1 июня понедельник
СЕЙЧАС +7°С

Будущие бизнес-лидеры Перми перенимают зарубежный опыт

Главная проблема российского бизнеса – отсутствие связи с наукой и инновационными разработками. Нефть и газ, которых в России достаточно, не способны привести к развитию экономики. Такие мысли высказали участники дискуссии, посвященной коммерциализации ин

Поделиться

Главная проблема российского бизнеса – отсутствие связи с наукой и инновационными разработками. Нефть и газ, которых в России достаточно, не способны привести к развитию экономики. Такие мысли высказали участники дискуссии, посвященной коммерциализации инновационных идей, в рамках ежегодного инвестиционного форума бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса».

Известно, что бизнес в России родился около 20 лет назад, поэтому он ориентирован прежде всего на быстрое получение прибыли. Эта мысль принадлежит основателю и генеральному директору компании «Марчмонт капитал партнерс» Кендрику Уайту. Он подчеркнул, что в США между бизнесом и наукой уже давно установлена тесная связь. «Предприниматели широко используют университетские проекты, ведь они должны думать о том, как стать более эффективными, как успевать за стремительными изменениями в экономике и повседневной жизни», – говорит эксперт.

«Например, в Перми у университетов очень мало опыта работы с бизнес-структурами, – продолжает г-н Уайт. – Ученые, разработчики совсем не думают о том, нужны ли их идеи рынку. Они считают, что это не их задача. Они говорят: «Это проблема инвестора». Слышать это смешно».

Впрочем мир университетов и мир производства мало связаны не только в России, но и в большинстве стран мира. Такое мнение высказал профессор Тель-Авивского университета, один из создателей современной флеш-памяти Семен Лицын. Он поделился с участниками форума опытом израильских вузов. По словам эксперта, заниматься предпринимательством учебным заведениям там запрещено. Проблема коммерциализации новых технологий решается там другим способом – при университетах создаются компании, которые специализируются на трансферте технологий. Эта схема работает в Израиле довольно успешно.

«Когда я начал работать над созданием флешки, я сначала хотел скрыть от университета свои идеи, – признался Семен Лицын, – Но когда я почувствовал, что это будет серьезное изобретение, которое сулит грандиозную прибыль, я мигом побежал в университет. Сотрудничество с вузом означает защиту интеллектуальной собственности. Разумеется, наша совместная работа проходит не на самых выгодных для меня условиях, и я не совсем доволен, но это вполне нормально».

В пермских вузах таких значительных изобретений пока не сделали. Хотя кто знает, какие проекты пылятся в архивах ученых? Менее 1% изобретений находят сегодня свой рынок, об этом рассказал декан факультета менеджмента и бизнеса ПНИПУ Геннадий Гершанок. «Мы умеем изобретать, но не умеем заниматься коммерциализацией, – считает он. – У нас не так развита эта система, как на Западе».

По его словам, из сложной ситуации на сегодняшний день существует несколько выходов. Первый: «промывка мозгов» преподавателям и студентам университетов. Изобретателям необходимо внушить, что они работают для нужд потребителя, а не в пустоту. Второй вариант заключается в изменении методики оценки университетских кафедр. Необходимо учитывать не только количество написанных статей и посещенных конференций, но и количество научных разработок, которые выведены на рынок.

Третий вариант основывается на опыте Израиля – введение так называемого института «бебиситтеров», механизма, который помогает изобретателю встретить заинтересованного в нем бизнесмена. Четвертый способ – введение инновационных площадок на предприятиях. «Сейчас промышленность не знает, как решить регулярно возникающие у нее проблемы, а ученые не знают, куда применить свои разработки», – комментирует Геннадий Гершанок.

Один из присутствующих экспертов отметил, что серьезной проблемой является система российского высшего образования, которая тормозит инновационное развитие. Такая точка зрения сразу же вызвала противоположное мнение. Директор пермского городского бизнес-инкубатор Ринат Шамсиев возразил, что университеты должны заниматься только их прямой обязанностью – учить. «Если вуз будет ставить в приоритет развитие предпринимательства, то это будет не вуз, а корпорация, – подчеркнул он. – Успешная модель развития инноваций – это создание бизнес-инкубаторов при университетах».

Впрочем, по словам г-на Шамсиева, многие до сих пор не понимают, что представляет собой бизнес-инкубатор и для чего он нужен. «Если вы хотите стать успешными бизнесменами, читайте книги. Вы должны знать больше, чем ваши коллеги», – посоветовал он присутствующим студентам.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!