Все новости
Все новости

Особенности национальной приемной кампании

В полном разгаре приемная кампания. В условиях демографической ямы вузы активно ищут новые формы привлечения абитуриентов. Еду как-то по проспекту в сторону центра. Вижу здание. На первом этаже – кафе, рядом закусочная, бар... А ровно посередине подъезд с

Поделиться

Поделиться

Приведи друга и получи скидку

В полном разгаре приемная кампания. В условиях демографической ямы вузы активно ищут новые формы привлечения абитуриентов.

Тенденция, однако

Еду как-то по проспекту в сторону центра. Вижу здание. На первом этаже – кафе, рядом закусочная, бар... А ровно посередине подъезд с табличкой: «Московский (такой-то) институт, филиал». Питейные заведения и – институт... Как-то не вяжется. Не может по определению столичный вуз соседствовать со злачными местами. Глядя на такое, невольно согласишься со все чаще раздающимися высказываниями о девальвации высшего образования. В данном случае весьма заметно: материальную базу и, как следствие, образование достойное этот вуз, по всей видимости, предоставить не способен...

В аналогичный вуз – с громким столичным названием и заверениями о некоей изысканности получаемого образования поступила одна моя знакомая. Девушка молодая, амбициозная, она видела себя через пять лет не иначе как руководителем пресс-службы Кремля (училась на соответствующем факультете). Но на втором курсе будущую великую пиарщицу начали одолевать сомнения: ни тебе обещанных маститых профессоров из Москвы, ни стажировок в столице, ни даже приличных лекций! Занятия проводили «залетные» из других, причем, местных вузов преподаватели, которые действовали по всем правилам временщиков: побыстрее оттарабанить лекцию, скачанную подчас с Интернета, да и отправиться скорей восвояси.

Между тем деньги за обучение брали немалые. Это для девушки финансировала мама: женщина, как говорится, конкретная – из сферы торговли. Видя недовольство дочери, она задала как-то резонный вопрос: почему я должна продолжать вкладывать свои кровные в этот не соответствующий рекламе (на которую повелась дочь) продукт? Финансовый поток был обрублен. Упрямая девица перевелась на заочное отделение, пошла работать. За обучение платила сама. Однако на третьем курсе студентка сломалась. Забрала документы и просто уехала в Москву. Поступила в реальный вуз с реальными столичными преподавателями, работает, учится. Теперь – заочно. Сожалеет о потерянных деньгах и времени.

Кстати, в регионах наметилась тенденция. Если вести речь об абитуриентах, они охотнее и чаще уезжают в Москву и Питер. Не только потому что заработали хорошие оценки по ЕГЭ, вследствие чего желают учиться в престижных вузах. А и по более банальному расчету: в столицах больше вузов, в них больше мест. Соответственно, больше шансов поступить на бюджет. «Здесь, в провинции, – комментирует, например, недавний выпускник школы Виктор, – поступить на бюджет суперсложно. Если кто и поступает на бюджет, то это, как правило, дети весьма имущих родителей или большого начальства».

По этому поводу в студенческом фольклоре сложилось даже несколько примет. Если, скажем, при поступлении даже за бланк заявления на имя ректора заставляют платить – бегите оттуда. Вуз предельно коммерциализирован (или коррумпирован), а образовательный эффект, как правило, невысок.

На доходчивом языке

Закон джунглей: выживает сильнейший. То же и с вузами. Ряд заведений потихонечку захиревает. Красноречивый пример. Все хуже идут дела в местном филиале одного юридического вуза. Дело в том, что выпускников этого частного заведения работодатели бракуют – не берут на работу. Их понять можно: юристов слишком много развелось и, конечно, предпочтительнее специалисты с дипломами солидных, государственных вузов – с имиджем и со стажем.

Клиенты (в данном случае платежеспособные родители), как только узнают о том, что после учебы работу не найти, тут же дают своим сыновьям и дочкам отбой по этому вузу. В прошлом году недобор составил 50 процентов. В этом году численность выпускников еще ниже.

Чтобы не потерять работу, руководители вуза решились на креативное решение. Лично снялись в клипе – рекламно-биографическом, настойчиво убеждая абитуриентов не отказываться от идеи поступления в их учебное заведение. Но и это не помогло: в этом году абитуриентов решили не набирать, заведение окончательно закрылось.

Другой вуз поступил более дальновидно. Создал при своем учреждении школу для детей. С младых ногтей ребята будут приходить в стены учебного заведения, учиться по разным развивающим программам. И, в конце концов, настолько привыкнут к высшему учебному заведению, что никуда уже больше не захотят идти.

А в одном из учреждений из сферы среднего специального образования технической направленности возникла (опять же, выживаемости ради) такая традиция. Перед каждой приемной кампанией уже имеющихся студентов убеждают подготовить концертную программу: танцы, песни под гитару, художественная декламация. Затем ребят усаживают в арендованный автобус, и они разъезжают по городам и весям Челябинской области с концертами для жителей районных центров, деревень, городов. После концерта обязательно зрителям сообщают: видите, какие студенты у нас классные! Приезжайте, поступайте, мы вам и профессию дадим, и к художественному творчеству приобщим.

Или еще прием: через Интернет. Где «пасутся» сегодняшние дети днем и ночью? В Интернете! Значит, там и надо размещать информацию, – решили иные ученые умы. И вот уже в социальных сетях (например, «ВКонтакте») создаются группы, где на доходчивом языке выпускникам разъясняют преимущества того или иного вуза. Так реклама стучится в их преданные Интернету сердца. А ведь еще недавно вузовские администраторы называли раскрутку университета через социальные сети чепухой, глупостями.

Есть и не слишком приглядные примеры действий в рамках соперничества. У одного из уважаемых вузов в разгар приемной кампании взломали и развалили сайт. В ответ учебное заведение распространило о конкуренте, со стороны которого заподозрило сие неправомерное деяние, сообщение такого свойства: подумайте, стоит ли туда поступать, да там же половина факультетов не сегодня-завтра закрывается! И поди докажи обратное. Конкуренция между вузами действительно жестокая.

Диплом, дискотека

В результате спада рождаемости в девяностые годы, по прогнозам Министерства образования и науки РФ, к 2015 году в российских вузах останется около четырех с половиной миллионов студентов (против примерно семи миллионов в 2010–2011 учебном году). Стартовавшая 20 июня приемная кампания этого года пока эти прогнозы подтверждает.

В завершение – несколько фактов из жизни столичных вузов, ведь наметившиеся там тенденции рано или поздно перетекут и сюда, в провинцию. Привычные дни открытых дверей там давно не в ходу и считаются «детским лепетом». Многие столичные вузы организуют бесплатные курсы подготовки к ЕГЭ. Выпускник, посещающий такие курсы в течение определенного времени, считает себя уже чем-то обязанным и в конце концов поступает именно тот вуз, при котором действуют такие курсы.

Ряд столичных вузов раскручивает кампанию в духе «Гербалайф». Распространяет объявление: «Приведи 10 друзей и обучайся бесплатно». Встречаются также такие варианты: «Приведи друга и получи скидку – 10 процентов от стоимости обучения».

Но дальше всех пошел некий Профессиональный университет, заклеивший всю Москву рекламой своего «Дня знаний» с участием таких деятелей шоу-бизнеса, как Дима Билан и Ксения Собчак. Рекламные проспекты кричали: «Отсрочка от армии, диплом гособразца, дискотека». Кто больше?!

Кстати, на Западе образовательные льготы – обычное дело. Чаще других под них подпадают отличники и по-настоящему талантливые ребята. Размер скидки в каждом конкретном случае индивидуален. Типичные скидки – за раннюю оплату или при оплате сразу всего курса обучения.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter