Все новости
Все новости

Константин Райкин о Перми и культуре: «Кому-то гораздо спокойней, если здесь все будет средненько»

Откровенные размышления актера о театре и гербарии, Дон Жуане и рамках дозволенного

Актер и режиссер Константин Райкин в пермском Театре-Театре

Поделиться

В пермском Театре-Театре проходит фестиваль «PostФакт» (18+). Его почетным гостем стал актер театра и кино, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин.

Сам актер сыграл роль в спектакле «Дон Жуан» (18+) театра «Сатирикон», который наряду с другими спектаклями претендует на приз фестиваля. Кроме того, Константин Райкин выступил в собственном моноспектакле, охотно общался со зрителями и журналистами. Мы побывали на его пресс-конференции, лично пообщались с актером и делимся с читателями его ответами и ценными высказываниями.

О «Золотой маске» и гербарии


Суть фестиваля — показать спектакли, которым не хватило буквально одного — несколько баллов, чтобы стать победителями премии «Золотая маска». Они вошли в так называемый лонг-лист фестиваля. Помимо их просмотра, зрителям предложили участвовать в творческих лабораториях. Константин Райкин сказал о своем отношении к «Золотой маске» и роли зрителей в театре.

— Мне очень нравится, что на этом фестивале зритель участвует в театральных процессах, что здесь о нем думают, — говорит актер. — Я тоже имел дело с «маской» много лет, практически с момента ее образования. Она время от времени отмечает наш театр подарками. Это не имеет прямого отношения к истинным ценностям, это просто приятно. Фестиваль «Золотая маска» — важное и нужное дело, и я прослеживаю это. Но отношения к оценке жюри не всегда вызывают согласие, а иногда протест и даже возмущение. Например, я слышал, когда очень уважаемые и любимые мной люди говорили не только от себя, но от имени жюри и экспертного совета, что их не интересует зрительский успех. Для меня это практически враждебное заявление. Не то чтобы зрительский успех это истина в последней инстанции, ведь успехом у зрителей могут пользоваться и недостойные и безвкусные вещи. И тем не менее у хорошо получившегося спектакля зрительский успех должен быть обязательно. Если его нет, значит, допущена какая-то ошибка.

В спектакле «Над балаганом небо...» (12+)

В спектакле «Над балаганом небо...» (12+)

Поделиться

— Когда я выстраивал картину «Золотых масок», то среди победителей были такие замысловато-элитарные спектакли, что если построить театр, в котором будут идти только победители, такой театр прогорит. Потому что они лишены некоего простодушия, демократизма и необходимой связи со зрителем. Мало кто думает о том, чтобы быть понятым. Конечно, нужно вести зрителя за собой, но нужно, чтобы эта пуповина, соединяющая театр и зрителя, не рвалась. Театр — это единственный вид искусства, который без зрителей просто не может быть. Когда картина висит в выходной день в музее, она все равно есть. Даже ночью, когда выключен свет. А театр без зрителя не может быть. Разве можно с лесом познакомиться по гербарию или изучать любовь с точки зрения гинеколога или сексопатолога? Это не есть любовь. Так же и это.

Кто остановит Дон Жуана?


В спектакле Мольера «Дон Жуан», который увидели пермяки, Константин Райкин играет роль Сганареля — слуги Дона. Райкин восхищается тем, насколько Мольер мог предвидеть то, что происходит сейчас.

— Речь здесь не о некоем любовнике и конкретном сердцееде. Эта сторона не главная, поэтому на роль Дон Жуана выбран актер Тимофей Трибунцев, который не является каким-то каноническим красавцем или образцовыми самцом, на которого принято западать. Дон Жуан здесь — некий носитель эксперимента, испытывающий, до какой степени можно отодвигать границы дозволенного, общепринятого. Насколько Господь, Небо, какой-то мировой закон позволит человеку нарушать эти рамки. Когда его остановят? Вот в чем азарт у Дон Жуана у Мольера и Дон Хуана у Пушкина. Это такой риск. И выводы можно сделать очень тревожные. Да, это комедия, но умная, философская, меняющая эмоциональный оттенок. Но спектакль рассчитан на зрителя, который не только смеется.

О любви к родине и слове, которое все затеребунькали


Зрители спросили, стоит ли вообще говорить о сложностях сегодняшнего времени и ругать его, уподобляясь ворчанию бабушек. Может быть, лучше абстрагироваться?

— Что же мы стесняемся ругать свое время? — обратился Райкин к зрителям. — Очень нужно его ругать. Для того, чтобы оно стало лучше, чтобы пытаться его изменить. Я часто слышу от очень агрессивно-неумных людей, демагогов, мнение, что любое недовольство чем-то — это проявление нелюбви или отсутствие качества… Не хочу говорить это слово, которое все затеребунькали, которое как-бы обозначает любовь к родине. Вот вы его назвали (патриотизм. — Прим. ред.). И это слово мне осточертело. Потому что это подмена глупая, для дураков. Я считаю, что чем больше ты любишь город, край, народ, с которым ты живешь, культуру, тем больше ты обращаешь внимание на недостатки. Можно ругать с ненавистью, а можно — с любовью и болью.

В спектакле «Дон Жуан» с актером Тимофеем Трибунцевым

В спектакле «Дон Жуан» с актером Тимофеем Трибунцевым

Поделиться

Недавно в Театре-Театре произошел конфликт. Молодая актриса Дарья Егорова выступила в защиту актера Павла Устинова, несправедливо задержанного в Москве. Девушка высказала свою поддержку после премьеры спектакля. Коллеги и часть зрителей осудили ее за то, что она нарушила этику театра, другие — поддержали. Павел Устинов — выпускник Высшей школы сценических искусств Константина Райкина. Мы спросили актера, как он относится в произошедшему в театре.

— Я не хотел бы разбираться в этом. Более того, я вижу, как на такие вещи бросаются средства массовой информации. Какая-то чрезмерная любовь к жареному. Мне кажется, что СМИ очень часто, желая того или нет, раздувают всяческие скандалы. И мне в этом видится некая бездумность, интерес к любому скандалу. Если бы какая-нибудь премьера или художественный результат вызывал бы такой интерес, как какая-то неурядица или скандал... Я прихожу иногда к очень печальному выводу: какой лучший подарок может сделать артист средствам массовой информации? Умереть. Вот что вызывает безумный интерес. Что-то произошло в театре, какой-то инцидент. Я не хочу его разбирать. я доверяю художественному руководству этого театра. Пусть в этом разбираются сами, не хочу это комментировать.

«Кому-то очень страшно за свое место, свое седалище»


Константин Райкин бывал в Перми много раз и уже не первый раз участвует в театральном фестивале. Мы спросили, сложились ли у него отношения с нашим городом и что он для него значит.

На фестивале «PostФакт» в Перми

На фестивале «PostФакт» в Перми

Поделиться

— Пермь для меня — это и конкретные люди, и здания, и моя артистка Аня Петрова из Перми. Люблю ее как родную, как талантливую представительницу молодого поколения. Но Пермь для меня — и тревога, потому что я очень внимательно слежу, как здесь происходит борьба между чиновниками и деятелями культуры. И даже я сам некоторое время назад принимал участие в ней. Но я вижу, как эта борьба продолжается. Как здесь кому-то совершенно не нужно, чтобы творческая жизнь била ключом. Я очень внимательно и с тревогой слежу, как отсюда уехал Марат Гельман, Курентзис, какие битвы и сложности происходили вокруг этого театра (Театр-Театр. — Прим. ред.). Я понимаю, что кому-то совершенно не нужно, чтобы здесь были лучшие художники, дирижеры и режиссеры, чтобы здесь был действительно мощнейший центр культуры, каким вполне может стать Пермь. Кому-то гораздо спокойней, если здесь все будет средненько. Люди искусства — это мощные люди, они беспокоят — что-то придумывают, изобретают, привлекают к себе какую-то публику, взрыхляют почву и сеют атмосферу непокоя. А кому-то очень страшно за свое место, свое седалище. Мне это знакомо, и, наблюдая на примере этого города, я слежу за тем, как развивается судьба культуры в нашей стране. И я очень встревожен.

Ранее мы рассказывали о новом спектакле Театра-Театра «Дом Бернарды Альбы» (16+) Театра-Театра. Поставила спектакль режиссер из Болгарии Диана Добрева, сценографией и костюмами для спектакля занималась болгарская художница Мира Каланова.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter