перекресток».

– Весной прошлого года X5 Retail Group выкупила сеть магазинов «Пятерочка» у франчайзи и присоединила пермскую сеть к Уральскому филиалу. На данный момент на территории Прикамья работает 34 магазина и планируется в ближайшие месяцы открыть два магазина, а по Уралу до конца года примерно 20.

Число магазинов «Пятерочка» увеличится только в Перми или также в других городах региона?

– Я считаю, что в Перми рынок еще свободен, в нем можно открывать новые магазины и есть куда развиваться. Поэтому пока Уральский филиал X5 Retail Group планирует открытие новых торговых объектов только в Перми и, возможно, в Краснокамске. Сейчас задача развиваться в городах присутствия для того, чтобы не увеличивать затраты. Выход в другой город – это дополнительные расходы.

В принципе, если говорить о современных форматах торговли, то российский рынок находится на самой ранней стадии развития. В той же Восточной Европе доля рынка крупнейших ретейлеров в среднем составляет 65%. В то же время в России пять крупнейших ретейлеров занимают пока всего лишь 5% рынка.

В дальнейшем будет ли вновь использовать X5 Retail Group франчайзинговую схему в развитии бизнеса на территории Урала?

– В нашем филиале уже нет франчайзинга, и здесь его не будет. Да и зачем, если развивается собственный бизнес.

Когда вы выкупали пермский филиал у франчайзи, то сеть «Пятерочка» была обременена долгами. Как на сегодняшний день обстоят дела в данном направлении?

– Да, у «Пятерочки» в Прикамье была долговая нагрузка. Однако на данный момент мы погасили все кредиты. Сейчас у сети здесь нет долговых нагрузок и «Пятерочка» успешно справляется со всеми поставленными перед ней планами в развитии.

Планируется ли выводить в Пермь или Пермский край другие сети магазинов Х5 Retail Group N.V.?

– Сейчас в связи с кризисом основной акцент делается на развитии формата дискаунтер – это «Пятерочка», на втором месте – гипермаркеты «Карусель». В обеих сетях общая политика – привлекательные низкие цены. Хотя не исключаю появление других форматов магазинов нашей компании при условии, что у нас появится интересное предложение, конфигурация, площадь и все прочие условия. На данный момент на выходе таких проектов нет.

Планируется ли компанией открывать в этом году в Прикамье или на Урале магазины «Океан», о возрождении которого объявляло руководство Росрыболовства?

– По Уралу пока такой информации нет. Я думаю, что этот проект находится пока на стадии обсуждения и вряд ли его реализацию начнут с Урала.

Сколько компания планирует вложить в открытие магазинов в Пермском крае?

– Стоимость открытия одного магазина «Пятерочка» составляет порядка 10 миллионов рублей. Однако нужно учитывать, что сегодня нам нередко предлагают магазины с оборудованием и с уже отремонтированными площадями – при открытии таких объектов вообще нет вложений.

Какой политики будет придерживаться компания в перспективе ближайших лет? Как будет развиваться?

– Динамично. Думаю, что кризис не вечен, и мы сможем удвоить количество дискаунтеров в Прикамье, а также открыть несколько гипермаркетов. У нас есть проекты в Березниках и Соликамске, но на данный момент они заморожены. Когда рынок в Перми будет освоен, мы пойдем в другие города края.

То есть также будете открывать магазины или будете закреплять уже достигнутые позиции?

– Удерживать свои позиции, свою долю на рынке, можно только открывая новые магазины, потому что все развиваются.

Как вы оцениваете пермских ретейлеров? Насколько они конкуренты сети магазинов «Пятерочка»?

– По формату нашим конкурентом можно назвать сеть дискаунтеров «Диско», а если брать в общем – то конкуренты все, кто занимается продажей любых товаров или услуг. Косвенно туристические агентства – тоже наши конкуренты, потому что они «выкачивают» деньги из населения, правда, в другом направлении – для поездок на отдых. Но рынок еще не перегружен и далек от серьезной конкуренции. Если не брать во внимание кризис, то в плане конкуренции все сети пока достаточно комфортно себя чувствуют – развиваются, растут, привлекают средства для своего развития.

Исходя из опыта европейских стран, можно ли сказать, что в России, в частности, на Урале, в дальнейшем доля крупных ретейлеров на рынке увеличится до 60%, а маленькие магазинчики сойдут на «нет»?

– Формат «магазин у дома» будет востребован всегда. В Европе он по-прежнему жив и хорошо развит, потому что работает на конкурентный ареал клиентов – население, которое проживает в данном здании.

Кризис кончится, и опять начнется активный рост потребления, за счет этого начнется рост количества магазинов для потребителей. В России даже с учетом кризиса в 2008 году рост рынка составил более 30%.

А какой точки зрения вы придерживаетесь – когда же кончится кризис?

– Если бы знал ответ на этот вопрос, я бы был богом. (Смеется.) Ни один человек на земле не может точно сказать, когда закончится кризис. Те утверждения, которые уже высказывались на этот счет, всего лишь домыслы и догадки – слишком много факторов внешнего и внутреннего влияния.

Если сравнить все территории, на которых присутствуют магазины X5 Retail Group, то как бы вы оценили Пермский край и Уральский регион в целом? Можно ли его назвать передовиком? Понятно, что не сравнивая с Москвой…

– Федеральная политика X5 Retail Group позволяет всем регионам в той или иной степени развиваться. Динамика развития филиалов идет по всей России примерно сопоставимая. По выручке за 2008 год наш филиал на четвертом месте после двух столиц и их областей, а также нас чуть-чуть опередил Волго-Вятский филиал. Если в 2008 году количество магазинов увеличилось вдвое, то в 2009 году на Урале мы уже открыли шесть магазинов.

Месяц назад в сети магазинах «Пятерочка» начался сезон скидок. При реализации этой политики все-таки благодаря чему сеть не останется внакладе и получит прибыль?

– Вы знаете, что компания с 1 апреля выбрала новую ценовую стратегию – в «Пятерочке» теперь 100% товаров продаются по самым низким ценам на рынке. Что это значит? 20% ассортимента – это социально значимые товары и они и так продавались по минимальной цене на рынке. На 80% товара цена в «Пятерочке» устанавливалась как средневзвешенная по предложениям на рынке. Теперь у нас будет минимальная цена для всех товаров, согласно той, которую мы найдем на рынке или в магазине любой другой сети. Мы не будем демпинговать. Мы не говорим, что уходим вниз – если цена будет понижаться, мы также ее снизим, а если пойдет вверх, то и наша сеть поднимет вслед планку. Понятно, что мы будем проводить дополнительную работу с поставщиками, предлагать им снизить закупочную цену в обмен на сокращение сроков платежей. Мы собираемся сохранить прибыльность за счет роста трафика и снижения арендных ставок, логистических издержек, а также сокращения ассортимента, который не пользуется спросом. В течение года мы уменьшим количество наименований с 3,5 до 3 тысяч единиц.

Мы участвуем в акции «Социальные цены». При этом нам не потребовалось снижать цены, так как они итак минимальны. Поэтому мы просто обозначили товары специальными ценниками, чтобы посетители видели социальный товар. Иными словами, акция «Социальные цены» в магазинах «Пятерочка» работала всегда.

Благодаря чему все же удается достичь столь низких цен в сети магазинов «Пятерочка»?

– Для обеспечения низких цен компания развивает сеть логистических центров – по одному в Екатеринбурге и Челябинске, а также три в Перми. Но мы сейчас находимся на стадии перевода их в единый распределительный центр (РЦ). Это позволит нам сократить наши издержки и обеспечить максимально выгодные цены для покупателей Пермского края.

Сейчас компания, если говорить прямым текстом, на социальных товарах теряет деньги. Ведь если продуктовая инфляция по статистике за прошлый год составила 16,5%, то в «Пятерочке» рост цен произошел лишь на 12,9%. Потери мы планируем компенсировать за счет снижения операционных издержек, увеличения роста товарооборота.

Скажите, идет ли Пятерочка навстречу производителям?

– Да, мы находим компромиссные решения в рамках сотрудничества. Еще в сентябре-октябре прошлого года, когда компания на федеральном уровне зафиксировала отсрочку платежей сельхозпроизводителям и поставщикам на 14 дней, а также отменила «входные» бонусы и «плату за полку» для этой категории производителей, потому что их товар является продукцией первой необходимости. И у нас по Пермскому краю 60% товара это продукция местных производителей в обороте компании. Говоря про импортные товары отмечу, что у нас в обороте они составляют менее 10%. Именно поэтому повышение курса доллара нас особо не коснулась – доля заграничных товаров у нас минимальна.

Как бы вы прокомментировали утверждение одного из местных ретейлеров о том, что на данный момент снижать цены на продаваемую в сетях продукцию больше некуда?

– Мы снижаем цены на тот ассортимент, который не входит в категорию социальных товаров. Резервы есть у всех: транспорт, поставки, зарплата…

Вы упомянули, что намерены сократить число РЦ на территории Прикамья...

– Да, это будет полностью новая большая площадка, которая возьмет на себя нагрузку трех небольших. Единственное вложение в нее – это создание необходимых объемов холодильных камер.

В целом на всем Урале на РЦ очень высокий спрос. Мы заинтересованы в складских помещениях в аренду класса А-В и не ниже. Но сейчас большинство из предлагаемых складов можно присвоить класс «Я». Мы сейчас не готовы вкладывать деньги в строительство собственного центра, однако сейчас цены на эту категории недвижимости в Екатеринбурге больше, чем в Москве на 20-30%. Это означает, что рынок еще не загружен и приход девелоперов и логистов будет поддержан. Тот же склад в Краснокамске – через пару лет нам потребуется не пять тысяч «квадратов», а восемь тысяч, как сейчас в Екатеринбурге. Иными словами, потребность в РЦ есть, но ретейлеры пока не готовы вкладывать в это много денег.

Вы говорите про сокращение издержек, про оптимизацию бизнеса – означает ли это, что в компании произойдут сокращения персонала? Ведь из тех же трех РЦ вы намерены создать лишь один.

– Несмотря на то что во многих компаниях проходят сокращения, Х5 планирует создать ближайшее время на Урале порядка 1000 рабочих мест. Подсчитать просто: мы хотим открыть около 20 дискаунтеров, в каждом из них работает по 25 человек – это уже 500 рабочих мест. Кроме того на Урале строятся три гипермаркета со средним количеством персонала 135 человек. Сейчас объединяем РЦ в одном месте и стягиваем их в Краснокамске.

" src=

Иными словами, количество персонала сокращаться не будет, но станут более оптимально использоваться площади РЦ. Вы же понимаете, что для поставщиков будет гораздо удобнее приезжать в одно «окно», а не в три. Соответственно, это позволит им сократить издержки, и нам конвертировать цены, не потеряв при этом в доходности. В данном случае мы сможем сэкономить за счет аренды, повышения КПД в размещении товара, снижения затрат на ГСМ, количества автомобилей. Это технологические издержки. Мы намерены развиваться, поэтому сокращать персонал, особенно операционный, более чем глупо.

Сейчас стало актуально выпускать собственные торговые марки продукции. Пойдет ли по этому пути Х5 Retail Group N.V.?

– Да, сейчас мы активно включаемся в разработку собственных торговых марок и к этому будем активно привлекать местных производителей. У нас есть бренд «Вологодские кружева». Понятно, что мы не станем везти его из Вологды. Будет размещен заказ у местных производителей, которые станут делать частные марки крупы, молока именно для сети «Пятерочка».

Отмечу, что в прошлом году «Пятерочка» уже продавала молоко под собственной торговой маркой. Однако производитель перестал обеспечивать возрастающие потребности сети, и мы были вынуждены переключиться на другого «молочника». Поэтому производитель должен не только в технологическом плане соответствовать всем требованиям, но и выполнять необходимые нам объемы поставок продукции.

Плюсы от производства частных торговых марок понятны – производителю не придется вкладываться в тот же маркетинг, ведь контракт подразумевает, что производитель у производителя гарантировано купят в месяц 10 тонн продукции. Что с этим объемом продукции будет делать сеть – это уже ее проблемы. Но зато это обеспечивает минимальную цену данной продукции и производитель может значительно повысить свою эффективность. Доходность для него в таком раскладе может быть и меньше, но он застрахован от выхода на рынок конкурентов.

Алексей Викторович, если сравнить уровень доступности выхода новых игроков в регионы, то насколько Прикамье открытый регион?

– В Екатеринбурге и Перми ситуация по работе с местными администрациями схожая –мы сотрудничаем, участвуем в совместных акциях. В Челябинске власти просто не мешают.

Ретейлу сейчас нужна поддержка государства?

– В целом, мы приветствуем усилия правительства по созданию недискриминационных условий работы на рынке, и рады, что оно приняло ряд мер, которые помогли ретейлу – это решение налоговых вопросов, предоставление финансовой помощи гобанками. Сейчас готовится ряд законодательных инициатив, Здесь нужно понимать одно, что регулировать отрасль, которая находится на очень ранней стадии развития, нужно очень осторожно, чтобы не навредить.

Пару недель назад в Москве было подписано соглашение о разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношении с поставщиками продуктов питания. X5 Retail Group также согласился с новыми правилами игры. Однако было подчеркнуто, что данный Кодекс ни в коем случае не является заменой Законом о торговле. Тогда в чем его смысл?

– Многие практики, которые хотят прописать в Кодексе, уже давно реализуются на практике нашей компанией и другими ретейлерами: ограничения отсрочек по сельхозпроизводителям до 14 дней, отмена входных бонусов для местных производителей, бонусы для брендированной продукции. Теперь это будет написано в документе, чтобы было доступно и понятно, какие практики ретейлеры считают добросовестными.

То есть Кодекс на работе X5 Retail Group никак не повлиял? И подписание данного документа стало, по сути, простой констатацией того, что вы эти правила уже соблюдаете?

– Да мы их соблюдаем, живем по ним. У нас абсолютно конструктивные отношения с нашими поставщиками и производителями. Мы одна из компаний, которая абсолютно четко выполняет свои обязательства по оплатам. Причем даже предлагая поставщикам новые взаимовыгодные варианты работы. В связи с тем, что сейчас рынок кредитования сжался и процентные ставки повысились, у многих поставщиков возникли проблемы с ликвидностью,. Мы предлагаем им не брать дорогие кредиты, в обмен на сокращение отсрочек и более быстрый возврат денег. Таким образом, мы можем поддерживать свою ценовую политику основанную на минимальных ценах. Подчеркну, это лишь предложение – какие-то производители могут привлечь кредиты и работают с нами по прежней схеме, а кто-то соглашается на такой вариант сотрудничества.

Как тогда быть с законом о торговле, который уже не первый год обсуждается нашими законодателями – как вы считаете, почему его никак не могут принять? В чем камень преткновения?

– Наша страна не отличается от остального мира – это коктейль из лобби, в частности, производителей и промышленников. Закон же должен учесть все интересы всех участников рынка и быть направлен на развитие отрасли. Надеюсь, что он таким в итоге и выйдет.

Отойдем от деловой части и поговорим о вашей персоне – пыталась найти с вами интервью, но почему-то обнаружила только одно, хотя вы руководите Уральским филиалом X5 Retail Group не первый год. Я так понимаю, вы не публичная личность…

– Совсем не публичная личность. (Смеется.)

Расскажите тогда о себе. Вы уроженец Челябинска?

– Да.

В Уральский филиал X5 Retail Group помимо Челябинска и Перми входят также Екатеринбург и Тюмень, да еще, наверняка, вам часто приходится бывать и в Москве. Какой из городов вы бы сейчас назвали своим родным?

– Родной по-прежнему Челябинск, а живу во всех городах Уральского филиала.

По образованию вы инженер-технолог. Порядка десяти лет занимались собственным бизнесом, а после пришли в X5 Retail Group. Благодаря каким качествам вам удалось совершить такой прорыв в карьере?

– Я Овен по знаку зодиака. Причем под знаком Марса. (Смеется.)

То есть не столько личные качества, сколько сопутствие звезд помогло вам достичь таких результатов?

– Мне трудно сказать, какие качества помогли мне в карьере… Наверно, целеустремленность. В своде правил сети «Пятерочка» есть один пункт, который гласит: «Цель должна быть достигнута любой ценой». И в скобочках: «В рамках правового поля и выделенного бюджета». Для меня этот принцип является основополагающим – если цель поставлена, значит дело должно быть сделано.

А какая для вас сейчас цель стоит?

– Сейчас идет интеграция Уральского филиала – Пермь и Тюмень вошли в филиал с этого года. Основная работа – это развитие компании и повышение ее эффективности в рамках ценовой политики, которая сейчас определена. Задача серьезная, но вполне реальная и просчитанная. Поэтому сейчас нужно просто работать.

Тогда другой поворот медали – что для вас успех?

– Успех – это когда реализован этап задач, которые ты себе ставил, причем в те сроки и в том виде, который ты сам определял. Есть два вида успеха – признание и самоудовлетворение от результата. Для меня более важно второе. Признание, конечно, тоже приятно, но внутреннее ощущение от того, что ты сделал, для меня значимее.

Покупки сами совершаете?

– Продуктовые? Да. Но учитывая то, что дома я бываю мало, совершать покупки удается не так часто.

А где обычно покупаете?

– В «Пятерочке», когда бываю в магазине – очень полезно совмещать полезное с приятным. Я сам убедился в том, что цены в «Пятерочке» и супермаркете сильно отличаются – разница в чеке составляет 15-20%. Если посчитать, сколько это составит за год, то, в принципе, деньги набегают большие. На эти средства можно съездить куда-нибудь в теплую страну с семьей в отпуск. Кстати, в Германии, где люди считаются хорошими счетоводами, почему именно дискаунтеры получили такое развитие – если есть возможность сэкономить деньги и потратить их на другое удовольствие, то это нужно делать.

На рынках вас еще можно встретить?

– Меньше, только когда нужно посмотреть, что там происходит. Для этого в нашей компании есть отдел мониторинга, который посещает, в частности, рынки, изучает ситуацию в ретейле. Тем более нужно учитывать, что в Екатеринбурге рынков уже нет, а в Перми и Челябинске они еще сохранились.

Как предпочитаете свободное время проводить – спорт, хобби, увлечения?

– Мое хобби – это рыбалка. Недавно из Астрахани вернулся. С друзьями я уже был на Байкале, на Амуре. Сейчас собираемся съездить севернее Норильска.

Обычно я пользуюсь навыками друзей, которые глубоко погружены в эту тему, – они мне говорят, какие снасти надо купить, и моя задача только оплатить все, что они выберут в рыболовном магазине и найти время на отпуск. В конце прошлого года мы даже в выходные работали – это нормальная ситуация. Работа мне нравится.

Если немного про вашу семью рассказать…

– Моей дочери в этом году исполнится 20 лет. Сейчас она учится на мировой экономике. Знает уже четыре языка.

То есть, в принципе, шансы стать сотрудником Х5 у нее есть…

– Время покажет.

При такой занятости и частых разъездах часто ли получается собираться всей семьей?

– Раз в год мы ездим все вместе на отдых. Учитывая то, что сейчас у дочери довольно напряженный график учебы, то с ней общаться обычно удается в выходные, когда я приезжаю домой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем