Криминал проблема «Вам компенсация за лечение». Как пермяков грабят по телефону, и за что они отдают миллионы

«Вам компенсация за лечение». Как пермяков грабят по телефону, и за что они отдают миллионы

О преступлениях и проблемах с их раскрываемостью мы поговорили с пермским полицейским

Теперь телефонные мошенники перекупают базы данных

Ухищрения мобильных мошенников не знают границ. Обман с банковскими картами процветает. Почему и как утекают базы данных? Каковы признаки телефонного мошенничества? Почему люди верят в «компенсации от финансовых пирамид»? На все эти и многие другие вопросы отвечает в нашем обзоре начальник отдела по раскрытию мошенничеств управления уголовного розыска МВД Прикамья Роман Теплоухов.

Исповедь мошенника: «Я получаю 10 процентов с каждого»


Наш собеседник дает послушать реальный диалог по телефону. Позвонивший представляется сотрудником службы безопасности банка и уверенным голосом сообщает, что у мужчины прямо сейчас пытаются списать с его карты деньги. Далее «сотрудник службы безопасности» предлагает временно деактивировать личный онлайн-кабинет клиента. Но неожиданно клиент выводит позвонившего на чистую воду. В ответ мошенник ведет себя достаточно нагло и переходит на нецензурную лексику, доходчиво объясняя, как он работает с такими «идиотами». По сути, этот диалог есть исповедь мобильного мошенника:

— Понимаете, я уже знаю, что вы мошенник.

— Хорошо... И?

— Что «хорошо»? Что значит «и»? И наш разговор записывается и будет передан в полицию.

— Хорошо. И? Что будет далее?

— Не знаю. Полиция пусть разбирается.

— Ты думаешь, она разберется?

— Не знаю! Это не моя проблема.

— Извини, согласен. Извини. Я просто, понимаешь, знаешь, сколько я звоню людям… (нецензурная лексика. — Прим. авт.) за целый день? У меня голова кипит уже говорить одно и то же… (нецензурная лексика. — Прим. авт.).

— А зачем ты этим занимаешься?

— Кушать хочу… (нецензурная лексика. — Прим. авт.)!

— Ну нельзя найти какую-то нормальную работу, что ли?

— Работа должна приносить удовольствие. Я сижу в офисе и разговариваю просто с людьми.

— Ну подожди, тебе, по сути, приносит удовольствие разводить людей на деньги?

— Да. Это, знаешь, вроде бы искусство, понял?

— Не, не, это я понимаю. Ты же звонишь от организации. Просто ты же не себе в карман кладёшь деньги, правильно?

— Смотри, я, короче, получаю процент: 10% с каждой суммы. Допустим, вот я… (нецензурная лексика. — Прим. авт.) типа на 50 тысяч, понял… (нецензурная лексика. — Прим. авт.), я с них получаю 10%.

— Охренеть! И сколько ты так можешь настрелять?

— Короче, смотри: за неделю заработная плата у меня составляет от 150 до 200 баксов.

— 150–200 долларов в неделю?

— Угу.

— Ну это 800 долларов, это не очень много! Ты откуда, ты где живёшь, в каком районе?

— Я просто не в России, понял, поэтому… (нецензурная лексика. — Прим. авт.) для меня это нормально.

— А-а-а…

— Да, даже так, понял.

— Вот оно что… Не Россия даже… Блин, тебе можно только посочувствовать, что ты этим занимаешься.

— Спасибо.

— Найди себе лучше нормальную работу! Ну просто рано или поздно это всё равно закроется, согласись?

— Согласен, не будет вечная… (нецензурная лексика. — Прим. авт.).

— Вот тратить время на это, блин… Ну не знаю, не советую. Лучше построй карьеру или придумай какой-то свой нормальный бизнес.

— Хорошо, спасибо. И чтоб ты понял, Павел, тебе будут очень много раз звонить, потому что база находится в интернете. Я знаю, у тебя есть машина Audi A3.

— Ну пипец...

— Ну ты парень умный.

— Ну спасибо, спасибо, что предупредил. Попробую как-нибудь убрать это всё, что ли… Попрошу своих ребят посмотреть. Ну а так — тебе удачи, постарайся найти легальную работу, я тебе советую. Не трать на это время.

— Хорошо, спасибо, Павел Николаевич, я приму меры. Всего вам доброго, до свидания. Приятного времени.

— Давай.

СМС от осужденных


По словам нашего эксперта Романа Теплоухова, за последние 5–6 лет число телефонных преступлений не снижается. За девять месяцев этого года в полицию поступило около пяти тысяч обращений от потерпевших. На первом месте — хищения с банковских карт.

— Сама по себе банковская карта является невероятно надежным продуктом для хранения денег. Но! При наличии всего трех условий, — говорит собеседник 59.RU.

Во-первых, нельзя никому давать непосредственно саму карту. Ими сейчас повсеместно совершают бесконтактные покупки, пластик достаточно приложить к терминалу. Так что тому, у кого оказалась ваша карта, ничего не стоит ею воспользоваться. Да, одна покупка без ПИН-кода может быть до 1000 рублей, но в целом покупок может быть много. Второе — никому нельзя сообщать CVR-код из трех цифр, указанный на обратной стороне карты. Телефонные мошенники пытаются выудить именно этот код. Проблем с этим поможет избежать двухфакторная верификация — это третье правило.

— Я советую подключить на мобильном СМС-оповещения от банка. Это обеспечивает двухфакторную верификацию, — советует собеседник. — Когда вы вводите данные с лицевой и оборотной стороны карты, в том числе и этот CVR, к вам на телефон приходит код с подтверждающим паролем. И пока вы его не введете, операция не будет совершена. Поэтому, если свою банковскую карту я отдам вам, и вы попытаетесь ей расплатиться, у вас ничего не получится. Каждый раз на мой мобильный будет приходить уведомление с кодом, естественно, я не буду его вводить, поэтому карта для вас становится просто куском пластика, — рассказывает Роман Теплоухов.

По словам собеседника, раньше мошенники часто рассылали различные ссылки, внедряли вирусные коды в программы, и если человек их открывал или скачивал, он давал доступ к своему онлайн-банку. Но сейчас такие механизмы используются всё реже — в том году доля таких преступлений с использованием вредоносного программного обеспечения составила не более двух процентов.

— Но, если нам удалось победить вирусы, то социальную инженерию и человеческий фактор мы пока победить не можем, — признает Роман Теплоухов. — Мы не можем убедить граждан не передавать никому никакие пароли. Даже в СМС от банка приходит простое предупреждение — никогда не передавайте пароль. Любое хищение происходит после того, как человек называет кому-то пароли.

Сегодня преобладают мошенничества от имени «сотрудника банка», говорит полицейский. Интересно, что, вопреки расхожему мнению, только пять процентов звонящих находятся в стенах колонии. Они могут буквально вручную по порядку вводить номера телефонов, всем потенциальным жертвам отправляется одно и то же сообщение. Кто-то да клюнет.

— У них безлимитный пакет СМС. Тем более времени у них бесконечно много, вот и занимаются такой ерундой. Напасть эта пришла в том году, — рассказывает Роман Теплоухов.

При таких рассылках или звонках жертве сообщают, что у нее проблемы с банковской картой и необходимо срочно подойти к банкомату. Далее человеку диктуют, что делать, в частности, спокойно передают CVR-код. Мошенничество заключается в том, что преступники таким образом переподключают управление банковской картой.

Мошенникам сливают базы данных


В этом году мошенники пошли дальше. В их руки легко попадают базы данных. Как это происходит?

— Сейчас все персональные данные оцифровываются. Пришли вы в магазин косметики, вас уговорили оформить карту лояльности, в итоге покупатель добровольно записывает все свои персональные данные: номер телефона, имя, фамилию. Сотрудники вашу историю заносят в компьютер, — продолжает собеседник. — А теперь представьте: сколько клиентов у известного магазина косметики? Это огромная база данных. Чтобы она оказалась у преступников, много ума не надо. Кто-то из их же сотрудников, программистов, менеджеров берет флешку, скачивает базу и продает за 10 тысяч рублей. Это не всегда так, конечно, систему магазина могут взломать сторонние люди, использовав вредоносное программное обеспечение.

Таким образом база попадает мошенникам, после они начинают обзвон — чаще с номеров, начинающихся на 8800 или московских 8495 — для солидности. По словам нашего эксперта, эти номера покупаются очень просто. Как правило, обращаются по имени и отчеству, представляются сотрудниками безопасности банка. Потом сообщают, что прямо сейчас с карты клиента происходит списание денег. Далее сообщают часть номера карты — она тоже хранится в клиентской базе.

— Мошенники не смогут назвать целиком ваш номер карты, он в базе не хранится — в платежных реквизитах есть только последние цифры. Тем не менее когда к вам обращаются по имени-отчеству, называют цифры вашей карты, вы начинаете доверять, — говорит Роман Теплоухов. — Тем более в этот момент, когда вам сообщают, что с карты идет кража, вы испуганы, а вам говорят, что действовать нужно быстро. Такая схема появилась в этом году. Эти преступления в основном совершаются из-за пределов страны. По каналам связи мы видим, откуда происходят эти хищения. К сожалению, пока должного взаимодействия с этими странами у нас нет.

С начала 2019 года из двух тысяч мобильных преступлений 760 краж совершили из-за пределов России.

Банк сам блокирует карту


Когда банки видят, что с карты клиента осуществляются платежи, которые он ранее никогда не совершал, например, масса переводов на другие банковские карты, за границу, на покупки — система блокирует карту, даже если ее владелец подтверждает всё паролями.

— Система банка видит, что для клиента эти манипуляции не свойственны, и блокирует, — объясняет Роман Теплоухов. — Блокировка случится не сразу, но спустя короткое время. Вас отрежут — и всё. Потом придет техническое СМС от вашего банка, в котором вас попросят связаться с банком, в СМС укажут номер службы поддержки банка. Даже если вы позвоните по номеру, вас всё равно попросят прийти лично в отделение банка и объяснить, что происходит с вашей картой, осознанно ли вы делаете эти операции. Понимаете, профиль клиента формируется не только в банке, но и во всех базах. Например, что клиент — женщина определенного возраста, делает конкретные покупки, снимает определенную сумму наличкой. Работают маркетологи — всё формируется в определенный пазл. В каждом банке масса таких профилей.

Если человеку позвонил неизвестный, полиция рекомендует звонить на горячую линию банка, которая указана на оборотной стороне карты. Если клиент оперативно сообщит о случившемся, так же быстро банк отреагирует на ситуацию и попытается заблокировать сомнительные операции.

В этом году банки могут блокировать операции на срок до двух суток до выяснения причин.

— Противников этого закона было достаточно. Хотя закон на стороне клиента, если он не занимается обналичкой и теневыми операциями, — говорит оперативник. — Если произошло подозрительное списание денег с карты, банк в течение двух суток может откатить назад эту операцию. Пока деньги не обналичены, перевод можно отменить. Если в прошлом году мошенники просто занимались рассылкой, в этом году они скупили множество баз данных. Действуют адресно, нахально, они разыгрывают целые истории и легко могут ввести людей в ступор.

По информации краевой полиции, в Прикамье на 760 мобильных преступлений использовалось 89 уникальных абонентских номеров телефонов. С одного такого номера совершали до 50 преступлений. С каждого номера всего за сутки совершают до 11 тысяч звонков на абонентские номера всей страны.

— Мы видим, что звонки идут хаотично, поступают из кол-центра, в котором могут работать 30–50 человек, и роли между ними четко распределены, — продолжает Роман Теплоухов. — Первый человек делает звонок, представляясь сотрудником безопасности банка, потом якобы «переводит» клиента на второго сотрудника банка, допустим, «старшего менеджера», который сидит в полуметре от него в одном кабинете. Первый уже разводит других. Мы слушаем все эти аудиозаписи звонков, там сидят не очень образованные люди, не умеющие грамотно говорить. Но им всё равно верят.

Такие кол-центры вскрывают каждую неделю, но открываются новые. Технически подобную контору можно разместить где угодно, достаточно наличие интернета. Недавно такой «офис» задержали в Челябинске. В основном кол-центры размещают в Москве и Петербурге, где проще нанять людей на такую «работу».

Как бороться с телефонными мошенниками, рассказал начальник отдела по раскрытию мошенничеств управления уголовного розыска МВД Прикамья Роман Теплоухов

Мошенники и «компенсации»: «такое количество потерпевших говорит об алчности людей»


Другой вид мошенничества — «компенсации» за ранее купленные медикаменты, БАДы лечебные аппараты и так далее. У фирмы за годы сформировалась база данных клиентов. Эта база утекла на сторону.

Схема такого обмана проста. Мошенник обзванивает клиентов этой базы. Они уже знают, когда клиент сделал эту покупку, знают его персональные данные, а далее начинается игра «клюнет — не клюнет». Человеку сообщают, что фирма была уличена в торговле фальсификатом, а ему как пострадавшему положена денежная выплата. Ссылаются мошенники на решение Генпрокуратуры и Следственного комитета.

— Всё это кажется весомым аргументом. У жертвы при слове «компенсация» горят глаза, — говорит Теплоухов. — Далее клиента просят написать заявление... на имя генерального прокурора РФ, но чтобы получить компенсацию, надо стать потерпевшим по уголовному делу. Более того, это «заявление» счастливый клиент пишет под диктовку. Причем размер компенсации называют огромный, вплоть до миллионов. То есть вы купили мазь за 300 копеек, а вам положена компенсация в миллион рублей. И люди пишут заявления. Даже мои соседи поверили в эту байку.

Такие мошенники представляются сотрудниками Центробанка России, следователями прокуратуры. И ведь написанные заявления на самом деле доходят до Генпрокуратуры. Но еще во время первого разговора, пока заявление еще не направлено, мошенники сообщают, что потерпевшему назначен адвокат, который сейчас свяжется с жертвой. Он в свою очередь говорит о том, что для получения компенсации необходимо заплатить 13 процентов подоходного налога государству.

— Деньги просят внести на непонятные банковские карты. Потом снова звонят, сообщают, что якобы состоялся суд, а потерпевшему теперь удвоили или утроили размер компенсации. Но снова надо перечислять 13 процентов, — рассказывает Роман Теплоухов.

В Прикамье самый крупный ущерб от схемы с компенсацией составил 21 миллион рублей. Желая получить компенсацию, пермяк два месяца переводил деньги. То есть ему обещали компенсацию более 100 миллионов рублей. А ущербов до миллиона рублей — десятки.

— Эти преступления выделяются ущербами, — говорит Роман Телпоухов. — Это показывает уровень алчности людей. Когда человеку сулят некие баснословные суммы, начинают происходить чудеса: люди верят. Поэтому, когда вам звонят неизвестные и обещают выплаты от государства, идите сразу в отдел полиции. Бесплатный сыр только в мышеловке.

Самая большая сложность этих преступлений заключается в их латентности. Пока заявление человека идет генпрокурору Чайке, пока в ведомстве разберутся в ситуации, может пройти месяц, далее человек получит ответ Генпрокуратуры, что такого уголовного дела нет. Прокуратура дает сигнал полиции. Но даже при обращении к потерпевшему, говорит Теплоухов, последний не считает себя жертвой обмана — в это время он ждет «компенсацию» и даже общается со «следователем». Человек не верит в мошенничество до последнего, а сотрудники полиции «мешают ему получить выплату».

Та же самая история с базами бирж или финансовых пирамид. Они тоже утекают мошенникам. Пострадавшим начинаются звонки, мошенники говорят, что им положены страховые выплаты. Далее мошенники просят скачать на телефон программу записи голоса, чтобы подтвердить действия и отчитаться за операцию. На самом деле программа позволяет дистанционно управлять устройством. После мошенник просит код, вводит его в программу и получает удаленный доступ к компьютеру пользователя или его телефону.

Звонок и сброс — непорядочность оператора?


В последнее время пермяки жалуются на то, что на их телефон звонят с неизвестных номеров, но сброс происходит практически после первого гудка. Что это? Наш собеседник называет эту схему «эхом» от мобильного оператора.

— Я тоже с этим столкнулся. Ко мне идет звонок, и я вижу, что это стандартный номер телефона. Бывает и так, что звонит номер, который находится в моей телефонной базе. Я не успеваю взять трубку, спустя пару минут снова раздается звонок этого абонента, тоже короткий, — говорит собеседник. — Я понял, что это делает сам мобильный оператор, это так называемое «эхо». Мой сослуживец оставил свой телефон, но мне прямо в его присутствии от него шел вызов. Начинаем разбираться. В его телефоне второго исходящего нет. А дело в том, что мой оператор сотовой связи вынуждает меня сделать звонок, потратить трафик и заплатить за исходящий вызов. Сам оператор не подтверждает наличие такой проблемы. Мне говорят, что я должен заменить сим-карту.

Покупки в интернете и статуэтки баранов


Сейчас множатся сайты, где продают технику, вещи, гаджеты. Цены там гораздо ниже рыночных. В полицию приходят пострадавшие, которые покупали на таких сайтах айфоны за три тысячи. При этом посылку отправляют только при полной оплате. Другой вариант — оплата наложенным платежом на почте. В обоих случаях покупатель не видит содержимое своей покупки до оплаты.

— Довольный покупатель бежит на почту, ведь айфон свалился с небес за копейки, — рассказывает Роман Теплоухов. — Ему показывают запечатанную коробку. Что внутри — неизвестно. Посылку вам дадут вскрыть только после оплаты.

По словам собеседника, в таких посылках были самые неожиданные сюрпризы — от песка до старых сломанных телефонов. В этом случае фантазия мошенников безгранична. Были очень креативные аферисты: в посылки они клали статуэтки баранов.

Оперативник показывает пестрые сайты интернет-магазинов. К потенциальному покупателю они лезут в виде контекстной рекламы. У одного мошенника может быть в разработке до 50 сайтов.

Самый распространенный обман, когда мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка

Когда заявка на кредит уходит не в банк


Еще одна проблема — сайты-агрегаторы, на которых можно оставить заявку на кредит.

— Якобы с этого сайта-агрегатора заявка идет сразу во все банки, и клиенту перезвонят, — говорит Роман Теплоухов. — Но, по сути, это сайты-ловушки. Человеку звонят, представляются менеджерами банков, говорят, что его кредит одобрили. А сейчас ему надо оплатить страховку, потом — процент за инкассацию. Есть случай, когда человек хотел взять кредит в 20 тысяч рублей, а заплатил 70 тысяч рублей. Где логика у людей? Есть честные агрегаторы. Это сайты известные, проверенные, на них всегда огромное количество отзывов. Сайты-ловушки в поисковике всегда выходят на 6–7 позиции. Это уже сигнал подумать.

Мошенники даже нанимают сотрудника, который принимает первичные заявки, могут даже снять маленький офис. Этот сотрудник может и не понимать, что участвует в преступной схеме. Он на месте формирует поступившие заявки и пересылает в лжебанк.

Как продают аккаунты во «ВКонтакте»


В конце оперативник рассказал, как угоняют аккаунты соцсетей, с которых действуют мошенники.

— Никто не сидит и персонально не взламывает вашу страничку. Всё намного проще. Вы один раз ввели на компьютере пароли от соцсетей, эти данные сохранил браузер. По Сети гуляет много так называемых «троянов» и «червей». Когда ваш антивирусник находит их, с вашего компьютера уже сворованы файлы автозаполнения, а вы думаете, что всё в порядке, — рассказывает эксперт. — Но «троян» уже выгреб все ваши логины и пароли и отправил их хакерам. Они могут получать тысячи таких данных. А потом продают тысячи угнанных аккаунтов.

Оперативник показывает сайт, где вывешен прайс-лист, там запросто можно купить аккаунты администраторов популярных групп. Сейчас выставлен на продажу аккаунт женщины, у нее до тысячи друзей, возраст 18+, статус активный. Стоимость — 63 рубля. При покупке приходит логин и пароль. Аккаунты любят выкупать школьники. Сэкономил на одном школьном обеде — и вот в пользовании страница реального человека. Или аккаунт мужчины, у него 3,6 тысячи друзей — стоимость гораздо выше — 800 рублей. Оперативник советует менять пароли от соцсетей раз в три месяца. Это хорошая привычка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем