1 июня понедельник
СЕЙЧАС +7°С

Если с вашей банковской карты мошенники сняли деньги, придется, доказать, что это было сделано не по вашей вине. Иначе украденного точно не вернуть. Банкиры намерены переложить бремя доказывания таких несанкционированных списаний на клиента. А в случае, если банк всячески увиливает от возмещения положенных средств, юристы советуют не лениться и обращаться в суд.

В январе 2014 года вступила в силу весьма противоречивая 9 статья закона «О национальной платежной системе», которая касается возмещения клиентам средств, потерянных из-за действий мошенников. Ее суть в том, при списании денег с карты без согласия клиента, банк должен сначала возместить всю сумму, а уже потом выяснять, как это произошло. Плюс ко всему, кредитные организации должны уведомлять клиентов обо всех операциях по карте.

Банкиров такой подход не устравивает, и сейчас в экспертном совете Госдумы обсуждаются поправки в Гражданский кодекс, согласно которым бремя доказательства невиновности в пропаже средств ляжет на владельца карты. «Банк может быть освобожден от обязанности возместить убытки, если докажет, что совершение операции без согласия клиента-гражданина... произошло вследствие нарушение порядка использования электронного средства платежа», – цитирует текст поправок «Газета.Ru».

Но есть и исключения. Так, пострадавший получит деньги, если сможет доказать, что карточка была украдена, что он не смог предупредить банк о мошеннической операции в установленный законом срок по независящим от него причинам либо что он физически не мог находиться в месте проведения платежа, но карточка не была при этом им утрачена. То есть бремя доказывания невиновности в пропаже средств с карточек ляжет на их владельцев, при том, что сейчас это обязанность банка.

Но, увы, и действующее законодательство не мешает банкам отказывать в возмещении средств. Так, на одном из банковских форумов, клиенты жалуются, что кредитные организации не принимают у них заявления о мошенническом списании средств, отправляя клиентов в полицию. При этом сотрудники правоохранительных органов не умеют раскрывать такие преступления, прямо заявляя, что найти виновных или вернуть средства невозможно. И все же юристы советую проявлять настойчивость и обращаться в суд – это часто приводит к возврату средств. Правда, таких «упертых» клиентов не более 20%.

Есть и другие предложения банкиров – например, уменьшить размер убытков, взыскиваемых с банка, если несанкционированное списание произошло в результате «грубой неосторожности клиента». При этом, в чем она заключается, документ не поясняет.

Кстати, жители Прикамья часто становятся жертвами мошенников только потому, что не соблюдают элементарные правила безопасности – в частности, не закрывают клавиатуру рукой при вводе ПИН-кода. Так, в начале июля жительница Соликамска обратилась в полицию, сообщив, что у нее похитили карту и сняли со счета деньги. Полицейские выяснили, что последний раз потерпевшая пользовалась картой в продуктовом магазине, снимая деньги в банкомате. Находившаяся рядом злоумышленница запомнила пин-код, похитила карту и через некоторое время сняла с ее счета деньги. Подозреваемая была задержана.

Добавим, что клиенты в целом стали больше жаловаться на банки. С чем связана большая часть претензий, читайте здесь.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!