Криминал подробности В пермском отделе милиции мужчину избили до комы. Занялся расследованием только Европейский суд

В пермском отделе милиции мужчину избили до комы. Занялся расследованием только Европейский суд

В Перми в возбуждении уголовного дела ему отказали шесть раз

Алексей Пастухов впал в кому после избиения в милиции, тогда еще не переименованной в полицию

Европейский суд по правам человека признал пермяка Алексея Пастухова потерпевшим и присудил ему 45 тысяч евро компенсации за истязания в милиции. Эту сумму должны выплатить в течение трех месяцев. 6 февраля 2011 года Алексея Пастухова избили сотрудники ОВД Мотовилихинского района Перми. От полученных травм мужчина впал в кому, провел ночь в милиции без медицинской помощи, чудом выжил, но стал инвалидом первой группы.

1 октября этого года ЕСПЧ огласил решение по делу Пастухова против России. Жалобу пермяка в Европейском суде рассматривали пять лет. Семья пострадавшего подавала иск на сумму 500 тысяч евро.

Перепутал квартиру

Трагедия произошла в ночь с 5 на 6 февраля 2011 года в Перми. Бизнесмен Алексей Пастухов после успешной сделки допоздна засиделся с друзьями, уже во втором часу ночи возвращался к матери, но перепутал дом. Мужчина три раза позвонил в чужую квартиру. Сказал через двери: «Мама! Это я» — потом позвонил соседке, думая, что с матерью что-то случилось. Не знавшие Пастухова жильцы соседнего дома испугались и вызвали милицию.

— Мы из поселка Октябрьского только переехали, я сама в этом доме-гармошке подъезды путала. Все они похожие. Приехавший наряд милиции оглушил сына шокером на лестничной площадке, — рассказала 59.RU мать Алексея Елена Пастухова. — Сын выглядел прилично, в дорогой одежде, опрятный, сложно было принять его за маргинала. Из кармана милиционеры, со слов соседки, достали его паспорт. Его увезли в отделение. А потом я видела сына только в реанимации. Он был весь черный, гематомы были даже в паховой области, один глаз так сильно опух, что вышел из орбиты, он ничего не видел. Он получил страшные травмы: перелом свода черепа, закрытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга тяжелой степени, многочисленные гематомы. Что случилось в отделе милиции в ту ночь, мне до конца не известно. Видеокамеры не работали…

На этом фото Алексей до случившегося, на здоровье никогда не жаловался, развивал свой бизнес, с семьей переехал в Пермь из Октябрьского

По информации фонда «Общественный вердикт», из 4-го отдела милиции, куда Пастухова доставили ночью, в состоянии комы его увезла скорая. Дальше — пять часов в дороге, три больницы, срочная операция с трепанацией черепа, которая спасла Алексею жизнь. Врачи городской клинической больницы № 4 зафиксировали закрытую черепно-мозговую травму, а также ожоги на теле. Возможно, это были ожоги от сигарет, на запястьях — следы сдавливания наручниками.

13 часов лежал на полу без сознания

Елена Пастухова рассказывает: в отделение Алексея доставили в 5 часов утра, спустя четыре часа его обнаружили лежащим на полу два сотрудника милиции, но они не проверяли состояние задержанного и оставили его еще на шесть часов. В 15:00, обнаружив Алексея все в том же состоянии, милиционеры все же вызвали скорую помощь прямо в отделение. В карте вызова медики поставили запись «кома второй степени». Из этого состояния он вышел только через 11 дней. После избиения он остался инвалидом первой группы.

По версии милиционеров, задержанный был пьян и нарушал общественный порядок, за что его задержали. А травмы у Пастухова появились потому, что он «упал с лестницы с высоты собственного роста».

Алексей на балконе своей квартиры, говорит: «Здесь все подъезды похожи друг на друга»

Как сообщает фонд «Общественный вердикт», который представлял интересы семьи Пастухова, через восемь дней в возбуждении уголовного было отказано из-за отсутствия состава преступления. А за три следующих года — отказывали шесть раз. На седьмой раз дело всё же возбудили — по статьям «Причинение тяжкого вреда здоровью» и «Превышение должностных полномочий», но расследование не обнаружило виновных, и его прекратили. Виновные до сих пор не привлечены к ответственности.

45 тысяч евро

В 2014 году юристы фонда «Общественный вердикт»* подали в ЕСПЧ жалобу об истязании и жестоком обращении в милиции. Иск Алексея Пастухова в Европейском суде рассматривали пять лет.

Как сообщила адвокат пострадавшего, руководитель юридической практики по основным свободам фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова, ЕСПЧ признал, что в отношении Алексея Пастухова нарушили международную Конвенцию о защите прав и основных свобод. Пострадавший подвергался бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.

По мнению ЕСПЧ, неспособность властей провести медосмотр Пастухова и сразу зафиксировать его травмы привела к значительной задержке в оказании ему медпомощи и потере существенных доказательств, что могло пролить свет на все обстоятельства преступления. Суд установил, что отказы в возбуждении уголовного дела выносились в спешке. Один из отказов был сделан даже до окончания судебно-медицинской экспертизы. Первый осмотр камеры был проведен только через девять месяцев после событий, что привело к потере и уничтожению всех следов и доказательств. За это же время была уничтожена и видеозапись из камеры, где находился Пастухов. ЕСПЧ считает, что в расследовании были многочисленные недостатки, а «власти не предприняли разумных шагов для получения доказательств и не предприняли серьезной попытки выяснить, что произошло».

Теперь за Алексеем ухаживает его мать, мужчине, инвалиду первой группы, требуется дорогостоящее лечение

В результате ЕСПЧ постановил выплатить пермяку компенсацию в 20 тысяч евро за материальный ущерб и 25 тысяч евро за моральный вред.

Как сообщила член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Татьяна Марголина, расследование было неэффективным, свидетели меняли показания. Все это предмет для нового расследования, но время, конечно, упущено.

— Мне очень горько, с какой легкостью мы смотрим происходящее на экране во всем известном нам фильме «Ирония судьбы, или С легким паром», где герой путает свой дом и квартиру, но в реальной жизни этот сюжет обратился трагедией, — сказала Татьяна Марголина.

Сейчас Алексей Пастухов живет на пенсию в 19 тысяч рублей. Каждый месяц мужчина нуждается в дорогостоящем лечении.

— Он нуждается в постоянном уходе. Его нельзя надолго оставлять одного. Он имеет атрофированное зрение, не чувствует запахи, в голову вставлена металлическая пластина, он терял память. Каждое утро сын мне говорил: «А ты кто?» Это страшно слышать, — рассказала Елена Пастухова. — Я благодарю врачей, которые вытащили сына с того света. Сейчас его мучают сильные головные боли, нужны импортные лекарства от эпилепсии. Мы ставим уколы, один укол стоит 11 тысяч рублей. Если раньше такого укола хватало на 10 месяцев, он снимал боли, сейчас действие препарата сокращается. Этой весной длительность сократилась уже до двух месяцев, сейчас — до одного месяца. Приходится думать о назначении другого сильнодействующего препарата. У Алексея растет сын, но после случившегося семья разрушилась. Алексей пережил развод.

О решении ЕСПЧ на пресс-конференции рассказали мать Алексея, юристы и правозащитники: в кадре Елена пастухова (слева), юрист фонда «Общественный вердикт» Елена Першакова (в центре) и член Совета при Президенте РФ Татьяна Марголина (справа)

Ранее мы писали, что в ЕСПЧ обратился пермяк Никита Демин, который провел в СИЗО 14 месяцев, а потом суд его оправдал.

* Признан иноагентом

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем