Город Культура Архитектурные сокровища Перми. Величие сталинского ампира в самом центре города

Архитектурные сокровища Перми. Величие сталинского ампира в самом центре города

Рассказываем о ДК имени Солдатова.

ДК Солдатова в анфас

В огромном Дворце культуры имени Солдатова жизнь кипит даже в середине рабочего дня: здесь учатся балету и тренируются воспитанники «Амкара», репетируют и готовятся к вечерним концертам. Однако об истории одного из самых масштабных, вычурных и красивых зданий Перми знают немногие. О ДК Солдатова — в новом выпуске «Архитектурных сокровищ Перми».

К 1937 году необходимость заменить здание заводского клуба «Пермского моторного завода №19 имени Сталина» (сейчас предприятие называется «Пермские моторы») уже давно назрело. Старое деревянное здание к тому моменту морально устарело и не вмещало всех желающих.

Вершиной грандиозных планов должно было стать торжественное открытие в ноябре 1942 года, как раз к 25-летней годовщине революции. За образец для подражания взяли сцену Большого театра, выписали из Ленинграда архитектора Иосифа Александровича Меерзона, а стоимость проекта составила приличные по тем временам 10 миллионов рублей.

Летчик и дорические колонны
Инженер и скрипачка

— На проспекте имени Сталина в 1940 году развернулось строительство красивейшего в городе здания — дворца культуры, — напишет газета «Сталинец». — Война с фашистской Германией помешала закончить его в предусмотренные сроки...

Начавшаяся стройка была заморожена, а в уже построенных помещениях разместись овощехранилища. Ушедший в ополчение архитектор Меерзон погиб в первый год войны. Недостроенное здание обветшало. В стенах появились трещины, выветривались кирпичи, кладка пришла в негодность.

В 1947 году о состоянии дворца доложили новому директору молотовского моторостроительного завода Анатолию Григорьевичу Солдатову. Получивший генеральский чин Солдатов загорелся этим проектом, раздобыл сохранившийся за войну план строительства и бросил на новый фронт все силы, хотя в первые послевоенные годы было совсем не до того. Солдатов шутил, что вместо отпущенных на благоустройство 150 тысяч рублей в 1948 году было потрачено четыре с половиной миллиона, но ничего страшного — все живы-здоровы.

Жизнь на сцене театрального зала не замирает ни на секунду
Зал вмещает 1100 человек
Панно с советскими юношами и девушками в национальных костюмах

К строительству подключились многие работники завода, строители треста №14, пермские художники и скульпторы. Солдатов лично купил на приехавшей из Москвы в Молотов выставке картины, чтобы украсить дворцовые скверы и холлы.

Помогали строить дворец и пленные немцы, занимавшиеся тогда благоустройством всего проспекта Сталина (Комсомольского проспекта — прим. ред.) и проживавшие в том числе и в здании самого дворца. По одной из легенд, заключенные даже устроили бунт, убив и замуровав в стене особо жестокого надсмотрщика.

Даже процесс приемки дворца шел два долгих года. Его торжественно открыли летом 1952 — спустя десять лет после первоначально планируемой даты.

Величественный сталинский ампир торжествовал в самом центре города, уходя ввысь монументальными и лаконичными дорическими колоннами. Верхушку дворца венчали статуи инженера и скрипачки, а у входа стояли летчики — завод создавал моторы для советской авиации.

В малом зале располагался кинозал
Потолок в малом зале

За массивными дверями посетителей встречали мраморные лестницы и блестящие хрустальные люстры, портреты Сталина и моральный кодекс строителя коммунизма. Накладка вышла с бархатом. Красный — не достать. Пришлось закупить белый и серый и покрасить.

Так, Пермский моторный завод № 19 имени Сталина открыл Дворец культуры и техники имени Сталина на проспекте Сталина.

Солдатов был убежден, что город должен быть красивым. Однако не все понимали необходимость изысков и излишеств солдатовского дворца и разбитых вокруг газонов, когда обычные люди жили в разваливающихся бараках. Заинтересовалось такими тратами и высшее советское руководство. За огромные траты бюджетных средств на дворец Солдатов сначала получил несколько выговоров, а затем и вовсе был едва не снят с должности. Его вызвал к себе курировавший тогда тяжелую промышленность Берия.

Спас Солдатова пермский фотограф Матвей Кузнецов. Он сделал фотоальбом интерьеров и экстерьеров дворца. С этим альбомом Солдатов и поехал в Москву. Полистав альбом, Берия дело закрыл.

Такие кулуары окружают театральный зал на каждом этаже

— Литые бронзовые капители, лепные украшения карнизов и потолка, масса света, воздуха — все это будет располагать посетителей к культурному отдыху во дворце. В фойе, отделанном также мрамором, бронзовым литьем, лепными украшениями, инкрустированным паркетным полом, предрасположение к отдыху еще более усилится, — восхищалась газета «Сталинец» почти 70 лет назад.

Многие помещения сохранились в почти первозданном виде. Исчезла только большая часть советской атрибутики, а от Сталина осталось только определение в названии архитектурного стиля.

Центральное фойе сейчас украшено к Новому году
Потолок в центральном фойе

Главный зал, называемый театральным, остается крупнейшим в Перми и вмещает больше тысячи мест. Он сделан по системе итальянского театра с балконами, амфитеатром и партером. Зал аналогичен такому же в Большом театре — только сцена и закулисье поменьше. Потолок украшен круглым панно с изображениями советских юношей и девушек в национальных костюмах.

Еще один зал — малый — когда-то был кинотеатром. Через пару лет после открытия в дворце культуры появился первый в городе телецентр. Установленной рядом вышки хватало лишь на близлежащие дома, заселенные в основном работниками завода. Зато они могли смотреть транслируемые три раза в неделю передачи.

Во дворце бесчисленное количество помещений для самых разных занятий

Через центральное фойе прошло множество пермских пар. Партийные собрания и символику в нем сменили церемонии для новобрачных.

Сам же дворец сменял свои названия несколько раз: после смерти Сталина он стал Дворцом имени Свердлова, а затем — в 2005 году — назвался по имени человека, без которого вряд ли бы сейчас существовал, Анатолия Солдатова.

С высоты птичьего полета дворец выглядит еще более монументально

Напомним, в прошлом выпуске «Архитектурных сокровищ Перми» мы рассказывали о призраках Дома Смышляева.

Следите за новостями и live-трансляциями с места событий в нашей группе во «ВКонтакте».
Фото: Тимофей Калмаков
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем