23 апреля вторник
СЕЙЧАС +6°С
  • 10 апреля 2019

    Быстрый доступ к комментариям в мобильной версии

    Теперь в мобильной версии пользоваться сервисом комментирования стало еще удобнее — кнопка доступа к комментариям «закреплена» внизу экрана. На ней вы можете видеть количество уже оставленных комментариев, а нажав на нее — перейти к ним и оставить свой.

    26 марта 2019

    Теперь фото с 59.RU можно запостить в соцсети

    И сделать это в два клика — открыв фотографию и нажав на кнопку с логотипом соответствующей соцсети в правом нижнем углу. Два клика — и фото у вас на странице. 

    Сейчас опция доступна в десктопной версии, в скором времени она будет работать и в мобильной.

    22 марта 2019

    59.RU стали самым цитируемым СМИ края за 2018 год

    Агентство «Медиалогия» опубликовало рейтинг цитируемости СМИ Пермского края за 2018 год. В нем 59.RU занял первую строчку. Это значит, что в 2018 году наши материалы СМИ цитировали чаще других. Мы благодарим наших коллег за доверие и обещаем и дальше добывать эксклюзивную и интересную информацию.

    Подробнее
    Еще

Мастерские пермских художников: рассказываем о пермском скульпторе, выставляющемся в Париже

Об Альфизе Сабирове — в нашем материале.

Поделиться

Альфиз Сабиров и начало новой скульптуры

В 20 лет Альфиз Сабиров учился на преподавателя ИЗО и черчения и даже не мечтал о том, что когда-нибудь будет скульптором. Сейчас ему 32, и его работы выставляются в галереях Москвы, Парижа, Гренобля, Риги и других городов.

В новую мастерскую Альфиз переехал недавно. Она расположилась на первом этаже обычной пятиэтажки, и снаружи ничто не выдает, что внутри творится искусство.

Большая часть работ Сабирова не похожа на классические скульптуры. В них очень много национальных, космических, первобытных мотивов и образов.

Скульптуры Сабирова не похожи на классические работы

Фото: Тимофей Калмаков

Этот бык держит на себе шар

Фото: Тимофей Калмаков

«Небесный пес. В ожидании полета» — последняя работа Альфиза

Фото: Тимофей Калмаков

Бронзовый «Аю бала» (слева) сейчас выставлен в одном из пермских банков

Фото: Тимофей Калмаков

— Точного определения у моего стиля пока нет, я сам нахожусь в поисках этого названия, — признается Альфиз. — Наиболее интересный вариант — «Новый артефакт». Он основан на древних артефактах — тех вещах, которые нашли на раскопках, вещах, которые когда-то были предметами ритуалов и дошли до нас уже искусством в виде осколков или фрагментов. Структурные элементы легенд и мифов я рассматриваю как состояние жизни. Как часть чего-то большего.

Скульптор родился в маленьком прикамском селе Ишимово. Как и многие дети, рисовал, занимался графикой, создавал небольшие поделки. Творческих кружков там, конечно, было не слишком много, но занимать себя чем-то хотелось.

— Уже потом я приехал в Пермь, поступил в училище на преподавателя ИЗО и черчения. Вокруг меня возникла абсолютно новая среда. К концу учебы сначала было желание уехать обратно в свою деревню и стать преподавателем. Но — спасибо моим учителям — они помогли мне с дальнейшим определением, — рассказывает Альфиз. — Только тогда я узнал про Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова . Когда поступал туда, я был в почти в бессознательном состоянии. Не понимал, что я буду там делать.

Не самый обычный набор инструментов

Фото: Тимофей Калмаков

Стоматологические инструменты подходят для работы по пластилину

Фото: Тимофей Калмаков

От заготовок прошлых работ остаются такие «части тела»

Фото: Тимофей Калмаков

Именно в академии Альфиз сделал свою первую скульптуру. Целые дни он проводил в мастерских, работая с металлом и даже пропуская другие занятия.

— Тогда я полюбил металл, — признается художник. — Особенно близок мне стал процесс обработки и отливки бронзы. Начиная от запаха металла и заканчивая каждым элементом работы. Перенимал умения и навыки у мастеров из академии.

Для создания каждой скульптуры существует целый алгоритм трудоемких и затратных по времени работ.

— Первое — это образ. На его основе рисуем эскиз, — терпеливо объясняет Альфиз. — Дальше лепим модель в пластилине или глине. Формуем ее в гипсе. Отливаем восковую модель. Устанавливаем восковую литниковую систему (система каналов в форме, через которые жидкий расплавленный металл подаётся в полость литьевой формы. — Прим. ред.). Всё это формуем гипсо-песчаной смесью. Ставим заготовку в печь на определённую температуру. Нагретый воск вытекает, а в освободившееся пространство заливается расплавленный металл. Когда металл схватывается, разбиваем гипсовую форму. Берем в руки инструменты и обрабатываем скульптуру.

Модель в пластилине

Фото: Тимофей Калмаков

Две прорезиненные половинки гипсовой формы

Фото: Тимофей Калмаков

Элементы становления скульптуры «Аю бала» (с тюркского «аю» — медведь, «бала» — дитя)

В эти отверстия заливается расплавленный металл

Фото: Тимофей Калмаков

Альфиз указывает на те самые литниковые каналы, которые впоследствии будут отпилены

Фото: Тимофей Калмаков

В 2014 году Альфиз вышел на международный уровень. Его работами заинтересовалась французская ассоциация «Уральп», ведущая лучших уральских художников. Через полтора года открылась выставка Сабирова в Гренобле, а еще через некоторое время — в Париже. Скульптуры пермяка находятся в частных коллекциях по всей России, а также в Нью-Йорке, Париже, Риге, Лондоне и Токио.

— Самое интересное в работе художника — перевести огромный объем информации, может, даже сложной или неясной, во что-то простое. Чтобы зритель пришел на выставку, и ему все стало ясно, — делится своим пониманием задач искусства Альфиз. — А мысль, скрытая в скульптуре, будет ясна, если образ раскрывается все больше и больше с каждым днем. Как это происходит в обычной жизни. Самое важное в любом произведении искусства — неважно, в скульптуре, картине или графике — показать весь спектр жизни в чем-то простом.

Сейчас Альфиз готовится к новой европейской выставке

Фото: Тимофей Калмаков

При этом, уже являясь успешным скульптором, Сабиров видит большую проблему в недооценке творческого труда в России.

— У нас в стране очень сложно продавать творческий труд. Сейчас он все еще не ценится, — считает он. — Все думают: «Кто такие эти художники? Сидят у себя в мастерской, непонятно чем занимаются». Скажем, есть достойная работа. Ее продают условно за 100 рублей. А потенциальный покупатель говорит: «Давай я у тебя ее за десять рублей возьму. Ты же художник. Руки есть, возьмешь кисточку, еще что-нибудь нарисуешь». Это неправильное явление, но оно у нас укоренилось. Человек смотрит на скульптуру и не понимает, сколько труда было в нее вложено.

На заднем плане лишь малая часть инструментов, необходимых для создания скульптуры

Фото: Тимофей Калмаков

Сейчас Альфиз Сабиров работает над скульптурами для новой выставки. Она пройдет в Европе, но страна пока остается секретом.

В прошлом выпуске серии «Мастерские пермских художников» мы рассказывали о заводском живописце Вячеславе Петряеве.

Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook, чтобы не пропустить самые важные события Перми и края.