18 января суббота
СЕЙЧАС +0°С

Яна Степанцева, эксперт компании «Биллинговые системы»: «Совсем отказаться от кондуктора в транспорте очень сложно»

Поделиться

Внедрить электронную систему оплаты проезда в транспорте пермские власти собираются не первый год, но «воз и ныне там». Что тормозит этот процесс, какая схема оптимальна для нашего города и во сколько новая система обойдется городскому бюджету? На эти и другие вопросы редакции Dengi.59.ru ответила проект-менеджер компании «Биллинговые системы» Яна Степанцева.

 

Тему электронной оплаты проезда в Перми обсуждают еще с 2007 года. Сейчас обозначили сроки ее ввода – к 1 июля 2014 года. На ваш взгляд, это реальная дата?

– Эту тему я начала изучать еще в 2009 году и сдвигов никаких не наблюдаю. Поэтому сомневаюсь, что к июлю этого года проект будет запущен. Дело в том, что на подготовку самого проекта требуется три месяца, а на его реализацию – еще два. Но должно быть четкое представление: кем и какой проект будет реализован. Кроме того, должно быть получено согласие всех участников рынка, а это Пермгорэлектротранс, администрация и огромное количество перевозчиков. Именно с последним пунктом и возникнут временные задержки, так как не была представлена система, удовлетворяющая все стороны. Так же должен быть решен вопрос по пунктам реализации транспортных карт, мест и средств их пополнения. А это тоже пласт работы, который потребует времени и трудовых затрат. Поэтому, на мой взгляд, перспектива ввода к июлю нереальная.

Конечно, если администрация возьмет инициативу по продвижению проекта в свои руки, согласует со всеми участниками рынка концепцию проекта, мы сможем получить транспортные карты к концу лета. Но с декабря 2013 года, когда обозначили новые сроки, мы не наблюдаем очень важной части работы в этом направлении, а именно переговоров администрации с перевозчиками по выбору самой системы. Возможно в администрации уже вовсю ведутся работы по внедрению какого-то проекта, но тогда возникает вопрос, как в этой системе буду учтены пожелания участников рынка.

А чем вообще хороша система электронной оплаты проезда? Каковы ее плюсы для каждого из участников, в частности, для самих пассажиров?

– Давайте прямо по пунктам. Оговорюсь, что я имею в виду систему кондуктор с терминалом. Плюсы для пассажиров:

  • Не нужно каждый месяц покупать новый проездной;
  • Есть возможность контролировать затраты на поездку (свои или ребенка);
  • Если карта будет утеряна, ее можно восстановить, в отличие от потерянного проездного, который придется покупать заново;
  • Пассажир может выбрать, как расплатиться – через карту или наличными.

Теперь какие возможности дает такая система администрации:

  • Получать полную статистику пассажиропотока;
  • Видеть статистику по использованию льготных проездных;
  • Контролировать бюджетные выплаты;
  • На основании полученных данных по пассажиропотоку, оптимизировать график маршрутов, выявлять перегруженные направления;
  • Упрощать выявление безбилетных пассажиров;
  • Вводить различные тарифы и скидки на проезд.

Ну и в чем могут быть заинтересованы перевозчики:

  • Показывать администрации статистику по льготникам для более точного возмещения из бюджета;
  • Контролировать работу кондуктора;
  • Упрощать выявление безбилетных пассажиров и случаев мошенничества со стороны кондуктора;
  • Сократить ошибки кондуктора при работе с наличными денежными средствами;
  • Получить обоснование для администрации об увеличении или сокращении автобусов на маршрутах.

То есть оплата наличными не исключается?

– Любая система должна предусматривать несколько вариантов оплаты: по карте и наличными денежными средствами. Ведь есть люди, которые пользуются общественным транспортом крайне редко, и им нет смысла покупать транспортную карту. Либо это может быть приезжий.

А как это будет реализовано?

– Это зависит от того, какую систему выберут власти. Ведь есть система с турникетами, с кондукторами с терминалами и просто терминалы без кондукторов.

(В чем суть этих систем, и у каких российских городов уже есть опыт их применения, смотрите в видеосюжете. – Прим. ред.)

Как при этом исключить «зайцев» в транспорте?

– Исключить «зайцев» полностью невозможно при любой системе оплаты проезда. Можно лишь сократить их количество. Например, при варианте с турникетами, «зайцев» действительно становиться меньше, так как сам вход в автобус возможен при оплате проезда. Но турникеты очень существенно увеличивают время остановки автобуса и соответственно, времени на маршруте, создают неудобство при входе в транспортное средство. И даже они не гарантируют отсутствия безбилетников.

Система кондуктора с терминалом, по сути, работает с зайцами как та, которую мы имеем сейчас. Кондуктор продает билеты, обходя салон автобуса. Но все билеты выдает терминал, вне зависимости от того, как заплатил пассажир – наличными или картой. На таком билете есть точное время выдачи билета, дата, смена, маршрут. Сам кондуктор сможет, попросив билет для проверки быстро определить его подлинность. Так же, при продаже самих билетов, у кондуктора сокращается время на обслуживание одного пассажира за счет электронной оплаты картами. Значит он сможет быстрее и чаще обходить салон.

Какие разработчики уже предложили свои варианты для Перми?

– Вариантов не так много. Свои системы Перми предложили ЦФТ (Новосибирск), Удобный маршрут (Екатеринбург) , Эр-лайн (Миасс), МФ тариф (Санкт-Петербург). Оценка систем должна быть привязана под конкретные требования, предъявляемые городом. Ведь не все разработчики могут удовлетворить пожелания наших игроков транспортного рынка. Так же очень важный момент, который нужно учитывать при оценке системы – юридическая собственность. Крупные разработчики предлагают свою систему в аренду, на определенных финансовых условиях. В данном случае заказчики системы попадают в полную зависимость от разработчиков.

И в какую сумму эти изменения обойдутся городской казне?

– Стоимость систем может варьировать от 20 млн рублей и до бесконечности. При этом нужно учитывать, входят ли в стоимость системы производство карт и оснащение терминалами транспортных средств. Плюс абонентская плата при арендных взаимоотношениях с разработчиками.

Я еще раз говорю, что должны собраться все участники рынка и решить, что для них нужно. Необходимо создать техническое задание, где учитывались бы все пожелания, и уже под эти критерии выбиралась система. Ведь есть много нюансов: элементарно, даже как географически расположен город. И не стоит забывать, что существует универсальная электронная карта, которую тоже надо будет как-то встраивать в новую концепцию.

Повлечет ли новая система повышение оплаты проезда?

– Если затраты не будут оптимизированы, вполне вероятно. Но можно использовать для пополнения карт, например, уже существующие платежные системы, банкоматы и терминалы банков. Надо просто выработать какие-то общие требования и договориться с участниками данного проекта.

А можно ли построить дифференцированную систему оплаты, давать какие-то бонусы пассажирам?

– В принципе, можно создать систему скидок. Как это сделано в других городах, при оплате с транспортной карты пассажир оплачивает проезд со скидкой в 1, 2, 3... 10%. Все зависит, какую статистику брать за основу. К примеру, если человек не пользуется проездным, можно делать ему скидку за определенную «накатанную» сумму проезда. Электронная система позволяет все это учитывать. Можно придумать бонусы по типу «проехал 100 раз – получи 10 поездок бесплатно». Все это возможно. Вопрос в том, насколько готов к этому администрация и сами перевозчики.

Если администрация выберет систему удобную ей, без учета мнения перевозчиков, к чему это приведет?

– Ни к чему хорошему. Транспортников обяжут поставить новое оборудование, у них будут очень большие затраты. И неизвестно, как они на это отреагируют. Если транспортники скажут «нет, мы это делать не будем, иначе не выйдем на маршрут», может быть, администрация задумается. Вот только они этого никогда не сделают. Тем более администрация может просто всех обязать, и транспортники уже смогут лишь оспаривать эти решения. Все будет затянуто в судах. Кроме того, если они оспаривают предложение властей, должны предлагать какую-то альтернативу. Готовы ли транспортники к этому? Неизвестно. Да, есть компании, которые уже тестировали на своих маршрутах разные системы. Может они объединятся – это сложный вопрос. Но вообще, администрация вполне может поступить именно так: внедрить систему на свое усмотрение, ни с кем не посоветовавшись уже сейчас и через пару лет начать ее менять, так как она не будет устраивать город.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
30 янв 2014 в 15:57

Пассажиров не устраивает запланированное нововведение. А на 20 млн. рублей можно обновить автопарк или снизить стоимость проезда. А так пусть фигней не занимаются в администрации. Людей устраивает кондуктор.

Гость
30 янв 2014 в 17:11

Турникеты, конечно, хорошо. Но у нас все что должно пойти на пользу, идет во вред.
Будут турникеты, по идее должны снизить цену на билет, т.к. з\п и взносы за кондукторов платить не надо.
Но у нас же цену на билет поднимут, дабы окупить эти турникеты. и амортизация на них лет сто наверное (ну т.е. до снижения цены на билет мы не доживем).

Гость
30 янв 2014 в 16:03

Совсем от безделья мозгов лишились в администрации города? Не усложняйте людям жизнь, все нужно оставить как есть. Заняться нечем - почистите остановочные комплексы.