«Вечная память. Долгих Галина Федоровна», — такую табличку на могильном кресте увидели супруги Игорь и Валентина Дедовы, когда в 2022 году, в первый раз после зимы, пришли навестить могилку бабушки мужчины. Бабушку звали Екатерина Ощепкова, но теперь в ее могиле лежал другой человек, памятник ветерану просто пропал. Дедовы выяснили: в могилу бабушки действительно захоронили чужую женщину, разрешение на это дало МКУ, к которым обратилась дочь Долгих. Ритуальщик, выполнявший работу, разводит руками: дочь говорила, что это было последнее желание Галины Федоровны, и вообще она дальняя родственница Ощепковой, да и могилу выбрала не в элитном месте, какие тут могут быть подозрения? Разбирались в запутанной истории со всеми ее участниками, кроме обратившейся в МКУ дочери — она просто пропала.
Могилу разрыли, памятник выкинули
Когда Игорю Дедову было 12 лет, он остался круглым сиротой. Мама мальчика утонула, а отец застрелился в тот же день. Единственной близкой родственницей мальчика была его двоюродная бабушка — тетя отца Екатерина Ощепкова. Она, говорит супруга, стала Игорю второй мамой, а не просто опекуном. Когда пара поженилась, они даже жили у бабушки еще восемь лет.
Екатерина Ощепкова — ветеран. В годы Великой Отечественной войны она работала санитаркой и эвакуировала на поездах раненых бойцов. Во время одной такой эвакуации ее сильно контузило, бабушка на всю жизнь осталась глухой. Женщина умерла в возрасте 81 года, в 1985 году ее похоронили на Нытвенском городском кладбище.
— Мы ухаживали за ее могилой, постоянно навещали ее, — говорит Валентина Дедова. — Приносили цветы, красили памятник. Там было прекрасно видно, что могила не заброшенная.
В мае 2022 года, на Радоницу, Дедовы впервые после той зимы приехали на родную могилку — «и просто ее не нашли». Памятника с именем Екатерины Ощепковой не было, а из перерытой земли торчал крест с именем чужого человека.
— Это не подзахоронение! Это, по сути, просто надругались над памятью, осквернили ее, — возмущена Валентина Дедова. — Там и места не было на подзахоронение. Там даже лавочку некуда было поставить. Другую женщину закопали прямо над гробом нашей бабушки.
Валентина и Игорь Дедовы обратились в МБУ «Благоустройство», которое выдает разрешение на места новых захоронений. Ответа от чиновников супруги ждали целый месяц. А получив ответ, опешили: по данным муниципальщиков, они выдали разрешение на подзахоронение некой Галины Долгих в могилу к Ощепковой, так как она якобы является ее родственницей. О родстве им сказала дочь Долгих Наталья Каменских.
— Но это неправда, — возмущается Валентина Дедова. — Это абсолютно посторонний человек, в могилу нашей бабушки вкопали гроб чужого человека.
Супруги Дедовы обратились с жалобой в Нытвенскую прокуратуру. Ведомство прислало ответ, подтвердив нарушения: «В ходе проверки изложенные вами доводы о безосновательном разрешении родственного захоронения на могиле Ощепковой со стороны должностных лиц МБУ "Благоустройство" нашли свое подтверждение. При принятии решения специалистом учреждения проверка родственных связей фактически не проводилась».
В прокуратуре Дедовым предложили обратиться в суд. Валентина с супругом хотели добиться возбуждения уголовного дела об осквернении могилы ветерана, а также настаивали на эксгумации тела Галины Долгих.
Добились эксгумации
Однако уголовное дело об осквернении могилы не возбудили, супругам пришел отказ, но гражданский суд об эксгумации тела семья ветерана выиграла. Дедовы смогли доказать, что покойная не являлась родственницей Екатерины Ощепковой.
Адвокат Дедовых Мария Евтеева рассказала 59.RU, что по закону подзахоронения в могилу могли сделать только родственники умершего ветерана. Также МБУ «Благоустройство», дочь Галины Долгих и ритуальная фирма нарушили еще одну норму. В 2021 году Нытвенская гордума утвердила правила содержания мест погребения и организации похоронного дела в этом городском округе. Согласно этим правилам, при неопрятном и запущенном состоянии могилы место захоронения признается бесхозным и подлежит консервации, а потом это место используют для повторного захоронения с учетом так называемого кладбищенского периода — это время разложения и минерализации тела умершего, которое составляет не менее 20 лет.
— Могила Екатерины Ощепковой была в ухоженном состоянии, ее никак нельзя было признать заброшенной, — подчеркнула адвокат. — Да, период минерализации истек, женщина была похоронена 36 лет назад, но при условии того, что ее родственники все эти десятилетия следили за местом погребения, подхоранивать чужого человека без разрешения семьи было нельзя.
По словам Валентины, дочь подхороненной женщины Наталья Каменских на судах не появлялась.
— Она просто исчезла. Может быть, ее припугнули, — предполагает собеседница. — Я и ее считаю потерпевшей, потому что суд встал на нашу сторону, и тело ее матери по решению суда пришлось эксгумировать.
Зато на суды ходил Алексей Антипин — директор ритуальной компании «Содействие», которая закопала Долгих в чужую могилу. Валентина Дедова отмечает: на процесс он принес то самое заявление Натальи Каменских, в котором она просит о погребении ее матери именно на участке могилы ветерана, а также свое заявление в МБУ с просьбой выдать ему разрешение на захоронение. По словам Валентины, обе бумаги написаны «одной рукой» (в распоряжении редакции есть оба документа, почерки в них действительно похожи. — Прим. авт.).
«Содействие» — ритуальная компания в Нытве, зарегистрированная на Нину Антипину. Руководителем компании является ее сын Алексей Антипин. Согласно данным сервиса «Контур.Фокус», ИП учредили 30 июля 2015 года. Основной вид его деятельности — организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. Также компания — участник госзакупок, большая часть из которых — это выполнение перевозок умерших из Нытвенской районной больницы в патолого-анатомические отделения. По данным управления ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвы, на территории округа нет специализированной службы по вопросам похоронного дела, которая осуществляет услуги погребения. Между управлением и ИП Антипиной был заключен муниципальный контракт от 10 января 2023 года на услуги по перевозке умерших или их останков в морг.
— То есть это подложные бумаги, — говорит собеседница. — А моему мужу, когда начался суд, Антипин предложил сделать имитацию могилы нашей бабушки и ходить навещать холмик песка. Муж отказался. Тогда Антипин ему говорит: не хочешь, как хочешь, мне всё равно ничего не будет, ну штраф дадут в пять тысяч. Потом, еще до эксгумации, он все-таки подстраховался и прикрутил к памятнику Долгих табличку с именем нашей бабушки.
В итоге Нытвенский суд вынес решение принудительно перезахоронить Галину Долгих, указав, что подзахоронили ее к Ощепковой незаконно. Частично удовлетворили и иск о моральном вреде — вместо 440 тысяч с МБУ «Благоустройство», ритуальной фирмы «Содействие» и дочери подзахороненной Натальи Каменских взыскали по 20 тысяч рублей.
«Вины нашей здесь нет! Мы поверили на слово»
Сам Алексей Антипин говорит, что процедуру погребения его ритуальная фирма провела согласно официальному разрешению от МБУ «Благоустройство». Отмечает, что они делали свою работу. При этом мужчина считает, что родственники ветерана неуважительно относились к могиле умершей — мол, не ухаживали за ней.
— Вместо памятника обычная железяка там стояла. Я думаю, что за 36 лет после смерти можно было какой-то памятник более-менее поставить, от военкомата хотя бы, — прокомментировал 59.RU директор ритуальной фирмы. — И могила вся была заросшая. А самое главное, вины нашей здесь нет! Вот эта женщина, которую подхоронили, это была родственница умершей. Ощепкова являлась теткой Долгих.
На уточнение о том, что даже суд установил, что родственных связей нет, Алексей Антипин признался, что поверил дочери Галины Долгих «на слово».
— Она нам сказала, что хочет выполнить последнюю волю своей матери. Мы поступили по-человечески, — говорит Алексей Антипин. — На нытвенском кладбище захоронено от 10 до 15 тысяч человек, и вот представляете — из всех могил именно к могиле Ощепковой эта женщина нас привела и попросила, чтобы мы вкопались туда. Мы ей поверили. Клиентка нам говорила, что ее мать писала предсмертное завещание, чтобы ее похоронили рядом с теткой.
Ритуальщик подчеркивает, что Каменских не просила элитное место на кладбище, поэтому ее просьба не вызвала сомнений: «Сами подумайте, середина кладбища, неужели человек будет просить тревожить чужую могилу?» Алексей уверен, что дочь не хотела кого-то обмануть: «Когда человек умирает, я думаю, родственникам не до того, чтобы кого-то обмануть».
Что касается завещания, Антипин признается, что бумагу не видел. Но считает, что суд без участия Каменских проводить было странно.
— Суд провели без участия дочери погребенной, которая и указала нам это место, — говорит директор. — Она зачинщик всего. Я говорил, что смысла нет разговаривать без нее. Я сам ее ищу, приезжал к ней на адрес, звоню ей, но она поменяла номер. Ну она поваром или уборщицей на теплоходе работает. Не знаю, где она. Короче, человек куда-то делся.
Также Антипин подчеркнул, что могилу ветерана, наоборот, он облагородил и поставил теперь памятник намного лучше прежнего. А действия Игоря Дедова директор ритуальной фирмы назвал «корыстными».
— Честно вам сказать, здесь корыстные действия, потому что он полмиллиона денег просил. Ему надо дом строить, вот он и смуту наводил, — считает собеседник. — А сути-то он вам самой не сказал, потому что ему изначально было предложено восстановление могилы: просто рядышком сделали бы это всё, и было бы красиво, шикарно, и никто никому бы не мешал. Бесплатно это было ему предложено. Он не захотел, побежал в суд. Решение суда еще не вступило в законную силу — он уже побежал к судебным приставам. То есть для чего? Чтобы нас еще раз наказали, чтобы еще можно было получить человеку денежку с администрации, с ритуальщиков, с Каменских. Здесь смысл весь в деньгах, а не в том, что он там не может прийти попрощаться. Бабушка уже лежала [в земле] 36 лет. И за 36 лет, я вам честно скажу, если бы за могилой ухаживали или еще что-то делали, она бы не была в таком плачевном состоянии. А памятник был поставлен еще в 1985 году. Представляете? А после этапа минерализации, когда человек полностью разложился, мы можем тут хоронить хоть сверху, хоть справа, хоть слева.
Бросили вырытый гроб
Тело Долгих должны были достать из чужой могилы до 15 марта этого года, но срок ритуальщики нарушили и начали эксгумацию уже 30 марта под давлением приставов. Валентина рассказывает, что директор «Содействия» Антипин, увидев ее мужа, начала кричать, что работать при нем не будет.
— В итоге его рабочие бросили вырытый гроб погребенной женщины. Они просто оставили разрытую могилу, из которой виднелся гроб, — не скрывает эмоций собеседница.
К потревоженной могиле ритуальщики вернулись спустя некоторое время, когда ушел Игорь Дедов, и перезахоронили Долгих. Могилу ветерана восстановили, но, считает женщина, формально.
— Поставили там старый, облезлый памятник, видно, что в нем раньше была вставлена чья-то фотография, — рассказала собеседница. — Антипин воткнул этот старый памятник с дырками, и всё.
После эксгумации Галину Долгих перезахоронили на другом кладбище. Наталью Каменских, ее дочь, не видели ни на приговоре, ни на эксгумации, ни на повторных похоронах ее матери.