Два бездомных пермяка вернулись со съемок фильма «Сердце Пармы» в место, где они в последнее время живут — пермскую ночлежку или, если официально, Центр социальной адаптации бездомных. Мы съездили туда и пообщались с одним из актеров.
Нас встретил голубоглазый блондин в опрятном деловом костюме. Игорь Еремеев. 48 лет. Художник. Житель улиц. Сейчас — постоялец пермского центра социальной адаптации.
Сам о себе Игорь рассказывает: закончил художественное училище, рисовал маслом. Свое направление в живописи называет психоделикой. Есть портреты и пейзажи.
— Лучше мои картины смотреть, и я их еще покажу. У меня есть картины «Семь смертных грехов», «Портрет наркомана». А в 2001 году я участвовал в «Арт-салоне» на «Пермской ярмарке» со своими картинами, — вспоминает мужчина. — Даже был индивидуальным предпринимателем розничной продажи. В подчинении у меня были два продавца и водитель. Но понял: это не мое.
В Пермь Игорь приехал из поселка Вильва. Его дом пришел в аварийное состояние и разрушился.
— В Перми пытался устроиться городским садовником, у нас есть система по обслуживанию парков и садов, но с условием, чтобы было время писать картины. Ушел я по-английски, я и не цеплялся за эту работу. Потом закончились деньги. Нечем стало платить за аренду квартиры...
Мужчина обратился в благотворительный фонд «Территория передышки». Этот фонд помогает бездомным людям.
— В это время пришлось жить на Перми-2. Жил на вокзале, культурно, полулежа. Я хорошо выглядел, поэтому ко мне претензий у охраны не было, — вспоминает Игорь. — Я обычный транзитный пассажир.
Днем Игорь искал подработку, познакомился с местными бездомными.
— Я даже ел с ними из одной тарелки, — рассказал мужчина. — Они меня и кормили первое время. Бездомные были из разных городов. Причем интересные люди. Есть среди них и оптимисты. Об их историях я напишу отдельную книгу! Потому что я не только рисовать умею. Вообще, меня картины держат. Творчество хранит. Если нет внутреннего стержня, на улице так и пропадешь, забухаешь. Но это опыт выживания. У бездомных очень жестокие правила. Они не знают: проснутся утром или нет. Они звери друг с другом. Им надо выживать. Один бродяга, захотев обратно в тюрьму, ни за что зарезал двух незнакомых бомжей. К нам приходили следователи, показывали корочки, когда мы сидели на теплотрассе. Но ко мне другие бродяги относились со снисхождением. Я всегда ходил в деловом костюме. И сейчас я встречаю их иногда, они всегда приглашают: «Игорь! Заходи!»
Игорь рассказывает: порой бездомные «зарабатывают» прилично — за два часа на паперти можно набрать 600 рублей. Но он милостыню не просил — «коллеги» ему сказали, что ему ничего не дадут — «слишком довольное лицо». Работал на подработках, разгружал аттракционы. За 20 минут такой работы зарабатывал 200 рублей — «мне достаточно, я человек не привередливый. У меня правило: проще еда — длиннее жизнь».
Позже пермяк решил оформить документы в Центр социальной адаптации. В одной комнате здесь живут по шесть постояльцев. Порядок здесь соблюдают. Достаточно чисто. Есть библиотека. Устроиться можно на три месяца. Здесь с бездомными работают психологи, помогают восстановить документы, найти работу.
Здесь Игорю Еремееву и предложили отправить анкету на съемки в фильме «Сердце Пармы». Психолог центра Светлана Илькевич рассказывает: узнав от Игоря о его творческих способностях, она предложила ему попробовать себя в другой роли, посмотреть другой мир — не мир бездомных.
— У Игоря правильное лицо, высокие скулы, голубые глаза, светлые волосы. Именно такую внешность и просили в съемочной группе, — рассказала психолог центра социальной адаптации Светлана Илькевич. — Я достала телефон и сделала буквально один кадр. Отправила. А через два часа пришел ответ: «Да».
Светлана созвонилась и с другом Игоря Алексеем — попросила мужчину взять его на съемки. Интересно, что сам Игорь не знал, какой именно фильм и по какой книге снимается в Прикамье. А тут, в центре соцадаптации, он увидел роман «Сердце Пармы» Алексея Иванова в руках соседа.
Игорь Еремеев участвовал в масштабной сцене крещения вогулов. На съемочной площадке было 150 человек.
— Было пасмурно, прохладно, лето у нас не задалось. А надо заходить в воду. А я и плавать-то не умею! Но на берегу дежурил водолаз. Было 12 дублей. И каждый раз в холодную воду. Вот женщины молодцы. Ни одной жалобы. От нас просили одухотворенные лица. После окунания в такую воду нам даже играть не пришлось, — смеется Игорь.
За один съемочный день Игорь получал гонорар в 400 рублей
Сейчас пермяк ищет работу. Рад любой возможности вернуться к нормальной жизни. И, конечно, к творчеству. Друг Игоря признался, что очень переживает за своего товарища и попросил нашу редакцию рассказать, что Игорь не только художник, а прекрасный пародист, талантливый человек и мог бы работать ведущим.