28 ноября суббота
СЕЙЧАС -12°С

Факторы рассчитывают на взаимность бизнеса

Если российским факторам удастся заинтересовать компании из сферы услуг, годовой оборот факторингового рынка может увеличится на 100 миллиардов рублей. Это весьма значительное прибавление, ведь по предварительным прогнозам Ассоциации факторинговых компани

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Если российским факторам удастся заинтересовать компании из сферы услуг, годовой оборот факторингового рынка может увеличится на 100 миллиардов рублей. Это весьма значительное прибавление, ведь по предварительным прогнозам Ассоциации факторинговых компаний, объем отечественного рынка факторинга в 2012 году составит около 800 миллиардов рублей.

Факторинговое обслуживание компаний, оказывающих услуги с отсрочкой платежа, – большая редкость в России. Однако в Европе и Северной Америке эта практика довольно распространена – на компании сферы услуг приходится до трети объема рынка факторинга зарубежных стран. По словам специалистов, клиентами факторинговых компаний Запада являются рекрутинговые агентства, клининговые фирмы, компании, оказывающие услуги по доставке и транспортировке грузов и другие организации.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

В России такие компании факторингом пользуются не часто. В причинах происходящего решили разобраться сотрудники НФК. В конце прошлого года они провели специальное маркетинговое исследование, в ходе которого были опрошены представители многих отраслей из сферы услуг: кейтеринг, клининг, рекрутинг, BTL-услуги, IT (разработка и продажа программного обеспечения, консультирование, сопровождение), аренда коммерческой недвижимости, коммунальные услуги, обслуживание офисной техники, продажа рекламных площадей, грузоперевозки, а также услуги связи и экспресс-доставки в крупнейших городах России. В ходе исследования была проанализирована деятельность порядка 300 компаний с годовой выручкой не менее 120 миллионов рублей.

Результаты опроса показали, что, не взирая на существующие ограничения, компании из сферы услуг могут и должны рассматриваться факторами как потенциальные клиенты. Организаторы исследования зафиксировали наличие очевидного спроса на финансирование дебиторской задолженности, возникающей по факту оказания услуг с отсрочкой платежа. Однако тут есть одно «но»: ввиду отсутствия активов, которые банк смог бы рассмотреть в качестве залога по кредиту, компаниям сферы услуг, в отличие от производственных и торговых предприятий, оказывается гораздо сложнее получить финансирование.

«Чтобы удовлетворить потребности в финансировании компаний, оказывающих услуги на условиях отсрочки платежа, мы разрабатываем индивидуальные схемы работы для каждого клиента, – комментирует зампредправления НФК Корнелиу Робу. – Но мы видим существенный потенциал для роста в данном клиентском сегменте. Уже сегодня доля клиентов из сферы услуг в нашем портфеле составляет около 5-7%, и этот показатель со временем будет расти».

Изучив деятельность компаний различных отраслей сферы услуг, НФК пришла к выводу, что наиболее привлекательными из них являются следующие отрасли: аренда коммерческой недвижимости, IT-услуги, BTL-услуги, продажа рекламных площадей, клининг и кейтеринг.

Возможность передачи арендаторов на факторинговое обслуживание допускает 37,5% респондентов компаний, оказывающих услуги по аренде коммерческой недвижимости. Эта отрасль, пожалуй, одна из самых интересных с точки зрения потенциала. Несмотря на имеющийся спрос на отсрочку платежа со стороны клиентов, компании, оказывающие услуги по аренде коммерческой недвижимости, являются всего лишь посредниками между собственниками и конечными потребителями и предоставить отсрочку не могут. При этом существует факт наличия просрочек в оплатах со стороны клиентов в 30-45 дней. Несмотря на то, что явление это не частое, оно является достаточно болезненным с точки зрения поддержки ликвидности бизнеса.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Крупным представителям рынка BTL-услуг факторинг однозначно интересен. Ситуация в этой отрасли следующая: небольшая отсрочка предоставляется только очень крупным компаниями или тем, с кем уже наработана положительная статистика оплат. Более половины компаний (60%) допускают возможность использования факторинга, как инструмента предоставления отсрочки клиентам. Однако, понимания, как это может быть реализовано, у них нет.

Компании, работающие на рынках клининга и кейтеринга, где услуги с отсрочкой платежа предоставляются на срок от 30 до 90 дней, также могут рассчитывать на получение факторинговых услуг. Интерес этих отраслей к факторингу вызван возможностью использовать полученное финансирование для участия в тендерах. Когда компании принимают участие в подобного рода мероприятиях, и качество услуг участвующих находится примерно на одном уровне, предложение более длительной отсрочки платежа, которую возможно предложить за счет использования факторинга, можем стать решающим фактором при принятии заказчиком окончательного решения.

К «факторабельным» также можно отнести компании, занимающиеся рекрутингом и продажей рекламных площадей, при условии наличия у них крупных заказов от клиентов, заинтересованных в регулярном получении услуг. Факторинг может быть востребован и на рынке связи, где просрочки в оплате – явление частое и довольно болезненное.

Представители рынка IT готовы рассматривать использование факторинга для финансирования отсрочки, предоставляемой клиентам. Правда, участники опроса проявили опасения из-за возможного «беспокойства» клиентов со стороны фактора, когда последний проводит работу по обеспечению поступления своевременных платежей (звонки, письма, в случаях значительной просрочки – переговоры с выездами).

Препоной для начала работы по факторингу могут стать частые случаи затягивания подписания актов выполненных работ, что наблюдается в сфере коммунальных услуг. Также в ближайшее время факторам скорее всего нечего будет предложить компаниям, занимающиеся экспресс-доставкой и обслуживанием офисной техники. Причинами тому в первом случае являются относительно небольшие размеры бизнеса представителей отрасли, а во втором – низкая стоимость услуг, соответственно, низкая рентабельность бизнеса и невозможность нести дополнительные издержки, связанные с уплатой комиссии фактора. К тому же, в большинстве случаев услуги в этих отраслях оказываются не на постоянной основе, а регулярность их оказания является одним из основных условий получения факторинговых услуг.

Итак, отсрочка платежа в сфере услуг – явление довольно распространенное, значит, факторинг может стать полезным инструментом при работе компаний этой отрасли со своими клиентами. По экспертной оценке НФК, потенциальный объем факторингового рынка компаний сферы услуг на сегодняшний день составляет порядка 100 миллиардов рублей (2% от дебиторской задолженности компаний, выручка которых по данным СПАРК за 2010 год составляет не менее 120 миллионов рублей).

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...