12 декабря четверг
СЕЙЧАС -6°С

Банки переводят клиентов в Интернет

Поделиться

За год банки серьезно урезали количество своих подразделений. Так, Пермский край лишился 89 банковких офисов. Участники рынка говорят, что дело не только в кризисе, но и самом подходе к бизнесу – клиентов приучают пользоваться мобильным и интернет-банком. Но есть опасения, что часть граждан останется «за бортом» банковского обслуживания, и это приведет к всплеску активности МФО.

В кризис все стараются сократить свои расходы. Банки тоже включились в процесс оптимизации. По данным Центробанка в период с 1 августа 2014 года по 1 августа 2015 года число банковских точек присутствия в стране снизилось на 11,1% до 38,2 тысячи. Это падение эксперты называют самым мощным с кризиса 2008 года.

Пермский край поддержал общую тенденцию. За год число структурных подразделений банков сократилось с 890 до 801.

Количество внутренних структурных подразделений действующих кредитных организаций (филиалов) в Пермском крае

Источник: сайт ЦБ РФ

Эксперты считают, что эта ситуация отражает общее состояние дел в экономике. «Уменьшение прибыли российских банков в 15 раз за первые 7 месяцев 2015 года не могло не сказаться на сокращении издержек банками и количестве самих банков, – говорит гендиректор ИК «Финансовый дом» Юрий Гаврилов. – Во-первых, с начала 2015 года уже отозвано 54 банковских лицензии. Из них многие имели филиалы и дополнительные офисы в Перми. А уменьшение банковских организаций, в свою очередь привело к сокращению количества отделений. Снижение издержек банками – второй фактор, который повлек за собой уменьшение числа банковских отделений. Надо сказать, что Пермский край по этому показателю выглядит немного лучше, чем страна в целом. Если за последний год по стране количество банковских отделений уменьшилось на 11,1%, в Перми этот показатель чуть меньше. В текущей ситуации сокращение издержек главным образом связано с ухудшением ситуации не только в банковском бизнесе, но и в экономике в целом».

На негативную макроэкономическую среду ссылаются и в пресс-службе Банка Хоум Кредит, но видят в этом и свои плюсы. «Падение благосостояния населения, привела к существенному сжатию спроса на потребительское кредитование. Портфель необеспеченного кредитования по банковской системе сокращается. И банкам приходится приводить размер сетей отделений в соответствие с текущим объемом бизнеса, – пояснили ситуацию в пресс-службе банка. – Но одновременно непростые экономические условия – это возможность для оптимизации и трансформации бизнеса. Так банки активно развивают дистанционные способы продажи и обслуживания клиентов: колл-центры, интернет- и мобильные банки. Дистанционные сервисы также помогают решить проблему доступности банковских услуг по всей территории России». При этом специалисты добавили, что сейчас все банки сосредоточились на кредитовании только самых надежных заемщиков. Поэтому часть платежеспособных клиентов осталась за бортом банковского кредитования, и им придется воспользоваться более дорогими, чем банковские продукты, займами МФО.

Всплеска активности МФО опасаются и другие специалисты – как раз из-за того, что часть регионов останется без банковских отделений. «Дебанкизация серьезно обострит социальную обстановку в некоторых регионах, так как нишу банков в розничном кредитовании легко заполняют микрофинансовые организации, займы которых обходятся для граждан существенно дороже», – цитируют «Известия» предправления организации потребителей «Финпотребсоюз» Виктора Майданюка.

В то же время Юрий Гаврилов считает, что в ближайшее время вряд ли возникнет ситуация, когда жители небольших городов останутся без кредитных организаций. «Тот же Сбербанк продолжает увеличивать долю присутствия на рынке и не планирует сокращать число офисов, – рассуждает собеседник. – Поэтому совсем без банковского обслуживания малые города не останутся. Конечно, конкуренция будет снижаться, что отразится на качестве и стоимости услуг. Когда острая фаза кризиса пройдет, банки почувствуют те регионы, где конкуренция ослабла, и, скорее всего, увеличат свои комиссионные. Из-за этого население в малых городах будет находиться в худшем положении».

В Западно-Уральском банке Сбербанка России подтвердили, что банк не производил пересмотра параметров филиальной сети в связи с экономической ситуацией в стране. «Размещение филиалов банка производится в соответствии с программой переформатирования на основе геомаркетинговых показателей, – пояснили в пресс-службе банка. – Для целей банковского обслуживания населенных пунктов, не имеющих постоянно действующего офиса банка, Сбербанком в 2014 году запущены передвижные пункты кассового обслуживания (ППКО) в Чайковском и Кунгурском отделениях банка. Благодаря ППКО возможность пользоваться традиционными банковскими услугами получили около 20 тысяч жителей в 19 точках обслуживания».

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
4 сен 2015 в 12:19

С налички переводят на карты, с посещения офисов - в интернет.
Не, с одной стороны, может, и хорошо. Но порой проще прийти и объяснить проблему конкретному специалисту, чем переписываться, например, со службой обратной связи.