12 ноября вторник
СЕЙЧАС -1°С

Как управляли змеёй? Был ли слон настоящий? И еще семь вопросов о «Баядерке» в Пермском оперном

Драгоценные камни, солнечные часы и 40 индийцев — и все это о премьере нового балета

Поделиться

В основе сюжета спектакля — история любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора

В основе сюжета спектакля — история любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора

Новый балет «Баядерка» (12+) на сцене Пермского театра оперы и балета удивил зрителей масштабностью постановки — фантастические декорации, гуляющий по сцене слон и «живая» змея, сорок настоящих индийцев, семьдесят виртуозных танцовщиков и десять учащихся хореографического училища. В главных ролях на сцене Пермского театра оперы и балета в день премьеры — прима-балерина Лондонского королевского балета Наталья Осипова, премьер Большого театра Владислав Лантратов и народная артистка России Мария Александрова.

В ожидании выхода

В ожидании выхода

В основе сюжета спектакля — история любви храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора, обернувшаяся трагедией из-за ревности Великого брамина и дочери раджи Гамзатти.

Мы заглянули за кулисы и узнали, как создавали декорации и костюмы. А еще мы задали театру вопросы, которые возникали у зрителей во время просмотра премьерных спектаклей.

Блеск, шик, парча — из чего сшиты костюмы?

Действие спектакля разворачивается в Индии. Поэтому часть тканей привезли из самой Индии.

— Для костюмов мы использовали настоящие сари, которые купили в Индии в большом количестве, — рассказала 59.ru художник по костюмам спектакля Татьяна Ногинова. — Их разбирали либо на тесьму, либо шили полностью костюм. Но использовали не только шитье и аппликации. Часть костюмов художники раскрашивали вручную акрилом.

В спектакле — много ярких костюмов

В спектакле — много ярких костюмов

По словам художницы, чем проще выглядит костюм на сцене, тем сложнее его сделать.

В декоре части костюмов можно увидеть маленькие свинцовые зеркальца.

— Индийцы используют их у себя на родине для определенных ритуалов. У нас в костюмах это не настоящие зеркала, а пластик, — объяснила художница.

В роли баядерки — прима-балерина Лондонского королевского балета Наталья Осипова

В роли баядерки — прима-балерина Лондонского королевского балета Наталья Осипова

Всего для балета было сшито более 100 костюмов. Над ними работали не только портные, но и бутафоры. Металлические украшения на костюмах были сделаны с помощью слесарных техник, буквально выдавлены из металлических пластинок. Объемные детали сделаны из пены. В одном костюме художники могли собрать детали разных металлических фактур и «выровнять» их по цвету краской.

Сколько работало художников?

Для масштабного спектакля требуется множество рук, невероятная усидчивость, профессионализм и талант. Над «Баядеркой» работали бутафоры, костюмеры, шляпники, портные, закройщики, башмачники и даже цветочники, которые, по словам сотрудников театра, знают миллион вариантов изготовления цветов.

За кажущейся легкостью и виртуозностью движений — большой труд

За кажущейся легкостью и виртуозностью движений — большой труд

— Над созданием «Баядерки» работал весь театр, по шесть портных и два закройщика в двух цехах, одна шляпница, мастера из ТЮЗа, — говорит Татьяна Ногинова. — К нам даже приехала подмога из Петербурга, в обувном цехе трудились мастер и рабочие. Также нам помогали четыре бутафора в художественной мастерской на Саранской и костюмеры, которые обычно одевают артистов. Они вышивали и работали над жемчугом и камнями. Также нам помогали студенты колледжа.

Перед выходом каждый артист обязательно разминается

Перед выходом каждый артист обязательно разминается

На артистах рубины и изумруды. Но ведь это дорого?

Костюмы почти на всех артистах украшены рубинами, изумрудами и монистами. Но все они искусственные, хотя и выглядят как настоящие, поэтому недорогие. Они точно имитируют натуральные рубины, бриллианты и изумруды и почти все привезены из Индии.

Камни, которые используют в украшении головных уборов, — искусственные. Многие привезены из Индии, где происходит действие

Камни, которые используют в украшении головных уборов, — искусственные. Многие привезены из Индии, где происходит действие

— Костюм индианки увешан монистами, — объясняет Татьяна Ногинова. — Но как танцевать, когда на тебе 12-килограммовый серебряный пояс? И мы имитируем — тесемками, жемчугом, полыми пупочками.

В костюмы индийцев должно быть включено много объемных металлических украшений, напоминающих литые шарики. Но их сделали из поролона и обтянули блестящим трикотажем.

— Артист может упасть на сцене, — объясняет художник. — Если  это будут настоящие металлические шарики, то при падении артисту будет очень больно. Поэтому для танца мы везде делаем мягкие украшения.

Многие ткани художники расписывали и вышивали вручную, а также делали аппликации.

Почему артистам шляпку «прибивают гвоздями»?

Для артистов балета было сделано огромное количество головных уборов и украшений.

Каждая шапочка — почти ювелирная работа 

Каждая шапочка — почти ювелирная работа 

У каждого из артистов в этом балете — головной убор. Вид на сцену из-за кулис 

У каждого из артистов в этом балете — головной убор. Вид на сцену из-за кулис 

— Чтобы во время вращений и прыжков шляпа или головной убор не улетели с головы артиста, мы закрепляем их шпильками. Иногда настолько крепко, что у нас есть шуточное выражение — «прибить гвоздями». Некоторые балерины даже предпочитают приклеивать украшение к коже, чтобы это было надежней.

Достойно витрин музея

Достойно витрин музея

На сцене появляется золотой божок. А как его красили?

Из баллончика, но специальной сценической краской. Для грима божка использовали золотую краску нескольких оттенков.

Золотой божок. Да, тот самый. Интересно, сколько на него ушло баллончиков краски?

Золотой божок. Да, тот самый. Интересно, сколько на него ушло баллончиков краски?

— Краска щадящая для кожи, создана на основе глицерина и легко смывается в обычном душе, — рассказал руководитель гримерного цеха Сергей Мухин.

Интересно, что в «Баядерке» перед гримерами стояла сложная задача быстро изменить тон кожи. Артистки, играющие роль баядерок, сначала выходили на сцену темнокожими. В антракте гримеры должны были быстро смыть темный тон и придать коже бледный оттенок.

А индийцы на сцене настоящие?

В спектакле участвуют 70 артистов труппы, 10 учащихся училища и 40 студентов из Индии.

Ребята — студенты Пермской медицинской академии. Все они — из разных штатов Индии

Ребята — студенты Пермской медицинской академии. Все они — из разных штатов Индии

В антракте

В антракте

— Так как действие спектакля происходит в Индии, Алексей Григорьевич (балетмейстер-постановщик «Баядерки» Алексей Мирошниченко. — Прим. авт.) решил пригласить участвовать в нем самих индийцев, — рассказал артист балета Дмитрий Звягин — В Пермской медицинской академии учатся студенты из Индии. На кастинг пришло больше семидесяти студентов. Из них отобрали всего сорок человек. Главный принцип отбора — внешняя колоритность. В роли мальчиков с опахалами нужны были высокие молодые люди, а для роли воинов с пиками — среднего роста. Ребятам не нужно было осваивать азы балета, у них игровые роли, они просто передвигаются по сцене.

Несмотря на то что юноши мечтают стать профессиональными хирургами, заниматься творчеством в театре им очень нравится 

Несмотря на то что юноши мечтают стать профессиональными хирургами, заниматься творчеством в театре им очень нравится 

— Я хочу стать нейрохирургом, — рассказал 59.ru один из студентов. — Многие из нас мечтают получить медицинскую профессию и вернуться на родину. Когда нас пригласили в балет, мы были очень счастливы. Балет нам очень нравится.

Некоторые из студентов неплохо знают русский язык, многие понимают пермяков через приложение-переводчик, которое установлено на их телефоны

Некоторые из студентов неплохо знают русский язык, многие понимают пермяков через приложение-переводчик, которое установлено на их телефоны

Что, и животные на сцене?

В ходе спектакля на сцене появляется огромный слон, а из корзины вылезает змея. Зрители были шокированы — как удалось вывести животных на сцену? Но и слон, и змея в балете ненастоящие. Над их созданием работали специалисты.

Слон — как настоящий

Слон — как настоящий

Воины

Воины

— Голову слона создали на 3D-принтере, — объясняет художник-постановщик спектакля Альона Пикалова. — Огромная копия повторяет все анатомические особенности головы настоящего слона и фактуру шкуры.

Змея, ужалившая по сюжету баядерку Никию, является роботом. Над ее созданием работали робототехники.

А вот и змея-киборг

А вот и змея-киборг

— По сути это киборг, — продолжает рассказ Альона Пикалова. — Внешняя оболочка напоминает реальную кобру, а внутри это радиоуправляемый робот. Сверху ее покрасили светоотражающей краской, чтобы она естественно выглядела.

«Дремлет» перед выходом 

«Дремлет» перед выходом 

Змеей в спектакле управляет дирижер. В начале соответствующей музыкальной фразы он дает условный знак помощнику режиссера, который, в свою очередь, дает команду на пульт, с которого змея приводится в движение. Змея вылезает из корзинки, и в конце музыкальной фразы дирижер дает знак о завершении ее выхода.

Неужели одна из декораций — копия обсерватории в Джайпуре?

Декорации воссоздают внешний вид обсерватории в Джайпуре

Декорации воссоздают внешний вид обсерватории в Джайпуре

И это так. В начале спектакля сценический задник повторяет реальную обсерваторию в Джайпуре, построенную в 1730 году. По сути, это солнечные часы, причем самые большие в мире.

Перед художниками стояла задача визуально увеличить сцену и создать иллюзию большего пространства.

Танец перед воротами

Танец перед воротами

— Перед нами стояла задача зрительно расширить пространство, используя условную театральную перспективу, — рассказывает художник-постановщик спектакля Альона Пикалова. — По сюжету действие происходит в храме, но мы решили использовать интерьер не храма, а обсерваторию — храм науки. В некоторых театрах, где позволяют размеры сцены, выстраивается три пандусных слоя для выхода Теней (знаменитый танец, с которого начинается третий акт «Баядерки», исполняемый кордебалетом. — Прим. авт.). У нас такой возможности не было, поэтому наш условный третий ряд продолжился архитектурой обсерватории. Диагональные линии из плоского рисованного задника переходят в объемные пандусы, с которых спускаются Тени.

Финал

Финал

Премьера балета «Баядерка» состоялась 14 декабря. В ближайшие дни пермяки смогут увидеть этот спектакль 17 и 18 января 2019 года.

Аплодисменты! Финальный выход артистов и создателей спектакля 

Аплодисменты! Финальный выход артистов и создателей спектакля 

Ранее мы писали о премьере балета «Тщетная предосторожность» и рассказывали, как его создавали.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
21 дек 2018 в 11:48

А у меня вопрос насчёт цены билетов. По-моему, с нею что-то не так.

Гость
21 дек 2018 в 09:42

Масса неточностей в статье ;(