Бизнес Apteka.ru: новый формат заказа лекарств

Apteka.ru: новый формат заказа лекарств

Первый год работы сервиса Apteka.ru показал: заказ медикаментов через Интернет способен совершить настоящий переворот на рынке. Начав с Москвы в 2012 году, к 2013 компания вывела проект во все регионы России. Всего за год показатели продаж и посещаемости сайта выросли более чем в 30 раз. Руководитель проекта Apteka.ru Анатолий Тенцер рассказывает, как удалось достичь столь впечатляющих результатов.

– Рост товарооборота за год в 36 раз удивит даже опытного бизнесмена. Расскажите, как удалось добиться таких показателей?

– Весь 2013 год мы были заняты географическим развитием сервиса. За год нам удалось найти партнеров среди аптек почти во всех регионах России, увеличив их общее количество до 5 тысяч аптечных организаций. Это сделало наш сервис более удобным для клиента, теперь он может получить свой заказ* почти в любой удобной аптеке по дороге домой или на работу. Кроме того, мы вели активное продвижение сервиса, рассказывали о его преимуществах, что также работало на повышение посещаемости сайта. Ну, и наконец, прайс-листы появились во всех службах поиска лекарственных средств, где покупатель может сам убедиться: цены Apteka.ru на большинство препаратов ниже розничных.

– По данным Liveinternet.ru, ежемесячно портал Apteka.ru посещают около 600 тысяч уникальных пользователей. Расскажите, как компания работает над развитием сайта?

– В конце декабря 2013 года мы перешли на новую дополненную и улучшенную версию сайта. Его разработчик – компания Picom – полностью переработала поиск по сайту. Теперь искать можно не только по названию препарата, но и по его действующему веществу. Сейчас это весьма актуально, поскольку рецепты должны выписываться с названием действующего вещества, а не конкретного препарата. Таким образом, покупатель может выбирать лекарства «по карману» – от известных западных препаратов до их недорогих отечественных аналогов. Кроме того, можно искать лекарство по его производителю, а также переходить из карточки препарата к его аналогам.

Плюс к этому на сайте активно развивается информационный раздел – в нем мы публикуем статьи о здоровом образе жизни, спорте и так далее. Мы хотим, чтобы пользователи заходили на сайт Apteka.ru не только за покупками, но и за полезной информацией. Постепенно мы пополняем список своих авторов. Вскоре Apteka.ru станет главным центром притяжения всех, кто интересуется медициной в Рунете. Помимо масштабных нововведений, на сайте проведено много мелких доработок: дизайн стал более дружелюбным, теперь им удобней пользоваться с мобильных телефонов и планшетов. В 2014 году появятся мобильные приложения Apteka.ru для всех популярных платформ.

– Планируется ли ввести возможность оплаты заказа* на сайте?

– По самой модели сервиса Apteka.ru оплата на сайте и не предполагалась. Для того, чтобы осуществлять розничную продажу медикаментов, нужна лицензия. Продажами занимаются аптеки-партнеры, поэтому, и оплату принимают они. Это позволяет удерживать низкие цены и предлагать доставку в удобную для покупателя аптеку.

– Как к этому проекту относятся аптечные сети?

– Судя по тому, что количество аптек-партеров выросло в 30 раз в течение года, они относятся к нам позитивно. Участники проекта получают дополнительных покупателей, а на это ориентирована любая розничная сеть. Владельцы аптек понимают, что потребность в интернет-заказе медикаментов постоянно растет и что этот процесс уже не остановить. Ни одна аптечная сеть не может запустить федеральный сервис заказа медикаментов – это слишком дорого, к тому же, нет достаточного охвата территории. Подключаясь к нашему проекту, аптека получает всю эту инфраструктуру бесплатно и запускает новый источник продаж. А мы обеспечиваем большее удобство для пользователей в работе с сервисом.

– Планируете ли вы увеличивать количество партнеров проекта?

– Конечно, мы планируем удвоить количество партнеров. К концу 2014 года к системе подключится около 10 тысяч из 50 тысяч аптечных пунктов, работающих в России. Потребность в партнерах будет закрыта – нам важно, чтобы клиент мог всегда заказать товар в близлежащую аптеку, но при этом между партнерами не было внутренней конкуренции.

Сейчас в Новосибирске подключено около 160 аптек, в Санкт-Петербурге – порядка 200, в Москве – примерно 500. В среднем у нас 37 аптек на один миллион населения, планируется довести это соотношение до 70-80 аптек на один миллион человек.

– Расскажите, какие товары можно купить в Apteka.ru с наибольшей выгодой? Что покупают чаще всего?

– Ассортимент, который у нас выгоднее всего заказывать – это редкие и дорогие медикаменты. На них бывает наибольший разрыв по цене в отличие от обычных аптек. Но в ассортименте несколько тысяч препаратов, заказать можно любой. Сказать, что какая-то группа товаров пользуется спросом, а какая-то нет, нельзя. Поведение покупателя Apteka.ru похоже на шопинг в крупном гипермаркете: люди покупают про запас, планово пополняют домашние аптечки и совершают крупные покупки. Это видно и по среднему чеку: в обычных аптеках он составляет 250-300 рублей, а в Apteka.ru – 1200 рублей. По набору покупок можно увидеть, что люди готовятся к рождению малыша, к дачному сезону, отпуску или весеннему авитаминозу. Заметив это, мы вывели специальные предложения по набору лекарств на главную страницу сайта, и это вызвало интерес. Приятным сюрпризом для нас оказалась высокая ответственность покупателей. Если уж они сделали заказ, то обязательно его забирают. Уровень отказов Apteka.ru остается на рекордно низких показателях 1,5-2%.

– За счет чего достигается скидка на лекарственные препараты? Насколько выгодней заказывать в Apteka.ru?

– Дистрибьюторская наценка на медикаменты обычно составляет 5-10%. Для того, чтобы аптеке сохранить рентабельность, ей нужно добавить к этому еще около 30-40%. Сюда входит зарплата персонала, аренда, привлечение покупателей и регулярное списание просроченного товара. Аптека-партнер нашего проекта не несет таких рисков. Им даже не надо выкладывать товар на полки, покупатель сам придет в аптеку и заберет его. За счет этого аптека получает возможность снизить цену на 20-30%. Дополнительное удобство для покупателя – цена на сайте едина для всех, тогда как на полках аптек – большой разброс. Мы представлены в системах сравнения медикаментов, таких как 003ms.ru, Lek.nsk.ru и многих других. Оттуда к нам идет большой объем покупателей, ведь только сравнив цены можно убедиться, что с нами выгодно.

– Расскажите о планах сервиса на 2014 год?

– Мы будем продолжать плановую работу по развитию сайта – впереди у нас большой список улучшений, который мы планируем реализовать вместе с разработчиками. Кроме того, нам предстоит существенно улучшить покрытие аптеками во всех городах России, чтобы сделать сервис еще удобнее и доступнее. Мы не планируем прирасти в десятки раз – думаю, что за год товарооборот в системе увеличится в три раза.

*Под «заказом» на сайте Apteka.ru и (или) в настоящей статье понимается формирование пользователем указанного сайта заявки в адрес ЗАО НПК «Катрен» от аптечной организации на поставку выбранного товара в соответствии с заключенным между последними договором поставки.

Данная информация не является публичной офертой, и носит сугубо информационный характер.

Фото: Фото Вероники СТЕНЯКИНОЙ

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем